Джонатан Страуд: «… фэнтези тем интереснее, чем оно ближе к реальной жизни»
На мой взгляд, английский писатель Джонатан Страуд является одним из самых интересных авторов фэнтези для подростков не только в Великобритании, но и во всём мире. Знакомство с его творчеством для всех любителей жанра будет полезным и, несомненно, приведёт к росту числа поклонников.
Родился будущий фантаст в маленьком английском городке Бэдфорде (27 октября 1970 года), но в 1976 году семья переехала в такой же небольшой Сент-Олбанс (вблизи Лондона), где писатель продолжает жить до сих пор.
Биография Страуда подтверждает тот факт, что хороший автор не может состояться без увлечённости чтением. В детстве Джонатан часто болел, а лучшим занятием для больного ребёнка стало чтение книг. Тогда-то он запоем глотал произведения Рональда Толкиена («Властелин колец»), Клайва Льюиса («Хроники Нарнии»), сказки Дианы Джонс, детективы Энид Блайтон и Артура Конан Дойла. Именно последние вдохновили семилетнего мальчика писать приключенческие истории. И это увлечение, наряду с рисованием, захватило его на все школьные годы. Из-под пера малолетнего автора выходили самые разные произведения: и комиксы, и пьесы, и игры, и даже стихи и поэмы. То, что полюбилось в детстве, – магия и приключения, то, что подстёгивало воображение и желание самому создавать фэнтезийные миры, осталось в душе навсегда.
Конечно, это занятие определило и место дальнейшей учёбы: изучение английской литературы в университете Йорка. Получив высшее образование, новоиспечённый специалист не знал, куда бы пристроиться на работу. Сомнения разрешило приглашение стать редактором в одном из издательств Лондона. Сферой его деятельности была определена детская познавательная литература. Во внерабочее время Страуд занимался написанием собственных сочинений. Сначала это были научно-популярные книги и книги-игры, некоторые из которых даже были напечатаны, а потом и художественные произведения.
Писатель отдаёт должное тому опыту, который получил в издательстве: для него не составляет проблемы вычеркнуть целые абзацы из готового труда, и даже начать всё заново, если что-то не устраивает.
Два года после публикации первого своего романа «Тайный огонь», Страуд работал в издательстве, но потом решил всецело погрузиться в творчество. В 2001 году опубликована фэнтезийно-приключенческая книга «Прыжок», в 2003 – роман «Последняя осада». Однако, успех пришёл после издания «Трилогии Бартимеуса» (2003-2005 гг.), получившей большое количество восторженных отзывов.
За ней последовали другие увлекательные книги, о которых мы поговорим позже. Автор продолжает плодотворно работать, ставя себе целью каждый день писать по 5 страниц, причём очень иронично описывает в своём блоге этот процесс, прерываемый нескончаемыми чашками чая с печеньем.
Он желает создавать истории, которые будут одинаково интересны всем возрастным категориям, и не только помогут увлекательно провести время, но и заставят читателей задуматься, извлечь для себя уроки. И это Страуду удаётся, что подтверждается заслуженными наградами:
Книга «Врата Птолемея» получила Международную книжную премию «Корина» (Германия) в категории «Детско-юношеская литература», а также Премию блогеров в области детской и подростковой литературы в категории «Фэнтези и научная фантастика» (2006).
«Трилогия Бартимеуса» награждена Мифопоэтической премией в категории «За произведение для детей и подростков» (2006 г.), Большой премией Воображения (Франция) в категории «Роман для подростков» (2007 г.)
Книга «Кричащая лестница» удостоена Премии блогеров в области детской и подростковой литературы в категории «Фантастическая литература для младших и средних классов» (2013 г.).
У писателя трое детей, его жена – художник, занимается иллюстрированием детских книг.
Самыми выдающимися авторами Джонатан Страуд считает Киплинга и Стивенсона. «Я просто обожаю «Остров сокровищ» — это великолепное приключение о сущности добра и зла, написанное настоящим мастером. Надеюсь, мне когда-нибудь удастся сочинить столь же сильный роман!», – как сказал он в интервью журналу «Мир фантастики» (http://old.mirf.ru/Articles/art4061.htm).
