344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

«Волшебная поляна была на самом деле…». Нил Гейман: биография и творчество

https://www.high-endrolex.com/26

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. (фото с сайта https://www.livelib.ru/author/231252/pictures)
Нил Гейман (фото с сайта https://www.livelib.ru/author/231252/pictures)

Я понял, что стиль может быть прекрасен. Я понял, что в книге непрояснённое, неосязаемое может быть столь же важно, как и явное. Я понял, что у нас есть право — или долг — пересказывать древние истории по-своему; ибо это — наши истории, и они должны быть рассказаны.

Нил Гейман

Хочу вас познакомить с один из самых известных англоязычных писателей-фантастов – Нилом Гейманом, автором графических романов и комиксов, сценаристом, обладателем множества литературных премий - «Хьюго» (ежегодная англоязычная читательская литературная премия в области научной фантастики), «Небьюла» (ежегодно вручается Американской ассоциацией писателей-фантастов (SWFA) за лучшие научно-фантастические произведения в разных жанрах), Мифопоэтическая премия (литературная премия, вручаемая Мифопоэтическим сообществом авторам за выдающиеся произведения в области фэнтези, а также за научные работы в этой области), премии Брэма Стокера (награда, присуждаемая Ассоциацией авторов романов ужасов за выдающиеся достижения в литературе ужасов, мистики и тёмной фэнтези) и других. Многие произведения писателя были экранизированы.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман 
Нил Гейман (фото с сайта https://www.babelio.com/auteur/Neil-Gaiman/4980/photos)

Нил Гейман родился 10 ноября 1960 года в английском городе Портсмут, в семье, имеющей польское происхождение. Отец будущего писателя работал в сети продовольственных магазинов, которую основал ещё его дед, мать трудилась фармацевтом. Нил рано научился читать – в 4 года, в детстве его любимыми произведениями были «Алиса в стране чудес», «Хроники Нарнии» и «Властелин колец».

В 1977 году Нил Гейман окончил среднюю школу и решил заняться карьерой журналиста. Он переводил интервью и писал рецензии на книги, но первоначально это занятие не приносило успеха и только в начале 80-х стали выходить его публикации, первой из которых стал фэнтезийный рассказ «Featherquest» (не переведён на русский язык), напечатанный в 1984 году в журнале Imagine Magazine («Представьте себе»). В том же году Нил Гейман написал свою первую книгу: это была биография группы «Дюран-Дюран». Первый тираж был довольно быстро распродан, хотя сам автор был не слишком доволен своей работой. Вскоре вышла его книга «Не паникуй! История создания книги «Автостопом по Галактике» – прекрасное исследование, рассказывающее о писателе Дугласе Адамсе и его книге «Автостопом по галактике».

В 1987 Нил Гейман заканчивает карьеру журналиста. Он объяснил это тем, что британские газеты слишком часто выдают вымысел за правду.

Немногим ранее, в 1985 году, Гейман решил заняться комиксами, делом, которое к тому времени, мягко говоря, находилось в довольно плачевном состоянии. Он купил пару книг, рассказывающих о принципах создания комиксов, и подружился с Аланом Муром, писателем, известным своими работами в этой области, и начал создавать графические романы для нескольких издателей.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман (фото с сайта https://www.livelib.ru/author/231252/pictures)
Нил Гейман (фото с сайта https://www.livelib.ru/author/231252/pictures)
Нажмите для увеличения. Комикс Сэндман (Песочный человек)
Комикс «Сэндман» («Песочный человек») (фото с сайта https://www.ozon.ru/product/the-sandman-omnibus-volume-1-29837971/)

После трёх лет практики в чужих проектах, Нил Гейман решает попробовать свои силы в создании оригинальной серии комиксов. Для этого он берёт порядком подзабытого героя ужастиков 30-х годов, и в 1989 году появляется первый номер комикса «Сэндман» («Песочный человек»). (18+)

Гейман не особенно надеялся на успех своего детища, но это был как раз тот случай, когда он ошибся. «Сэндман» стал пользоваться невероятной популярностью, расходясь многотысячными (а позже и миллионными) тиражами. В 1991 году его девятнадцатый выпуск даже завоевал Всемирную премию фэнтези («World Fantasy Award») — это был первый в истории случай, когда престижную литературную награду дали комиксу.

Еще несколько лет Гейман старательно выкраивал время между очередными выпусками приносящих деньги комиксов, чтобы заниматься другими, более интересными ему вещами: он написал еще несколько графических романов, работал для телевидения над сериалом «Никогде» («Neverwhere»), создал сценарий одного из эпизодов сериала «Вавилон-5» и английским вариантом перевода культового японского мультфильма «Принцесса Мононоке», за что был номинирован на «Небьюлу».

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Задверье
Нил Гейман. Задверье (фото книги из фонда библиотеки)

Работа для телевидения вдохновила Геймана на написание новой книги — романа «Задверье», в другом переводе – «Никогде» (16+) (Neverwhere) (1996), основанного на мотивах одноименного телесериала.

Гейман, Н. Задверье : [Текст] / Нил Гейман ; [пер. с англ. А. А. Комаринец]. - Москва : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. - 412, [1] с. - (Альтернатива. Фантастика).

Этот роман в жанре городской фэнтези, который стал первой «сольной» книгой автора, получил весьма благоприятные отзывы и был номинирован на Британскую премию фэнтези, Премию Брэма Стокера, Мифопоэтическую премию.

