344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Волшебство приходит из книг

https://www.high-endrolex.com/26

О творчестве немецкой писательницы Корнелии Функе

Уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о творчестве одной из самых известных немецких писательниц – Корнелии Функе. В 2005 году «Таймс» – ежедневная старейшая газета Великобритании – назвала её «самой влиятельной немкой в мире».


Корнелия – автор более 50 детских книг, написанных преимущественно в жанре фэнтези. Истории её пользуются популярностью во всём мире, о чём свидетельствуют многочисленные награды писательницы и переводы на несколько языков.


Так, например, её знаменитый роман «Король воров» стал лучшей детской книгой года по версии сразу двух престижных американских литературных премий, газета «Гардиан» поместила роман на первую строчку своего хит-парада детской литературы, пять произведений писательницы экранизированы.


Будущая сказочница появилась на свет 10 декабря 1958 года в Гамбурге, однако детство её прошло в небольшом провинциальном городке, где было мало интересного для пятилетней девочки. Именно поэтому юная Корнелия много времени проводила за чтением книг, которые она вместе с отцом в больших количествах брала в местной публичной библиотеке. Из этих томов Функе, по её словам, черпала разнообразные знания о мире: благодаря любимым произведениям в своём воображении она заглянула в каждый уголок Земли и пережила необыкновенные приключения. Однако, при всей своей любви к чтению, Корнелия даже подумать не могла, что однажды сама станет создавать книги.

Получив образование, девушка работала в социальной сфере, помогая адаптироваться к жизни детям с ограниченными возможностями. Им-то Функе и рассказывала свои первые волшебные истории, и именно тогда она впервые заметила, как благотворно сказки могут влиять на детей – маленькие инвалиды на время забывали о своей боли и принимали живое участие в повествовании, полностью погружаясь в выдуманный Корнелией мир.


Следующим этапом её карьеры стало изучение тонкостей книжного иллюстрирования в Гамбургском дизайнерском колледже и сотрудничество с издательством в качестве автора рисунков для детских книг, а потом Функе пришла в голову идея самой начать литературную деятельность.

Корнелия достойно продолжила литературную сказочную традицию, которая очень сильна в Германии. Тут вам и по-настоящему богатая фантазия, и умение закрутить интригу, и отличное знание психологии потенциального читателя... Но о книгах поговорим чуть позже.


Сегодня писательница по-прежнему очень много читает и продолжает создавать свои волшебные истории, проживая со своей семьей в Лос-Анджелесе. У Корнелии Функе двое взрослых детей – Анна и Бен. По признанию самой писательницы, дома у неё множество книг, DVD с фильмами, которые она любит смотреть, и самых разнообразных драконов.

Корнелия активно занимается защитой детства. Как она сказала в интервью: «… когда я увидела в этом списке самых влиятельных людей мира своё имя, я действительно задумалась: а что это значит для меня, если бы было правдой? Какова теперь моя ответственность? Я решила, что иметь возможность общаться с миллионами детей во всем мире — есть самая большая ответственность. Я не только их рупор в мире взрослых, но и их защитник.

И для этой защиты я использую все возможные финансовые средства — передаю деньги в детские фонды и приюты. В Германии я тесно работаю с фондами беженцев и центром умирающих от онкологических заболеваний детей. В США я поддерживаю центр помощи детям из неблагополучных семей и организацию «поезд улыбки», которая делает операции по удалению «заячьей губы» детям в развивающихся странах. В Африке я помогаю фонду детей, чьи родители умерли от СПИДа. А еще с 16 лет состою в «Эмнести интернешнл» («Международная амнистия» - всемирное движение за соблюдение прав человека) и «Гринписе» («Зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация).

Ей нравится рисовать персонажей собственных книг, иллюстрировать других авторов она не планирует: «Страсть к написанию книг превалирует над всем остальным».