Страуд в своих произведениях стремится сохранить баланс между вымыслом и реальностью – ведь «фэнтези тем интереснее, чем оно ближе к реальной жизни». Поэтому часто героями его книг становятся дети и подростки, которые живут в магической реальности и попадают в сложные ситуации, решают проблемы, понятные их сверстникам в современном мире. Так что читатели включаются в действие, отождествляя себя с персонажами и сопереживая им. Это во многом объясняет успех и популярность писателя.
Поговорим о книгах автора, которые вы можете найти в нашей библиотеке.
«Тайный огонь» 12+
Самый первый опубликованный роман грешит некоторой вторичностью сюжета и несовершенством стиля. Здесь Страуд «оттачивал» перо, как бы в преддверии того мастерства, которое будет достигнуто в «Трилогии Бартимеуса», но это не значит, что книгу неинтересно читать. Увлекательность, интрига, противостояние Добра и Зла, проблема выбора, «живые», нешаблонные персонажи – всё это позволяет считать «Тайный огонь» удавшимся и привлекательным для читателей.
Авторский замысел раскрывается уже на первых страницах: древний дракон, воплощение мирового Зла, тысячелетия лежит скованный глубоко под землёй. Но его мысли, эманации, несущие ужас и злобу, касаются людей, живущих в окрестностях, и влияют на их поступки. Кого-то они порабощают сразу, и человек становится проводником ярости и гнева пресмыкающегося, но есть личности, сумевшие не поддаться воздействию. В результате два почти равнозначных лагеря противостоят друг другу. Предводители первого, олицетворяющего «добрые» силы – викарий Том Обри и Стивен Макинтайр, подросток. А вот брат Стивена, Майкл, оказался на другой стороне, возглавляемой мистером Кливером.
События начинают развиваться после находки креста, являющегося «ключом» к темнице дракона. Печать, сковывающие его силы, разрушена, и теперь дело только за «рабами» дракона, чьи дарования должны послужить для освобождения рептилии. Особенно следует сказать об этих так называемых «дарах» дракона: зрение, позволяющее видеть души людей; возможность призывать огонь; левитация (полёт); чтение мыслей и воздействие на разум собеседника. Они вроде бы увеличивают могущество последователей чудовища, но на самом деле превращают в подобие хозяина и в конечном итоге ведут к разрушению всего человеческого в них.
В центре событий оказываются братья Макинтайры, их сестра Сара и её жених Том Обри. Случайно получив «дары», братья заняли разные позиции: Стивен увидел злобу и нечеловеческую суть адептов дракона, а Майкл захотел использовать полученное могущество для своего возвышения. Попав под влияние мистера Кливера, он становится одним из главных исполнителей тёмных замыслов.
Жители деревни хранят древние предания, но очень многие потеряли веру в них, и только старики по главе с миссис Габриэль догадываются о сути происходящего и организуют сопротивление. На острие атаки против сил зла оказываются Том, Сара и Стивен. Не буду раскрывать интригу: лучше прочитайте обо всём сами.
Хочу только рассказать об интересной авторской находке: очень образно описаны драгоценные человеческие души, видимые драконьим зрением. Они переливаются разными цветами, в зависимости от испытываемых эмоций, и принимают очертания животного, суть которого соответствует характеру субъекта: лошадь, кот, овца, собака… У приспешников дракона сущность темнеет до черноты, в зависимости от поглощения злом, и воплощает образ рептилии.
Книга призывает задуматься о том выборе, который делает в своей жизни каждый: какой дорогой идти, когда судьба предлагает разные варианты, ведь на её развилках принимаются жизненно важные решения.
«Последняя осада» 16+
В книге совсем нет мистики и волшебства, но зато есть социально-психологическая драма, основанная на извечном конфликте отцов и детей.
Обычная захолустная деревушка, в которой подросткам совершенно нечем заняться. Только древний замок, превращённый в музей, манит исследовать развалины.