В 1997 году Гейман написал свою первую книгу для детей — графический роман «День, когда я сменял папу на двух золотых рыбок», а чуть позже последовала «Звёздная пыль» (1998 г.) (16+) — сказочная история про фей, предназначенная уже для подростков и удостоенная в 1999 году Мифопоэтической премии (хотя я считаю, что читать «Звёздную пыль» следует в более взрослом возрасте: некоторые сцены совсем не детские).

Гейман, Н. Звёздная пыль : [Текст] / Нил Гейман ; [пер. с англ. А. Дубининой]. - Москва : АСТ ; Владимир ВКТ, 2008. - 253, [1] с.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Звёздная пыль
Нил Гейман. Звёздная пыль (фото книги из фонда библиотеки)

Первоначально она была издана в четырёх частях с иллюстрациями (поэтому в соавторах значится художник Чарльз Весс), а потом вышла одним томом, уже без картинок. В 2007 году роман был экранизирован. Главные роли в фильме исполнили Клэр Дэйнс, Чарли Кокс и Мишель Пфайфер.

«Звёздная пыль» Нила Геймана отличается от других его произведений стилем написания, поскольку автор пытался следовать традициям авторов фэнтези, которые работали до Толкиена, например, таких как Джеймс Брэнч Кейбелл.

История начинается в деревне Застенье, которая граничит с волшебным миром, куда юноша Тристан отправляется на поиски упавшей звезды для своей девушки Виктории. Для этого парень тайком проникает в мир фей и волшебников, где свои порядки и законы. Кто же знал, что звезда окажется не булыжником, а живой девушкой? Или то, что за миловидной девушкой охотятся злые ведьмы, для которых она – источник вечной молодости и красоты?

Нил Гейман «Звёздную пыль» написал как сказку в её традиционном понимании. В ней — действия, в ней – живые герои: они учатся, взрослеют, влюбляются, становятся мудрее. Смелость главного героя наводит читателей на мысль о том, что риск – дело благородное, и каждому воздастся по заслугам.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман
Нил Гейман (фото с сайта https://allanamato.com/portfolio/neil-gaiman-illuminate-parkinsons/)

Наш автор, как всегда, отличился оригинальностью: необычные повороты сюжета завлекают читателей в мир книги снова и снова. Даже для фэнтези история выглядит нестандартно.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.
Нил Гейман. (фото с сайта https://www.babelio.com/auteur/Neil-Gaiman/4980/photos)

В 1992 году писатель перебрался на новое место жительства, уехав из Англии в Соединенные Штаты. Отчасти это было связано с тем, что жена Геймана — американка (он женат на певице и актрисе Аманде Палмер, солистке рок-дуэта «Дрезденские куколки» (Dresden Dolls), отчасти — примером Дугласа Адамса, который тоже перебрался из Англии в Санта-Барбару, отчасти же — мечтой Нила о... доме.

«Я сказал своей жене, что хотел бы жить в доме из фильма «Семейка Адамсов», — объяснял он. — В Англии вы такого не найдёте! Вы можете найти настоящий тюдоровский дом, построенный настоящими Тюдорами в тюдоровские времена, но чего вам никогда не достать — так это правильного, честного дома из «Семейки Адамсов». Мне хотелось викторианской готики. Чего-то такого, от чего реально мурашки по коже. Мне хотелось башню. Так что я начал искать, и тут же нашёл. Вот ещё одна прекрасная черта Америки. Они такие вещи просто выбрасывают! И они выглядят так клёво! Это настоящая американская готика! Леденящая душу! Каждый год на Хеллоуин мы ставим на стол разные хеллоуинские сладости и выкладываем на порог стопку комиксов. И каждый раз мы выкидываем и сладости и комиксы, потому что дети просто боятся подходить к нашему дому. За все эти годы не подошёл ни один!»

Вскоре после переезда Гейман выпустил еще один, самый знаменитый свой роман для взрослых — «Американские боги» (2001 г.). (18+), и получил за это премии Брэма Стокера и Хьюго, а также массу престижных мест в номинационных списках.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Коралина
Нил Гейман. Коралина  (фото книги из фонда библиотеки)

В 2002 году увидела свет еще одна знаковая работа писателя — повесть «Коралина», (12+) которую критики охарактеризовали определением: «Алиса в Стране Чудес», написанная Стивеном Кингом». По повести в 2009 г. была снята анимационная картина «Коралина в стране кошмаров».

Гейман, Н. Коралина / Нил Гейман ; [пер. с англ. Е. Кононенко]. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 218, [2] с. : ил.

В 2003 году «Коралина» выиграла премии «Хьюго», «Небьюла», «Локус» (литературная премия в области научной фантастики и фэнтези, присуждаемая ежегодно с 1971 года по итогам голосования читателей журнала «Локус» (Locus Magazine) и премию Брэма Стокера.

«Коралину» Нил Гейман задумывал как сказку на ночь для своей дочери на 5 - 10 страниц, но, по его словам, у истории были свои планы на этот счёт… И хотя критики проводят аналогию со сказкой «Алиса в стране чудес», однако, можно смело сказать, что писатель не перерабатывал идеи Кэррола, а создал свою собственную, уникальную, не похожую ни на какие другие страшную сказку.


Нажмите для увеличения. Премия Небьюла

«Эта книга – шедевр, наполненный утонченным ужасом классических сказок!», – такое определение даёт книге Терри Пратчетт (популярный английский писатель).