Корнелия считает, что дети не стали читать меньше: «всё это выдумки, и проблемы нет. Вы посмотрите, сколько сейчас выходит в мире детских книжных бестселлеров. Это миф, что дети не читают… Мой собственный опыт доказывает, что сказки не прекращают читать и во взрослом возрасте. И этот мир для людей зачастую более реален, чем то, что их окружает. Я до сих пор предпочитаю читать фэнтези, хотя это и редко случается, потому что хорошие книги не всегда легко найти. На мой взгляд, это прекрасное сочетание сказки, фантастики и реальности».

Трилогия Корнелии Функе «Чернильное сердце» (12+)


Книги трилогии «Чернильное сердце»


Особой любовью среди юных читателей и их родителей пользуется трилогия Функе «Чернильное сердце» (12+) о приключениях девочки-подростка Мегги и её отца, умеющего чудесным образом оживлять события, изложенные в книгах. Фэнтезийный мир романов «Чернильное сердце», «Чернильная кровь» и «Чернильная смерть» населён удивительными сказочными существами, с помощью которых писательница поднимает на страницах своих книг вечные вопросы о добре и зле, о любви и дружбе, о справедливости и долге, и помогает своим героям раскрывать в себе неведомые доселе грани собственной личности.


Функе, Корнелия (1958-). Чернильное сердце : [роман : для младшего и среднего школьного возраста] / Корнелия Функе ; пер. с нем. М. Сокольской ; [ил. авт.]. Москва : РОСМЭН : РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. – 751 с. : ил.»

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.)

Корнелия Функе рассказала историю тех, кто любил книги настолько, что сумел соединить вымышленные, бумажно-чернильные миры с нашими, довольно обыденными буднями. Но, как это обычно случается, со страниц книг вырвались герои далеко не идеальные.

Итак, некий "книжный лекарь" – переплётчик книг - Мортимер (Мо), отец двенадцатилетней Мегги, своим вдохновенным голосом оживил жестокого Каприкорна из истории "Чернильное сердце", а вместо него в книгу попала его жена. Несколько лет спустя загадочно исчез и сам Мо, а в нашем мире очутился огнеглотатель Сажерук со своей рогатой куницей и злодей Баста. Мегги ничего не остаётся, как отправиться на поиски отца. Она попадает в Чернильный мир, где встречаются великаны и феи, эльфы и единороги, русалки и стеклянные человечки. И начинаются приключения, о которых лучше прочитать самим.

Почти сразу привязываешься к персонажам, среди которых два особенно интересны: Сажерук и Фенолио, написавший злополучную сказку.

Первый тоскует по родному дому, где ночи темнее, огонь дружелюбнее, а в воздухе летают лиловые феи с мизинец, способные сделать тебя невидимым. Сажерук – не храбрец, не герой и не красавец. Он – одиночка, который совершенно не знает, как ему быть, куда податься. Вот и мечется туда-сюда, неприкаянный.

Фенолио же – колоритный писатель, за внушительным обликом которого –очень доброе сердце. Он гордится придуманными злодеями из своих книг и неслащавыми финалами, но совсем не жалует подобное в реальности. Вне букв и слов он – самый лучший дедушка на свете и выдумщик историй, в которые так интересно потом играть.


Функе, Корнелия (1958-). Чернильная кровь : [роман : 12+] / Корнелия Функе ; пер. с нем. [М. Сокольской ; рис. автора]. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2012. – 652, [1]с. : ил.

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.)

Нельзя не почувствовать с первых строк – их автор беззаветно влюблена в книги. Причём именно в бумажные, шелестящие листами, радующие глаз иллюстрациями и заглавными буквицами. В книги, сулящие чудо и исполняющие обещание захватить твои сердце и ум. Думаю, в образе Элеонор, страстного книголюба, писательница изобразила саму себя. И вот уж куда хочется попасть, так это в её усадьбу – у озера, окружённого зеленью, – где каждая комната наполнена книгами – тут и там, в беспорядке, среди которого непременно найдёшь то, что нужно тебе.


Каждую главу предваряет эпиграф – из авторов, знакомых с детства (Энде и Кэррол, Льюис и Толкиен, Кестнер и Барри) и вовсе неизвестных (Уолтон, Уайт, Седнак). Читатель будто попадает в маленькую домашнюю библиотеку, где книги стоят на тёмных полках и даже пахнут по-особому. Он перебирает наугад томики и иногда посматривает в окно, через которое косо падает солнечный луч, сплетённый из тысяч блестящих пылинок. Читателю никуда не надо торопиться – история сама выберет темп.