В центре повествования – юные Эмили, Саймон и Маркус. У каждого из них свои проблемы, сложные взаимоотношения в семье, но особенно трудно живётся Маркусу: по его словам, отец часто избивает за малейшую провинность. Судьба (или воля автора) случайно сводит ребят вместе в полуразрушенной крепости, куда детвора приходит поиграть в снежки, покататься на санках.
Летом крепость доступна для посещений (за плату), но вот зимой попасть туда затруднительно: её охраняет злобный смотритель Гаррис. Тем заманчивей для подростков провести его, тайком пробравшись в развалины: ведь это единственное их развлечение.
Героев сближает совместное снежное сражение против недружелюбной компании, после которого они начинают тесно общаться. Заметив разлом в стене цитадели, друзья решают забраться внутрь. С немалым трудом это им удаётся. Почувствов себя хозяевами старинного места, они решают провести там ночь. Обманув родителей, запасясь необходимым снаряжением, ребята оказываются в тёмной зимней крепости. Впечатляет описание сооружения, его помещений и башен. Так хорошо здесь бродить, исследовать закоулки, ночью сидеть у камина, наслаждаясь страшными историями! А ещё всё пронизано зимней холодной, сумрачной атмосферой: так и ждёшь, что произойдёт что-то таинственное, странное. Во многом это обусловлено рассказами Маркуса, которой бредит стариной и очень много знает о замках, их обитателях и прошлых делах. Но в реальности случаются только прозаичные вещи: шум ветра, шорох снега, крики птиц. Хотя без аллегорий автор не обошёлся: крепость символизирует место, где ребёнок может найти приют, почувствовать себя в безопасности, спастись от тирании родителей; а осада крепости, её защита, верность друзьям, беспощадность к врагам,– всё это существует в фантазиях подростков.
После того, как Маркус всерьёз поссорился с отцом, он сбегает в замок и решает защищать его от любых посягательств. Друзья присоединяются к нему. Их не волнует, что они услышали только точку зрения Маркуса на произошедшее (а он многое недоговаривает, мало того, привирает). Безоговорочно принимая его сторону, ребята устраивают настоящее сражение, всерьёз отбиваясь от пришедших за ними родных, спасателей и полицейских. В ход идут не только снежки, но и камни. Они превращаются в защитников осаждённой крепости, видя перед собой врагов, с которыми можно не церемониться и поступать безжалостно. Столкновение перерастает в настоящую битву, битву за свободу, пусть и всего на один день.
Но тут история переворачивается: мы узнаём другую сторону, подоплёку происходящего. И если раньше симпатии читателей – на стороне подростков (они так живо описаны, их эмоции и мысли так близки современным детям, что возникают сопереживание и сочувствие), то после некоторых аспектов описываемых событий, понимаешь: всё не так однозначно. Взрослые по-своему правы.
А чью сторону выберете вы? Открытый конец истории позволит каждому додумать свой финал. Считаю, что книга никого не оставит равнодушным, потому что она о дружбе и верности, правде и лжи, о проблеме выбора, о трудностях взаимоотношений взрослых и детей.
«Победители чудовищ» 12+
Страуд верен себе: подростки и в этом романе, написанном в антураже скандинавских легенд, остаются главными действующими лицами.
Халли Свейнссон совсем не похож на героя: он маленького роста, невыразительной внешности. Однако, у мальчика острый пытливый ум, и всё чаще он задумывается: а правда ли то, что рассказывается в преданиях предков о главе их рода Свейне и о его победе над чудовищными троввами. Дело в том, что родные Халли и он сам живут в долине, окружённой со всех сторон горами. Выйти оттуда невозможно: считается, что любой, пересёкший линию, ограниченную курганами, неминуемо погибнет. А в курганах захоронены предки со своим оружием, именно они стерегут границу от троввов.
Долина разделена на владения 12-ти Домов: Свейна, Хакона, Арне, Кетиль и других, и каждый считает свой Дом главным, именно своего Основателя – предводителем войска в древности и победителем троввов. В каждом Доме рассказывают одни и те же легенды с той разницей, что главным действующим лицом в них объявляется их лидер. Всё это Халли выясняет в беседе с Ауд, девочкой из рода Ульвара, с которой он познакомился во время ежегодного Собрания Домов, проходящего на их территории.