Коралина (не путайте с Каролиной, ей это не нравится) переехала с родителями в большой старый дом. Их семье принадлежит только его часть. Ещё в нем живут старый дрессировщик белых мышей и две престарелые актрисы, которые умеют гадать по чаинкам и могут подарить полезный артефакт. Никогда не знаешь, когда такая штука сможет пригодиться, поэтому лучше её всегда носить с собой в кармане. Одним словом, с соседями повезло. Но родители-трудоголики не уделяют ей достаточного внимания, девочке скучно и одиноко, нечем занять свое свободное время.


Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Коралина

Коралина – страстный исследователь. За две недели после переезда она полностью исследовала сад около дома и его обитателей. Потом настала очередь дома. В нём обнаружилось двадцать одно окно и тринадцать дверей. Четырнадцатая большая, резная деревянная дверь находилась в углу гостиной и никуда не вела, хотя и открывалась. С помощью стула и веника девочка раздобыла чёрный ключ от старой двери и решительно отправилась на встречу со своим опасным приключением. Отперев дверь, она попадает в параллельный мир, яркий и красочный, намного интереснее реальности: здесь мама лучше готовит, папа с удовольствием возится в саду, они всё время готовы посвящать играм с Коралиной, покупать ей, что только она захочет… друг не так много болтает. Вроде бы всё хорошо, и родители этого мира хотят, чтобы Коралина осталась с ними и стала их маленькой дочкой, но… За всем этим благополучием скрывается страшная тайна: есть у этих родителей одна странность - у них вместо живых глаз – пуговицы, а ещё там томятся в плену другие дети.

Для того, чтобы остаться в этом мире навсегда, Коралине предлагают тоже пришить пуговицы вместо глаз. И Коралине придется справиться со всей этой ситуацией. Ей надо проявить смелость и отвагу, чтобы вернуться в свой настоящий дом и спасти попавших в плен детей.

Девочка демонстрирует юным читателям потрясающую храбрость, гибкий ум, умение принимать решения и безграничное воображение.

Сказка ложь, да в ней намёк! История поучительная как для детей, так и для родителей. Дети увидят, что важно ценить то, что имеешь, быть за это благодарным и не думать о том, что где-то трава зеленее. Никто не заменит настоящих родителей. Несмотря на занятость родителей, они любят своих детей, ведь всё делается ради них. И Коралина осознаёт это в результате всех произошедших с ней приключений.

Некоторые в родителях Коралины увидят себя и, может, поймут, что детей нужно не только покормить и одеть. Им важно внимание, общение.

Идея «Волков в стенах» (2003 г.) (6+) пришла к писателю после кошмарного сна, увиденного его младшей дочерью Мэдди, в котором волки царапались в стену. Она рассказала об этом отцу, и Нил Гейман поведал ей несколько сказок, герои которых были пойманы волками, но сумели спастись. Так отец помог девочке справиться с тревогой, инициированной кошмаром.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Волки в стенах
Нил Гейман. Волки в стенах (фото с сайта https://www.zipcomic.com/the-wolves-in-the-walls-issue-full)

Гейман, Н. Волки в стенах / написал Нил Гейман ; нарисовал Дэйв Маккин ; [пер. с англ. М. Немцова]. - Москва : Livebook, 2014. - [54] с. : цв. ил.

Таким образом появилась эта очень необычная, можно сказать, новаторская, книга. За внешне абсурдным сюжетом скрывается глубокое содержание. Нил Гейман в очередной раз поражает меня до глубины души, создавая чудеса там, где их никто не находит. В этот раз эти чудеса обнаружились в стенах, да не просто чудеса, а целые волки.

Гейман создал это произведение в тандеме с художником Дэйвом Маккином. Вполне в традиции Льюиса Кэрролла, писатель в своей графической сказке исходит из нелепицы в стране чудес. Гейман и Маккин возродили нонсенс, как литературный и визуальный приём, благодаря теснейшей связи текста и зрительных образов.

«Волки в стенах» – это, прежде всего, потрясающие иллюстрации. Они идеально подходят к тексту Геймана - такие же сюрреалистичные, окутанные атмосферой таинственности; такие же живые и красочные, но при этом словно повёрнутые под странным углом, с искажением перспективы. Шикарнее всего выглядят иллюстрации, в которые вставлены элементы фотографий. Вообще эта книга — кладезь вдохновения. Такие яркие, самобытные, сильные рисунки!

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Волки в стенах
Нил Гейман. Волки в стенах (фото с сайта https://www.zipcomic.com/the-wolves-in-the-walls-issue-full)

Впечатления, подаренные «Волками в стенах», способны растормошить фантазию и подтолкнуть к творчеству. Впрочем, здесь такой сплав текста и рисунков, что, пожалуй, говорить: «это, прежде всего, иллюстрации» — неправильно. Одно без другого просто не существует. Здесь лучший симбиоз художника и писателя из тех, что я видела.

Это позволяет за внешней весёлостью пронести очень серьезные, порой, революционные мысли. Например, показать детям, насколько далеки их родители от всеведения.

Обычно сказки предостерегают детей от непослушания, рассказывая о страшной участи, которая ждет непокорного ребенка. Гейман ломает эту традицию уже в «Коралине». Но и в сказке «Волки в стенах» спасителем выступает именно ребёнок, исправляя нерадивость и уверенность в своей правоте вечно занятых взрослых.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Волки в стенах
Нил Гейман. Волки в стенах  (фото с сайта https://www.zipcomic.com/the-wolves-in-the-walls-issue-full)

Наверно, все из нас, когда были детьми, чего-либо боялись, например, темноты, но темнота ли была страхом? Или то, что могло в ней скрываться? А вот Люси слышала и боялась волков, которые живут в стенах, которые могут вылезти из щёлок! А уж если волки вылезут из щёлок, значит - всё. Но мама, папа и брат не воспринимали всё всерьёз. Маленькая Люси, подобно всем известному пастушку, кричала: «Волки! Волки!», — но ей никто не верил. Не верил до тех пор, пока волки не захватывают жилище.