Читателю же останется решить, нравится ему история или нет. И будет ли он вспоминать о ней, когда перевернёт последнюю страницу. А ведь наверняка будет, если так же сильно, как её персонажи, любит книги, и если в его сердце навсегда поселилась чернильная страсть.


Функе, Корнелия (1958-). Чернильная смерть : [роман-фэнтези : для среднего и старшего школьного возраста] / Корнелия Функе ; пер. с нем. [Марии Сокольской ; рис. авт.]. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2012. – 667, [2] с. : ил.

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.)

Сама идея о возможности "вычитать" персонажей из книги мне очень понравилась. Да, для этого нужно иметь такой дар, необычный талант – читать так, что всё оживает, но это – возможно. Так здесь это показано. Может быть, мы просто не умеем правильно читать вслух? Может, в следующий раз из книги действительно выйдет какой-нибудь очаровательный Сажерук?

Одно я для себя усвоила прочно: книги созданы для того, чтобы их читали. Миры, спрятанные под разномастными обложками, не должны пылиться в душных витринах, шкафах и комнатах. С ними может случиться несчастье. Книги нужно читать, проглатывать, наслаждаться, впитывать мудрость, которая в них заключена, ведь они готовы любить каждого, кто открывает их.

«Король воров» (12+)


Были ли вы в Венеции? Если «да», то вам будет ещё интереснее эта книга. Если «нет», то тем более следует прочитать её.

Книга невероятно затягивает тебя в атмосферу Венеции – самого загадочного города на планете! Это город крылатого льва, где на крышах застыли драконы и ангелы, город, похожий на сундучок с золотыми сокровищами, привязанный к материку мостом-плотиной. Венеция ночная с заброшенным, заколоченным кинотеатром, облупившейся штукатуркой на прекрасных, но отсыревающих дворцах, хитросплетением улочек, переулков и проходов, в которых так удобно прятаться и убегать. Но вместе с тем это яркая, дневная Венеция, полная безделушек, вееров и масок, где безалаберные туристы теряют кошельки, где сияют золотом знаменитые мозаики, а голуби требуют своё угощение. Именно здесь, в Городе Луны, особенно верится в волшебство, когда на чёрной глади каналов серебрятся дрожащие блики. Тем более, если тебе 10 лет.


Функе, Корнелия. Король воров : [роман : для младшего и среднего школьного возраста] / Корнелия Функе ; [пер.с нем. М. Рудницкого ; рис. С. Гайдука и Е.Комраковой]. – Москва : РОСМЭН-ПРЕСС : РОСМЭН, 2006. – 474, [5] с. : ил.

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.)

Конечно, вера в чудо – это детская черта, но и взрослые не всегда теряют эту тягу к магическому. «Дети — это гусеницы, а взрослые — бабочки. И ни одна бабочка не помнит, каково это было — ползать гусеницей». В детстве так хочется поскорее вырасти, стать взрослым, делать всё, что захочешь. Мечтает об этом и Сципио, который называет себя «Королём воров» и опекает беспризорных детей. Но история эта не только о нём, но и о Проспере и Бо, Осе, Моске, Риччио, Викторе, Иде, Барбароссе... Это история о том, как сложно быть детьми и как не менее сложно быть взрослыми.

Проспер и Бо - два брата, которые, осиротев, убегают от своей тётушки, потому что она хочет их разлучить, отдав Проспера в приют, а Бо взяв себе. Но ведь понятно, что если братья любят друг друга, то они ни за что не захотят расстаться. Они сбегают в Венецию, сказки о которой всегда рассказывала им мама. И здесь сказки становятся реальностью. Крылатые львы, золотые лошади, голуби, глубокие каналы, изящные гондолы... Живут мальчики вместе с тремя беспризорниками – Осой, Риччио и Моской в давно закрытом кинотеатре, а обеспечивает их таинственный Сципио – Король воров. И всё вроде бы хорошо, пока всё не начинает идти кувырком. Появляется частный детектив Виктор, выслеживающий Проспера и Бо по заказу их тёти, затем Король воров получает таинственный заказ, который сулит огромное вознаграждение... В общем, в лучших традициях жанра, всё переворачивается с ног на голову и не видать героям покоя, ибо каждый день что-нибудь да случается.