Начало приключениям Халли и его большому путешествию по долине положила его жестокая шутка над представителями Дома Хакона: он добавил им в пиво ингредиенты для дубления кожи (Халли вообще отличался большой изобретательностью по части всяческих проделок). Но надо отметить, что в этот раз его выходка была обоснована заносчивостью и высокомерием гостей. В результате разгоревшегося конфликта был убит его дядя, и Халли, желая отомстить за смерть близкого родственника, отправляется в путь.
Увиденное и услышанное в дороге в корне перевернуло представление мальчика об окружающем мире. И сам он потерял иллюзии, повзрослел и изменился. Оказалось, не так-то просто стать героем, а путь мести ведёт к разочарованию и опустошению.
А без помощи встретившейся ему в дороге Ауд, он бы вообще не выжил. Кстати, именно общение с девочкой, которая так же, как и он, не верит в троввов, побудило его провести эксперимент по пересечению границы долины.
Это история о поисках себя, своего места в жизни, о том, что не всегда мечты осуществляются ожидаемым образом. Наслушавшись историй о героях, Халли захотел стать одним из них. О неожиданных результатах этого действия и о самых разных приключениях мальчика, которые понемногу меняют его, вы узнаете, прочитав книгу. Название книги «Победители чудовищ» в полной мере отражает эффектный конец истории. А мифы и легенды не всегда оказываются лживыми, более того, их создание происходит на глазах у читателей.
«Трилогия Бартимеуса»: «Амулет Самарканда», «Глаз голема», «Врата Птолемея». 12+
Самая знаменитая вещь писателя. Здесь талант автора развернулся в полной мере: сюжет, стиль, герои – всё нешаблонное и заслуживает высочайшей оценки.
Начать с того, что описание идёт от лица двух персонажей: Бартимеуса и Натаниэля. Сам приём не новый, но вот личности нетипичные. Бартимеус – джинн, которого вызвал для исполнения поручений юный волшебник Натаниэль.
Дело происходит в Лондоне, но совсем не похожем на известную нам столицу Англии. Кстати, мне понравились описания города: его улиц, парков и строений: очень живописные, как сейчас принято говорить, атмосферные. Это совершенно другой Лондон, особенный, магический, видимо, находящийся в параллельной реальности. Соединение волшебства и обыденности характерно для манеры Страуда: реальные детали придают большей достоверности происходящему.
Население делится на две неравные части: большинство составляют простолюдины, которым недоступны высокие должности. Они выполняют рутинную работу и прислуживают привилегированному сословию – волшебникам, являющимся правителями и хозяевами этих мест.
Волшебники (и это находка Страуда) не обладают магией как таковой, но с помощью выученных, порой весьма сложных, заклинаний умеют вызывать духов (демонов) и заставлять их подчиняться и служить. А вот духи-то как раз и обладают магией: они умеют менять личины, превращаться в других существ, строить и разрушать города, добывать нужные вещи, перемещаться порталами на дальние расстояния, использовать боевые заклинания. Все артефакты, создаваемые волшебниками, в своей основе имеют какого-либо духа, привязанного к нему; отсюда и волшебные свойства вещи: там сидит бес, фолиот, джинн или более могущественные африт или марид (это основные разновидности демонов).
Таким образом, источник силы мага – это порабощённый дух (демон), вызванный из так называемого «Иного места». Главное, знать истинное имя призываемого, и беречь своё, ведь это знание даёт власть над человеком или духом. Потому-то волшебники, достигнув определённого возраста, получают второе имя, под которым и живут. Чем сильнее маг, тем больше духов в его подчинении, соответственно, большей властью он обладает.
Однако, как известно, власть и богатство порождают распущенность и безнаказанность. Волшебники смотрят на простолюдинов как на грязь под ногами, совершенно не считаются с ними, доходя до преступлений. Для них ничего не стоит с помощью демонов избить и даже убить человека, если они считают себя обиженными, или когда затронуты их интересы, да просто из-за скуки, ради развлечения. А уж отнять понравившуюся вещь, выселить из дома – это в порядке вещей. Такое отношение не могло остаться без ответа: возникло Сопротивление, доставляющее немало хлопот правящей элите.