Оказавшись на улице, взрослые готовы искать себе новое пристанище, и лишь маленькая Люси не намерена смиряться с захватчиками. Она направляется в дом, чтобы вызволить из плена свою любимую игрушку…

В этой небольшой книге можно найти лекарство от детских страхов, ведь главное — это перебороть себя и понять, что волки-то тоже чего-то, да боятся. И стоит лишь включить смекалку и смелость, как сразу найдется решение. Прекрасная история для рассказывания ребёнку, боящемуся… темноты, злой тёти, волков, остаться дома одному (нужное подчеркнуть).

Дэйву Маккину удалось нарисовать обаятельных волков: непонятной формы, с горящими глазками-точечками, с языками на плечах, спящих кверху пузом в твоих носках, играющих в приставку и кривляющихся, будто малые дети. Авторы переводят страх в реальное поле и делают игровым и даже немножко смешным. А уж если то, чего боишься, вдруг вылезло из щёлок и сделало самое-самое прикольное – потому что запретное, то… Два самых молодых волка в стае залезли в банки маминого домашнего варенья и ели его прямо из банок, а ещё мазали им стены. Ну не страшно больше. И всё тут.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Волки в стенах
Нил Гейман. Волки в стенах (фото с сайта https://www.zipcomic.com/the-wolves-in-the-walls-issue-full)

За счёт разного размера шрифта ты понимаешь, где какое выражение и какая голосовая интонация должна быть: где Люси шепчет, где волки кричат, где папа монотонно говорит... Характеры очень разные и можно мгновенно найти именно свой голос.

«Волки в стенах» — коротенькая книга, в ней едва ли можно насчитать 2 000 слов, всего 60 страниц, но, дополненная новаторскими графическими образами, она приобретает дополнительную глубину и объем.

«Волки в стенах» — очень умная детская книга. Гейман и Маккин, переработав классическое детское литературное наследие, создали абсолютно современную историю, доступную самому широкому кругу читателей.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Сыновья Ананси
Нил Гейман. Сыновья Ананси  (фото книги из фонда библиотеки)

А в 2005 году вышел новый роман Нила Геймана «Сыновья Ананси», в другом переводе «Дети Ананси» (16+) (Anansi Boys), относящийся к миру «Американских Богов», который в 2006 году завоевал Мифопоэтическую премию. Роман также номинировался на премию «Хьюго», но Гейман попросил вычеркнуть его из номинационного листа для того, чтобы дать шанс другим писателям.

Гейман, Н. Дети Ананси / Нил Гейман ; [пер. с англ. А.А. Комаринец]. - Москва : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006. - 347, [1] с.

Первым полноценным романом для детей после бестселлера «Коралина» стала «История с кладбищем» (12+) (2008 год), которая собрала целую серию наград – «Хьюго», «Локус», «Немецкую фантастическую премию», а также «Медаль Ньюбери» (американская ежегодная литературная премия, присуждаемая автору за выдающийся вклад в американскую литературу для детей).


Нажмите для увеличения. Нил Гейман. История с кладбищем
Нил Гейман. История с кладбищем (фото с сайта https://remont.gatezone.ru/vidos/zY6dwCCdHPQ)

Гейман, Н. История с кладбищем [Текст] / Нил Гейман ; [пер. с англ. Е. Мартинкевич]. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 310, [7] с. : ил.

Атмосфера книги довольно необычная: она немного грустна и мрачновата, с одной стороны, и её очень легко читать – с другой. Подобно любой хорошей детской книжке «История с кладбищем» усваивается одинаково легко и детьми, и взрослыми, но почему-то совсем не вызывает ощущения наивности. Сам Гейман неоднократно утверждал, что на написание этой сказки его вдохновили книга Редьяда Киплинга «Книга Джунглей» и его маленький сынишка, однажды поколесивший на трёхколесном велосипеде по кладбищу во время посещения места упокоения родственников вместе с родителями. Как и в «Коралине», Нилу Гейману удаётся сконструировать новый, непохожий ни на какие другие, захватывающий мир.

Место действия придаёт неповторимый колорит всей книжке. Как принято говорить, это атмосферно, очень. Большая часть событий происходит на старом кладбище на холме. Это предполагает специфические, хотя и привлекательные в некотором роде, будоражащие воображение декорации — спокойствие, тишина, зелень, надгробные плиты с памятными надписями, и замечательных, пусть и не совсем обычных, героев.

На страницах «Книги кладбищ» (почему «Книга кладбищ» в результате переводческого каприза сменила название на нелепую «Историю с кладбищем», сказать невозможно) мы узнаём приключенческую историю кладбищенского Маугли. В ночь, когда погибла вся его семья, крошечный мальчик каким-то чудом оказывается на улице и даже добирается до старого кладбища.

«Это кладбище нельзя было назвать оплотом демократии, тем не менее, перед смертью все равны. У каждого из покойников было право голоса и собственное мнение о том, принимать ли в свои руки живого ребёнка. И все непременно хотели высказаться».

О том, кто сказал решающее слово на этом «совете», и что за слово это было - узнаете сами.