С самых первых страниц, ты понимаешь, что не будешь спать полночи ради чтения: невероятные приключения детей, захватывающие события, легенды, старая карусель и неожиданные повороты событий. Да, в этой книге есть всё!

Книга красиво оформлена: приятная супер-обложка, интересные заставки - одно удовольствие перелистывать белые страницы, где каждая глава выделена красивыми мини-картинками, подобранными под название.

Есть чудесная экранизация этой книги под названием «Лорд-вор», которая получилась очень удачно, и никаких особых сюжетных изменений не было. Так что читайте книгу, смотрите фильм, не пожалеете!

«Бесшабашный» (12+)

Согласно толковому словарю Даля, бесшабашный — «не знающий шабаша, праздника, отдыха». По Ушакову — «беспорядочный, беспечный, вздорный, отчаянный». Оба определения подходят главному герою романа Функе, Джекобу Бесшабашному, первое в большей, второе — в меньшей степени.


Как и девочка Алиса из сказки знаменитого британского писателя, в детстве Джекоб прошёл сквозь зеркало — и оказался в волшебной стране. Но это Зазеркалье мало похоже на то, что открыл нам Льюис Кэрролл. Нет, в этом мире оживших сказок имеются разные чудеса: здесь есть пряничные избушки и замок Спящей Красавицы, скатерти-самобранки и хрустальные башмачки, единороги и оборотни, тролли и феи.

Но это не герои добрых детских сказок, а суровые, тёмные, мрачные персонажи. Именно такими они и были в первоисточниках — народных легендах или даже в неадаптированных для детей историях братьев Гримм. Здесь в дебрях Чёрного Леса бесшумно бродит Портняга, шьющий одёжку из кожи случайных путников; в замке Спящей Красавицы под ногой нечаянного посетителя трещат хрупкие кости скелетов; единороги с удовольствием раскидают по изумрудным холмам дымящиеся внутренности безумцев, рискнувших нарушить границы их территории; волшебная «дубинка-из-мешка» забьёт дебошира до смерти...

А главное, здесь идет война между двумя расами: людьми и каменнолицыми гоилами, вышедшими из своих подземных городов. Первая в истории война, где человечество терпит одно сокрушительное поражение за другим. Возмужавшему Джекобу, ставшему одним из известнейших охотников за сокровищами, эта война в общем-то до лампочки. В крайнем случае, Джекоб всегда может отсидеться в нашем мире, не столь пёстром и ярком, зато куда более безопасном.


Функе, Корнелия (1958-). Бесшабашный : история найденная и записанная Корнелией Функе и Лионелем Виграмом : [роман-фентези : для среднего школьного возраста] / Корнелия Функе ; [пер. с нем. Т. Ветровой ; рис. авт.]. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2010.  – 379, [4] с. : ил.

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.)

Но так уж сложилось, что его младший брат Вилл, случайно прошедший сквозь зеркало, оказался в самом центре интриг, которые плетут враждующие стороны магического мира. Проклятие Тёмной Феи медленно, но неуклонно превращает мальчика в нефритового гоила, которому, согласно пророчеству, предстоит сыграть особую роль в противостоянии двух королевств. Старшему брату приходится отчаянно, не зная отдыха, бороться за спасение Вилла — проклиная собственную беспечность и поминутно рискуя жизнью.

В этой книге всякое волшебство становится серьёзным, а всё серьёзное – волшебным. Как и «Чернильное сердце», нельзя с точностью отнести это произведение к определённому жанру – здесь фантастика переплетается с драмой, здесь волшебство описано по законам реализма. Но самое главное: здесь речь идёт о самопожертвовании, об умении взять на себя ответственность за свои поступки и за последствия этих поступков – это с детства должен усвоить каждый, и что расскажет вам об этом лучше, чем книга-метафора?