Вот в такой обстановке разворачиваются события. Натаниэль, талантливый ученик посредственного волшебника, вызывает джинна Бартимеуса, чтобы тот похитил для него Амулет Самарканда – мощный магический артефакт, которым владеет Саймон Лавлейс, высокопоставленный волшебник, обидевший юного мага. Кража Амулета – это месть Лавлейсу, демонстрация собственной силы и уязвлённого самолюбия. В результате Натаниэль вмешивается в заговор, цель которого – свержение премьер-министра и захват власти («А чего ещё ждать от волшебников!», – как сказал бы Бартимеус). Пережив большое количество смертельно опасных авантюр, разрушив замыслы заговорщиков, юный маг выходит сухим из воды и, мало того, добивается признания власть имущих, получает в наставники могущественную и влиятельную Джессику Уайтвелл.
Рассказчики поочерёдно сменяют друг друга и очень интересно наблюдать за разными точками зрения на происходящее. Неповторимы юмор и ирония много повидавшего за тысячелетия Бартимеуса. Его ремарки-примечания придают особый колорит повествованию. Сначала джинн не принимает всерьёз Натаниэля, но потом умения, острый ум и сила воли мальчишки, его настойчивое стремление к достижению цели вызывают у Бартимеуса уважение, и он начинает помогать в полную силу.
Неблагодарное дело описывать все приключения, происходящие с нашими героями, скажу лишь, что действие развивается динамично, обстановка порой кардинально меняется, а потому от книги трудно оторваться.
«Амулет Самарканда» – первая часть «Трилогии Бартимеуса». С полюбившимися персонажами мы встретимся в книгах «Глаз голема» и «Врата Птолемея».
Натаниэль, получивший немаловажную должность в правительстве, сильно изменился. Есть такая пословица «С волками жить – по-волчьи выть». Честолюбие юного мага постоянно подвергается испытаниям: чтобы удержаться на месте, следует стать таким же подлым, коварным, хитрым, расчётливым, как окружающие его волшебники. Не зря в первой книге Бартимеус предупреждает: «… ты куда более инициативен, чем большинство волшебников, – но если ты не будешь соблюдать осторожность, они тебя раздавят. А ещё у тебя есть совесть – опять-таки редкое свойство, которое очень легко потерять. Береги её».
14-летний волшебник практически слился с окружающей средой, в нём мало осталось от того Натаниэля, который переживал за близких ему людей. Да и имя у него теперь – Джон Мэндрейк. Приняв точку зрения элиты, он не замечает перемен в себе. По долгу службы ему вменяется в обязанность борьба с Сопротивлением, с которым связываются любые действия, неприятные правительству и сателлитам.
Как раз Сопротивлению во второй книге уделяется много внимания: мы детально знакомимся с жизнью простолюдинов, узнаём о мотивах людей, вошедших в это движение. Возмущение вызывают методы, к которым прибегают власть имущие, чтобы поддерживать своё господство. Они не только унижают и используют большинство населения, но и насаждают культ поклонения себе, держа простолюдинов в информационном вакууме.
Повествование всё чаще ведётся от лица Китти, которая в «Амулете Самарканда» была второстепенным персонажем. Девушка сама попала под пресс лживого, двуличного правосудия волшебников, а стремление к возмездию, желание восстановить справедливость привели её в ряды Сопротивления. Успешно противостоять магам помогают врождённые способности членов движения: все они в той или иной степени невосприимчивы к магии.
Только магическая составляющая отличает описываемый мир от реального: настолько похожи некоторые политики современности и их методы на таких же у Страуда. Это обстоятельство позволяет провести параллель между «Трилогией Бартимеуса» и «1984» Оруэлла. Мотивы антиутопии хорошо прослеживаются в данном цикле.
Конечно, Бартимеус опять призван на помощь Натаниэлю (Джону Мэндрейку). Это не приводит джина в восторг, но доводы и угрозы юного мага убедительны, и заставляют принять участие в расследовании порученного тому дела: кто-то, предположительно, голем, целенаправленно разрушает Лондон.