Но маленький Никт (так назвали его жители кладбища, не зная настоящего имени; «Никт», сокращенно от «Никто») находит здесь приют на долгие годы. Ему, в связи с трагическими обстоятельствами его только начавшийся жизни, дарована Свобода Кладбища, что значит, территория покоя и забвения станет его домом. Поэтому мальчика усыновит викторианская чета призраков - мистер и миссис Оуэнс - и воспитает, как родного; окружат заботой все обитатели кладбища всех времен и народов, а его наставником станет таинственный, благородный и мудрый Сайлас. И живому малышу Никту придется изрядно постараться, овладевая способностями загробного мира и изрядно бедокуря, как только может озорной мальчишка.

«…Ты стал почётным гражданином кладбища, - объяснял Сайлес. - Так что оно о тебе заботится. Здесь ты видишь в темноте. Можешь ходить дорогами, недоступными живым. Другие люди - живые - тебя не замечают. Мне тоже дали почетное гражданство, хотя в моем случае оно выражается лишь в праве проживания.

- Я хочу быть таким, как ты! — Никт выпятил нижнюю губу.

- Нет, - твердо отвечал Сайлес. — Не советую».

Каким интересным местом для растущего малыша становится старое кладбище! Ведь только общаясь с привидениями, можно узнать настоящую историю Англии с деталями, которых нет ни в одном учебнике, только там можно подружиться с ведьмой и не испугаться страшного Слира, только, будучи гражданином кладбища, можно научиться проходить сквозь стены, становиться невидимым и гулять по снам живых.

И всё бы ничего, но единственному живому человечку хочется хоть иногда быть среди таких же, как он, среди людей, которые дышат. Поскольку на кладбище приходят жители городка, захватив своих детей, Никт знакомится с маленькой Скарлетт.

А как много увлекательного могут рассказать друг другу мальчик и девочка, если он никогда не был за оградой, а она — не умеет разговаривать с мертвыми и видеть их...

«Каждый будний день после обеда друзья вместе гуляли по кладбищу, водили пальцами по надписям, иногда переписывали эпитафии. Никт сообщал Скарлетт всё, что знал про обитателей этой могилы, мавзолея или гробницы, а она рассказывала о том, что прочитала или услышала, или просто о большом мире: об автомобилях, автобусах, телевидении и самолётах (Никт видел их высоко в небе, но думал, что это такие шумные серебристые птицы, и не очень ими интересовался). Зато Никт мог рассказать о том времени, когда люди в могилах были живыми: например, как Себастиан Ридер ездил в Лондонтаун и видел королеву…».

Но время идёт, и Никту предстоит начать учиться не только письму и чтению. За оградой кладбища ему по-прежнему грозит опасность, да и в мире мертвых не всё просто… Произойдут события, что должны произойти, и Никт испытает немало приключений.

Со временем, он отправится в настоящую школу и будет там учиться — приключение, знакомое нам всем; даст отпор школьным хулиганам, встретится с обитателями соседнего кладбища… Впрочем, мне стоит остановится - этак я вам все расскажу. Просто, прочитайте эту книгу, написанную Нилом Гейманом, и решите сами, насколько она хороша и интересна.

В предисловии автора Гейман говорит, что основная цель книги - помочь ребёнку познакомиться с таким явлением, как смерть, так как сейчас многие дети либо живут в неведении, либо имеют о ней представление, которого совершенно естественно страшатся.

Если вы боитесь смерти, обязательно прочтите «Историю с кладбищем». Вы познакомитесь с прекрасной Всадницей на белом коне - бесконечно мудрой, отстранённой и такой же неизбежной, как восход или закат солнца. Каждому из нас однажды придётся встретиться с ней и совершить путешествие на её призрачной лошади. Но между текущим мгновением и этим последним свиданием простирается целая жизнь.

А ещё: детки, воспитанные на Геймане, никогда не будут бояться монстра под кроватью! Они с ним подружатся, и он уведёт их в увлекательное путешествие в подкроватную вселенную…

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Одд и Ледяные Великаны
Нил Гейман. Одд и Ледяные Великаны (фото книги из фонда библиотеки)

«Одд и Ледяные Великаны» (12+) (2008 г.) Премия «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики».

Гейман, Н. Одд и Ледяные Великаны [Текст] / Нил Гейман ; [пер. с англ. Д. Крупской]. - Москва : АСТ, 2013. - 124, [2] с. - (Впервые на русском языке). 12+.

Чудесная, лёгкая и красивая зимняя сказка. Главный герой - очень милый и простодушный мальчик по имени Одд. Его родной отец погиб в походе, а, после того, как мать второй раз вышла замуж, Одду пришлось уживаться со вздорным отчимом и его многочисленными отпрысками от первого брака. Как-то раз, когда по всем приметам и законам должна была уже наступить весна, но зима даже не думала ослаблять свою хватку, Одду всё надоело, он собрал свои вещи и ушел в заснеженный лес.

Решив пожить в небольшом домике, где когда-то обитал его отец, он по случайности встречает Богов - Локи, Тора и Одина, которых превратили в животных: в медведя, лиса и орла. Асгард захвачен злыми Ледяными Великанами, поэтому-то мир и погружен в вечную мерзлоту… Одд хочет помочь бывшим небожителям.

Потрясающая атмосфера лютой стужи в лесу, скрипучего мороза, и лёгкой жути перед неизвестным будущим. А вдруг Одд не справится со своей миссией, и мир навсегда останется в тисках зимы?