А ещё здесь нет добрых и злых. И это тоже уводит книгу от детских сказок, несмотря на все внешние атрибуты. В настоящем мире добро и зло относительны и всегда зависят от точки зрения. Так же, как и здесь. Нет и не бывает добра на войне. А трагедия для одного легко оборачивается спасением для другого. Здесь нет неуязвимых и непобедимых героев, раны причиняют настоящую боль, и за любое колдовство непременно придётся расплачиваться. И хорошо, если платой будет лишь новая боль, а не сама жизнь.

Конечно, эта книга описывает силу настоящей, крепкой братской любви, дающей силы преодолеть казавшиеся непреодолимыми препятствия, совершить то, что все считали невозможным.

«В этом мире на всякую напасть найдётся своё снадобье». От себя добавлю – стоит лишь его как следует поискать.

В истории присутствует и романтическая линия: вслед за Виллом в Зазеркалье попадает его очаровательная возлюбленная Клара. А из-за неё жуткие муки ревности суждено претерпеть еще одной из квартета главных героев – сметливой, беззаветно преданной Джекобу, по самый хвост влюблённой в него Лисе.

Но книга Функе не только и не столько про любовь (хотя, конечно же, без любви нет ни счастья, ни жизни, ни спасения от зла). Эта книга – про мрак, который может поселиться в душе каждого. Про сомнения, которые абсолютно смертельны и губительны для человека. Про камни, которые мы носим на сердце, и которые могут в один ужасный миг утянуть нас на дно. И про то, что быть кем-то наполовину невозможно. Вердикт писательницы однозначен: либо ты человек, либо бревно (то есть, выражаясь языком её романа, бездушный камень, бесчеловечный гоил). И если ты всё-таки больше человек, у тебя еще есть шансы на спасение. Но ровно до тех пор, пока ты сам помнишь об этом. И пока рядом есть кто-то, кто верит в твою человечность, кто любит тебя несмотря ни на что.


Бесшабашный. Книга 2. Живые тени

Бесшабашный. Книга 3. Золотая пряжа

Динамичная, увлекательная книга, с неожиданными сюжетными поворотами. В серии уже три книги о приключениях семейства Бесшабашных.

И есть ещё один любопытный факт. Идея «Бесшабашного» появилась благодаря России. Так что у этой книги самые настоящие русские корни.


Немецкая писательница Корнелия Функе

Корнелия её придумала, когда работала над сценарием к «Щелкунчику». И неудивительно, что третья часть «Бесшабашного» – «Золотая пряжа» – написана на основе русских сказок.

«Рыцарь-призрак» (12+)


Книга Рыцарь-призрак

Если писать увлекательную книгу для подростков, то стоит делать это именно так, как умеет Корнелия Функе. Она выдумывает самого обычного героя в типичной, хотя и непростой семейной ситуации, помещает его в самые невероятные обстоятельства, раскручивает интересный сюжет, не похожий на другие книги и ничуть не предсказуемый. На этом рецепт не закончен: из-под её пера мы получаем не просто ещё одно интересное чтиво, всегда по ходу действия её герои умнеют, сомневаются, ошибаются, меняются и взрослеют, понимают что-то важное и существенное в этой жизни. Вот только в книге «Рыцарь-призрак» она сделала всё ещё интереснее, потому что фэнтезийный сюжет, наполненный страшными призраками, медиумами и экзорцистами, соседствует с реальными историческими декорациями. Впрочем, рассмотрим всё по порядку.