Бартимеус не потерял своей ироничности и остроумия, по-прежнему интересно читать его комментарии к происходящему. А вот действия Джона Мэндрейка всё чаще описываются со слов других персонажей. И это объяснимо: он уже не тот наивный и доверчивый мальчишка, а честолюбивый карьерист.
Действие происходит не только в Лондоне, но и в Праге, куда Джон и Бартимеус отправляются, чтобы больше узнать о природе големов. События описаны очень динамично, сюжет развивается по нарастающей. Любопытны исторические экскурсы в прошлое Британии и Чехии, примечательны прогулки по улицам городов, атмосферой ужаса веет от кладбищ и древних гробниц; а ещё заговоры, таинственные происшествия, могущественные существа Иного мира… История движется, и приходит момент, когда все твое главных действующих лиц столкнутся, и вот здесь-то и проявится сущность каждого…
Развязка всей многоходовой интриги происходит в третьей книге – «Врата Птолемея». Джон Мэндрейк, становясь министром информации, должен как раз скрывать реальное положение дел от населения. Лондон теряет власть над миром: восстали и воюют против него американские колонии. Пользуясь отвлечением сил, на Британию нападают европейские страны… Молодого человека раздражает тупое, алчное, эгоистичное окружение, которое ненавидит его за ум и талант. Эти цепляющиеся за власть подонки вызывают внутренний протест в Джоне: он не хочет становиться таким же, и в нём просыпается Натаниэль – совесть, загнанная в дальний угол сознания.
Меняется и Китти: она уже не та порывистая, порой наивная девочка, она выросла, многое узнала, ещё большему научилась. Ей, простолюдинке, удаётся совершить небывалое: противостоять волшебникам и их подручным.
Бартимеус истощён постоянными вызовами: последние два года Джон вообще не отпускает его в Иное место, заставляя выполнять всё новые и новые задания. Мы узнаем, почему именно образ египетского мальчика так любим джинном.
Между тем зреет ужасный заговор: мир оказывается под угрозой.
Чтобы положить этому конец, троице главных персонажей нужно объединиться. Им предстоят суровые испытания, столкновения с главными злодеями, и потери неизбежны – всё, как в реальности.
Возможно, конец кого-то разочарует. На мой взгляд, всё логично и вполне завершено, все сюжетные линии распутаны. Главная мысль, ради чего писалась книга: нельзя допускать, чтобы меньшинство обладало всеми благами и помыкало большинством. Рано или поздно такому обществу придёт конец. Но так уж суждено, что история повторяется: на смену одним тиранам приходят другие, на обломках одной империи встаёт новая, – с сожалением констатирует автор.
Тем не менее, гарантирую, что трилогия понравится всем читателям: и детям, и взрослым. Каждый найдёт в ней что-то своё: кто-то увлекательные приключения, захватывающий сюжет, детективную интригу, а кто-то и глубокий философский смысл.
«Кольцо Соломона» 12+
Книга не является продолжением трилогии, она скорее приквел, предыстория. Действие происходит за 10 веков до н. э., в совершенно другой локации – древнем Израиле, но главное действующее лицо – тот же смекалистый, ироничный, порой язвительный Бартимеус. Чаще всего именно он рассказывает о происходящем. Появляется и другой повествователь: юная стражница Ашмира, которую Балкида, царица Савская, отправляет на верную погибель, поручая практически невыполнимое задание: убить Соломона и принести его Кольцо. Ашмира, воспитанная в безусловной преданности своей правительнице и верности стране, с рвением берётся за дело: если в течение 12 дней она не справится, то страшная участь постигнет её народ.
В этой истории мы сталкиваемся с библейскими персонажами: царём Соломоном и царицей Савской. Конечно, их облик, поведение и описываемые события далеки от ветхозаветных. Это параллельная, магическая реальность, придуманная Страудом. Неизменно здесь и условие, при котором возможно волшебство: порабощение, принуждение к служению духов-демонов посредством заклятий. Особо следует сказать о Кольце: именно оно обеспечивает власть Соломона. В нём заключено могущественнейшее существо, повелевающее сотнями других духов. Прикосновение к артефакту – и полчища разнообразных демонов в твоём распоряжении; поворот Кольца – и является главное чудовище.