Гейман выбрал своему персонажу на редкость говорящее имя (odd (англ.) — необы?чный, стра?нный, эксцентри?чный). Одд, на первый взгляд, и правду выглядит очень странной личностью: хромоножка, он выводит из себя окружающих своей постоянной, всезнающей усмешкой. Одд предпочитает решать все проблемы при помощи собственного интеллекта и мудрых слов, благодаря чему порой добивается поразительных результатов. Как бы это смешно ни звучало, но именно Оддовская улыбка спасла весь мир от вечной зимы. Злобные великаны оказались вполне человечными: со своими страхами, мечтами и желаниями.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Одд и Ледяные Великаны
Нил Гейман. Одд и Ледяные Великаны  (фото книги из фонда библиотеки)

Сюжет «Великанов» основан на скандинавской мифологии, однако не полностью следует канонам северных мифов. Для Геймана Асгард и северные страны – лишь декорации, на фоне которых рассказывается философская притча о торжестве человеческого духа и разума над происками природы, проделками богов и даже деструктивным элементом в лице самих Ледяных Великанов.

Когда я читала эту сказку, мне было так уютно и не хотелось прекращать наблюдать за всем, что там происходило. На протяжении всей истории преобладала атмосфера волшебства, которого порой так не хватает. Были моменты, когда можно было и посмеяться над поступками этих самых Богов, а иногда их было искренне жаль. В целом, я могу сказать, что сказку стоит прочитать. Это займёт совсем немного времени, но оно того однозначно стоит!

«Истина - пещера в Чёрных горах» (16+) (2009 г.) — один из самых атмосферных рассказов нашего замечательного автора, мастера магического реализма, получивший Премию имени Ширли Джексон (учреждена в знак признания важности творчества Ширли Джексон и присуждается за выдающиеся достижения в литературе психологического саспенса (саспенс — это художественный прием, цель которого создать у читателя особое продолжительное тревожное состояние), ужасов и тёмной фантастики) и «Локус» (в номинациях «Короткая повесть»).

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Истина - пещера в Чёрных горах
Нил Гейман. Истина - пещера в Чёрных горах  (фото книги из фонда библиотеки)

Гейман, Н. Истина - пещера в Чёрных горах / Нил Гейман ; пер. с англ. Екатерины Мартинкевич ; ил. Эдди Кэмбелла. - Москва : АСТ, 2015. – 79, [1] : цв. ил. – (Миры Нила Геймана).

«Вы спрашиваете, смогу ли я себя простить? Я готов простить себе многое… то, что оставил его, то, что сделал», - так начинается книга.

Калум Макиннес – разбойник с лицом волка и уродливый карлик идут в проклятую пещеру за сокровищами. Идут по Чёрным горам в тумане и под дождём. Разбойник там уже бывал и согласился быть провожатым карлику. Но что каждый из них хочет на самом деле и вернутся ли они домой, и что за проклятье ждёт в таинственной пещере, предстоит узнать читателю.

Конечно, не последнюю роль играют иллюстрации Эдди Кэмпбелла - мрачные, бурные и зловеще тихие, широкими мазками. Они заставляют иначе звучать текст, вдыхают в него устрашающую жизнь и реальность, зачаровывают, не дают отстраниться от происходящего. Как и во многих вещах Геймана, это сплав традиционной литературы и графического романа.

И ещё, у этого варианта рассказа есть полноправный и могучий герой, получивший право голоса — природа острова Скай. Он суров, прекрасен и не каждому покажет свое истинное лицо…

Нил Гейман в конце книги говорит, что Чёрные горы — это Чёрные Куиллины на острове Скай, который известен как Крылатый остров или Туманный остров. Говорят, там действительно есть пещера, где хранится золото. И, если вы отправитесь туда и заберёте немного драгоценного металла, то станете чуточку злее, ведь существо, живущее в пещере «лизнёт сердце, куснёт совесть, отщипнёт от души»…

Когда читаешь этот рассказ, понимаешь, что у каждого из нас есть своя пещера в Чёрных горах. Чтобы найти её, не нужно идти в долгий путь, достаточно всего лишь заглянуть в глаза своему отражению, честно спросить... Истина покажет своё лицо. А как быть с этим знанием, каждый решает сам.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Но молоко, к счастью...
Нил Гейман. Но молоко, к счастью... (фото книги из фонда библиотеки)

«Но молоко, к счастью...» (6+) (2013 г.) - следующая прекрасная книга Нила Геймана, которую проиллюстрировал Крис Риделл (английский иллюстратор детских книг, карикатурист, обладатель многочисленных наград и медалей).

Гейман, Н. Но молоко к счастью… / Нил Гейман ; ил. Крис Ридделл ; [пер. с англ. М. Я. Визеля].- Москва : АСТ, cop. 2016. - 142, [17] с. : ил.

Об этой книге очень эмоционально и ярко высказались читатели:

«Это не книга. Это позитив в чистом виде. Забавная, весёлая история, читая которую, постоянно улыбаешься. Потрясающие иллюстрации, от которых глаз невозможно отвести, так хочется рассмотреть каждую деталь. В общем, «Но молоко, к счастью...» — это книга, которая явно продлила мне жизнь на несколько лет, ибо я читала её с улыбкой и смехом. Невероятный заряд позитива, честное слово!»

«Замечательная детская книга!... Есть юмор, много новых забавных словечек, а какие замечательные иллюстрации, хоть и чёрно-белые! Больше всего книга подходит для совместного чтения родителей с детьми. Единственный её недостаток — это то, что книга слишком короткая».