Йону Уайткрофту 11 лет, он живёт в Великобритании и в самом начале истории вынужден отправиться в школу-интернат. Никакой радости от этого он не испытывает: ведь это всё из-за того, что мама вновь решила выйти замуж. Йон ненавидит будущего отчима «Бородая», жизнь в интернате, которая ему предстоит, и весь белый свет заодно. Между тем, проходит совсем немного времени, и эти проблемы покажутся Йону совершенно несущественными, ведь оказывается, что он – прямой потомок Уильяма Харгилла, и совсем скоро три мертвеца-призрака придут за его жизнью. Йону, да и читателям, будет и впрямь страшно, ведь тексты Корнелии Функе умеют быть весьма убедительными, но, к счастью, помимо преступника Стуртона, ему встретится Элла, – настоящий друг, Цельда Литтлджон,– настоящая ведьма, и Уильям Лонгспе,– настоящий рыцарь, правда, умерший ещё в XIII веке. События будут развиваться быстро и совершенно непредсказуемо, свою роль сыграет даже Бородай, которого Йон так сильно ненавидит в начале книги, зато ближе к концу окажется, что события жизни и людей никак нельзя оценивать так уж однозначно.


Функе, Корнелия (1958-). Рыцарь-призрак : [роман-фэнтези : для среднего школьного возраста : 12+] / Корнелия Функе ; пер. с нем. [Милены Арутюновой ; рис. Андреа Офферман]. – Москва : Махаон, 2013. – 301, [2] с. : ил.

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.)

Своих выдуманных героев Корнелия Функе помещает в самый настоящий город – Солсбери. Она в подробностях описывает достопримечательности и особенности городка, рассказывает историю и устройство Кафедрального собора и здания, в котором расположена школа-интернат Йона, проводит нас по Стоунхеджу, Килмингтону и аббатству Лэкок. Персонажи книги, начиная от далёкого предка главного героя и заканчивая собственно рыцарем-призраком и его столь же призрачной супругой, тоже не выдуманы автором, это самые настоящие исторические деятели, подробности жизни которых приведены внизу текста в сносках. Помимо них, будет сказано немало о мире английского средневековья, о некоторых монархах Британских островов и их непростых матримониальных связях.

Кстати, не нужно опасаться того, что повествование будет тяжёлым или слишком скучным из-за обилия этого историзма, Функе умудряется быть увлекательной и захватывающей, даже рассказывая о том, почему Генрих VIII покончил со всеми аббатствами или в каком веке епископ Бошам приказал построить очередную башню для Собора. Как ей это удаётся? Не только с помощью постоянной круговерти из событий и опасностей. Дело ещё в том, что герои её – очень разные, живые и настоящие, их характеры, чувства и переживания разнообразны и многогранны. Уильям Лонгспе, призванный выручить Йона из беды, – вовсе не рыцарь без страха и упрёка, а человек с непростой судьбой, не раз запятнавший себя при жизни убийством и раскаивающийся после смерти. Дружба главных героев – Йона и Эллы – не имеет постоянной мажорной ноты, а переживает свои взлёты и падения, ведь они всего только дети и обоим приходится непросто. Даже второстепенные персонажи – учителя, соседи Йона, мальчик-хорист, то ли несчастный, то ли предатель, заслуживают самого пристального внимания, ведь каждый из них несёт какие-то важные чёрточки и помогает ощутить целую гамму чувств, среди которых будут и дружеская поддержка, и разочарование, и страх. Самому Йону придётся научиться терпимости, понять, что такое уважение к чувствам других, пережить победу над собой, своими страхами и собственной грустью.

Не так уж часто истории для подростков выходят с хорошими иллюстрациями. «Рыцарь-призрак» – это как раз такой редкий случай. Книга вышла с оригинальными рисунками Андреа Оффермана, на монохромных иллюстрациях которого реалистично и с множеством подробностей изображены все архитектурные шедевры и непростые герои этой захватывающей истории.

Читайте истории Корнелии Функе, пишите отзывы, рисуйте иллюстрации к книгам! Очень жду ваших впечатлений.

Использованы материалы с сайтов:

http://bookmix.ru/reviews.phtml?byauthor=%CA%EE%F0%ED%E5%EB%E8%FF+%D4%F3%ED%EA%E5

http://www.labirint.ru/reviews/goods/346954/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Функе,_Корнелия#.D0.94.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.9A.D1.83.D1.80.D0.B8.D1.86.D1.8B

http://www.ug.ru/archive/41721

https://www.livelib.ru/book/1000695285/reviews



https://www.high-endrolex.com/26