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Но молоко, к счастью...
Нил Гейман. Но молоко, к счастью...  (фото книги из фонда библиотеки)

Как говорит нам аннотация, мама уезжает в командировку, оставив двоих детей с папой. Конечно же, заранее понятно, что обязательно что-нибудь случится, ведь это папа. Так оно и происходит: в доме заканчивается молоко. А разве можно позавтракать хлопьями без молока? Нет, ни один ребёнок не захочет такого завтрака. Ну а как папе пить чай, в котором нет молока? Это же совершенно несерьёзно. И вот приходится папе отправиться в магазин за молоком. А вы сами знаете, какие приключения иногда выпрыгивают прямо из-за угла, когда ты идёшь домой из магазина, ни о чём особом не помышляя и ничего особого не ожидая. И папе весьма повезло с этим приключением. Тут вам и пришельцы, и пираты, и фампиры (да-да, я не ошиблась в написании), и динозавры, и древние идолопоклонники... В общем, чего только не случится с простым человеком, который утром вышел в магазин за молоком, чтобы вкусно позавтракать. Но, как известно, пока есть молоко, есть и надежда. Так что, сжимая пакет молока, папа преодолевает все препятствия на своем пути, чтобы вернуться к детям, ожидающим завтрака.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман. Но молоко, к счастью...
Нил Гейман. Но молоко, к счастью...  (фото книги из фонда библиотеки)

Большая часть из 160 страниц занята иллюстрациями, они великолепны! Очень примечательно, что всё переведено на русский, каждая надпись, будь то записка на холодильнике или газета, которую читает папа семейства. Кстати говоря, в папе на иллюстрациях нельзя не узнать самого Нила Геймана, что создаёт эффект его легкого присутствия. Кажется, что автор сам говорит с нами.

Хорошо, если книгу будет читать папа, в этом случае дети получат дозу бесконечного восторга, хохота (в книге присутствует хороший юмор) и тёплого общения с отцом.

«Океан в конце дороги» (16+) (2013г. ) — настоящая сказка для взрослых — завоёвывает «Локус» и «Немецкую фантастическую премию», названа лучшей книгой года по версии национальной британской книжной премии (Specsavers National Book Awards). Ранее ей была присуждена награда в номинации «Лучшая аудиокнига года». При этом текст читал сам автор.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.  Океан в конце дороги
Нил Гейман. Океан в конце дороги (фото с сайта Ozon.ru)

Гейман, Н. Океан в конце дороги [Текст] / Нил Гейман ; [пер. с англ. В. Нуриева]. - Москва : АСТ, печ. 2014 (макет 2015). - 310, [3] с. : ил.

Историю рассказывает мальчик, имя которого мы так и не узнаем. Но если прислушаться, можно узнать самого Нила Геймана.

Человек ненадолго вернулся в городок, в котором вырос. И это возвращение пробуждает в нём поток трогательных и страшных воспоминаний о детстве, в которых правда неотделима от фантазии.

Поход к ферме Сассекса приводит героя в дом, где проживают древние боги. Они любят играть с людьми и в людей, именно тут мир выворачивается наизнанку, и наружу выползают ужасные создания иномирья.

Это история о дружбе и любви, о добре и зле, о реальном мире и вымышленном, о детстве и о взрослении, о грезах и о жестокости, но читать её лучше ребятам с 16 лет.

Фанаты Геймана знают, что есть ещё одна область творчества, за которую писатель тоже заслуживает известность. Его документальные романы могут сравниться с его художественными произведениями, комиксами и сценариями. За три десятилетия своей карьеры он написал множество рецензий, интервью, предисловий, речей, статей на практически все темы, которые только можно себе представить (и несколько, которые представить невозможно). Опубликованный Вильямом Морроу «Взгляд с галёрки» является первым сборником не художественных произведений Геймана; он включает в себя широко известную речь «Создавайте искусство», в другом переводе – «Творите» (Make good Art), беседу со Стивеном Кингом, его исследования касательно проблемы сирийских беженцев, творчества Оскара Уайльда и Эдгара Аллана По.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.  Творите!
Нил Гейман. Творите!  (фото книги из фонда библиотеки)

«Творите!» (12+) — мотивационная речь от Нила Геймана, которую он впервые представил перед выпускниками Университета Искусств в Филадельфии в 2012 году. Это выступление пришлось многим по душе, и её стенограмма вышла отдельной книгой.

Гейман, Н. Творите! Речь Нила Геймана / Нил Гейман ; перевод Шаша Мартыновой ; оформление и иллюстрации Эи Мордяковой]. – Москва : Livebook, 2015. – 184 с. : ил. 12 +

Идея книги состоит в том, чтобы достучаться до нас, читателей (и слушателей) и донести, что не стоит мыслить шаблонно, однобоко, не стоит бояться промахов, наоборот их нужно ценить и, конечно же, ТВОРИТЬ.

«Иногда жизнь трудна. Всё идёт наперекосяк: и любовь, и дружба, и бизнес, и здоровье, и вообще всё. И в такие моменты ты должен делать одно.

Ты должен творить».

Действительно, вдохновляющая книжка. Позитивно, просто и доходчиво. Графика Эи Мордяковой – достойное обрамление для текста. Рисунки и шрифты достаточно лаконичны, чтобы не отвлекать внимание от текста, но делают книжку забавной. Её хочется рассматривать, возвращаться к ней. Для многих подростков, ищущих себя в творчестве, она может стать настольной.

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.  Творите!
Нил Гейман. Творите!  (фото книги из фонда библиотеки)

«Сделайте этот мир более интересным. Творите!»

А ещё, это книга-билингва: получаешь сразу два текста – английский оригинал и русский перевод, что помогает лучше освоить язык автора.

И, конечно же, ещё я хотела рассказать о лекции Нила Геймана «Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и умения мечтать» (опубликована 15 октября 2013 в «Гардиан» (англ. The Guardian) — ежедневной газете в Великобритании).

Переводчик лекции Наталия Стрельникова в предисловии замечает:

«Нил Гейман прочитал выдающуюся лекцию о природе и пользе чтения. Это не просто страстная апология, не туманное размышление, столь свойственное порой интеллектуалам-гуманитариям, но очень понятное, последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей. Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут исключительно электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или, наоборот, с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст».

Я, конечно, рекомендую оригинал, но некоторое представление о лекции можно получить из следующих выдержек:

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.
Нил Гейман (Фото с сайта https://www.babelio.com/auteur/Neil-Gaiman/4980/photos)

«…я собираюсь поговорить с вами о чтении. Я собираюсь рассказать вам, что библиотеки важны. Я собираюсь предположить, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека. Я собираюсь со всей страстью умолять людей осознать, что такое библиотеки и библиотекари, и сохранить оба явления. …

У художественной литературы есть два назначения. Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это всё кончится…в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению. Чтение – это ключ. …

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их. …

Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации. …

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.
Нил Гейман (фото с айта https://leninka-ru.livejournal.com/78938.html)

Библиотека – это хранилище информации, которое даёт каждому гражданину равный доступ к ней. Это включает в себя информацию о здоровье. И о психическом здоровье. Это место для общения. Это укромное место, убежище от окружающего мира. Это место с библиотекарями. Какими будут библиотеки будущего, мы можем воображать уже сейчас.

Грамотность стала важнее, чем когда-либо в этом мире смс и е-мейлов, в мире письменной информации. Мы должны читать и писать, и нам нужны открытые миру граждане, которые могут комфортно читать, понимать, что они читают, понимать нюансы и быть понятными другим. …

Библиотеки – это действительно ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как лёгкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты. …

Я считаю, что у нас есть ответственность перед будущим. Ответственность и обязательства перед детьми, перед взрослыми, которыми станут эти дети, перед миром, в котором они будут жить. Мы все – читатели, писатели, граждане – имеем обязательства. Пожалуй, я попробую сформулировать некоторые из них. …

Нажмите для увеличения. Нил Гейман.

Я верю, что мы должны читать для удовольствия, наедине с собой и на публике. Если мы читаем для удовольствия, если другие видят нас за книгой, мы учимся, мы тренируем наше воображение. Мы показываем другим, что чтение – это хорошо. …

Мы должны поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, поощрять других пользоваться ими, протестовать против их закрытия. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему. …

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону. …

Мы должны говорить нашим политикам, чего мы хотим, голосовать против политиков из любой партии, которые не понимают роли чтения в формировании настоящих граждан, политиков, которые не хотят действовать, чтобы сохранять и защищать знание и поощрять грамотность. Это не вопрос политики. Это вопрос обычной человечности. …

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. …

Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать».

Оригинал лекции Нила Геймана «Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и умения мечтать»: http://www.theguardian.com/books/2013/oct/15/neil-gaiman-futurelibraries-reading-daydreaming

Статья Нила Геймана на русском языке: читать

На основе краткого анализа основных произведений Нила Геймана можно выявить основные особенности этого автора:

- умение ненавязчиво переплетать реальность и мир богов: библейских, языческих, мифологических и современных;

- заимствование сюжета из уже написанных книг и изменение его настолько, что в результате получается более чем уникальное и неповторимое произведение;

- созданная автором мрачноватая и грустная атмосфера не давит на читателей, вследствие чего книги воспринимаются довольно легко;

- способность автора создавать книги, доступные и интересные всем возрастным группам;

- особый жёсткий и суховатый язык повествования;

- тесная связь текста и иллюстраций.

Каждая новая книга писателя раскрывает ещё одну грань его таланта и увлекает в мир, завораживающий своей фантастической реальностью.

Читайте Нила Геймана, погружайтесь в его сказочные миры, точно не пожалеете!

Использованы материалы сайтов:

Официальный сайт писателя: http://www.neilgaiman.com

Лаборатория Фантастики: Нил Гейман: http://fantlab.ru/autor267

https://www.livelib.ru/author/231252-nil-gejman

Блог Нила Геймана: journal.neilgaiman.com

The official Neil Gaiman Tumblr Neil Gaiman on WhoSay: http://neil-gaiman.tumblr.com/page/2

Интервью «Несправедливо, что все сказки достаются детям»

http://fb.ru/article/139611/nil-geyman-neil-gaiman-tvorchestvo-foto

https://www.kinopoisk.ru/news/1869976/

http://knigomania.diary.ru/p189880466.htm?oam

https://www.livelib.ru/book/1000323949/reviews-istoriya-s-kladbischem-nil-gejman

http://www.labirint.ru/reviews/goods/462973/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/28854413/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/27505184/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/30614597/

https://www.livelib.ru/book/1000952576/reviews-volki-v-stenah-nil-gejman

http://librebook.ru/wolves_in_the_walls/review/990

http://www.labirint.ru/reviews/goods/416791/

https://www.livelib.ru/book/1000657043/reviews-odd-i-ledyanye-velikany-nil-gejman

https://www.livelib.ru/forum/post/8576-nil-gejman-prochital-vydayuschuyusya-lektsiyu-o-prirode-i-polze-chteniya



https://www.high-endrolex.com/26