Наш старый знакомый Бартимеус здесь более молодой, и поэтому, может, более добрый, уже тогда тяготеющий к справедливости (он успешно скрывает этот факт), хотя ненависть к магам и презрение к людям проявляются уже в полной мере. Сначала Бартимеус находится в услужении у старого волшебника, которого ему удаётся обвести вокруг пальца, уничтожить и вырваться на свободу. Однако, поскольку тот входил в круг приближённых Соломона, джинна возвращают и отдают на перевоспитание Хабу Жестокому, которому служит страшный могущественный марид, притворяющийся его тенью. Следуют новые, унизительные для Бартимеуса, задания: доставлять во дворец артишоки, работать на строительстве храма, причём не используя магию. Храм сооружается при участии целой группы провинившихся духов, и все они мечтают освободиться.
Поскольку наш остроумный джинн обладает весьма несдержанным языком, склонен везде находить возможность развлечься, исказить задание, перессорить между собой сотоварищей, то очень быстро он опять попадает в опалу. Всю команду вместе с их хозяином отсылают в пустыню искать разбойников, грабящих караваны.
Здесь-то и сходятся пути Бартимеуса и Ашмиры, которая в составе каравана двигалась к Иерусалиму. Девушка впечатляет джинна своей смелостью, силой воли, несгибаемым характером и он решает помочь ей, преследуя, конечно, и свои цели: спастись от мести хозяина и освободиться.
При всём стремлении попасть в своё родное Иное место, Бартимеусу, как замечает Ашмира, нравятся приключения в нашем мире, ведь именно здесь проявляется его хитроумие, смекалка, появляется возможность показать себя во всей красе (он ещё и самодоволен!). Однако, устоять против марида, несопоставимо более могучего, джинн не в силах, и Бартимеуса, в качестве наказания за своеволие, заключают в хрустальный флакон. Несколько часов, проведённых в заточении, кажутся ему годами и десятилетиями, поэтому он с радостью возвращается в Иное место, едва разбивается сосуд.
К горькому сожалению Бартимеуса, освобождение тут же сменяется новым подчинением: уже Ашмира требует оказать ей содействие в убийстве Соломона и похищении его Кольца. На грани гибели окажутся многие герои данного произведения, которым придётся преодолеть многочисленные препятствия, сразиться с могущественным врагом. Не так всё просто окажется с Кольцом Соломона, да и с самим великим царём.
Не буду раскрывать всю интригу, замечу только, что не без помощи непревзойдённого хитромудрого джинна мир будет спасён в очередной раз!
«Агентство «Локвуд и компания»: «Кричащая лестница», «Шепчущий череп», «Призрачный двойник», «Крадущаяся тень», «Пустая могила». 16+
Пока в библиотеке имеются только четыре книги цикла: нет предпоследней – «Крадущейся тени», но мы обязательно приобретём недостающее!
В этой серии Страуд отдаёт должное свой любви к детективам (помните школьные предпочтения: Энид Блайтон, Конан Дойл?). Хотя детективные линии присутствуют во многих произведениях писателя, впервые он посвящает этому жанру целую пенталогию. Причём, читать книги следует строго последовательно, по порядку. Хотя каждая история представляет собой законченный сюжет, завершённое расследование, тем не менее, есть и общая стержневая линия: развиваются отношения между персонажами, имеются связующие события, неразгаданные тайны, рассыпаны намёки на последующее продолжение.
Герои – опять же подростки, но это обусловлено особенностями данного мира. Мы оказываемся в Лондоне, любимой локации Страуда, очень живописно и подробно описываемой. Всё очень близко к реальности, но есть одно фантастическое допущение: город, как и вся Британия, заражён призраками. «Проблема», – так называют это явление, – появилась не так давно, однако, жизнь в стране кардинально изменилась.
Призраки представляют реальную угрозу для людей, их следует избегать, от них нужно защищаться. Отсюда – комендантский час, патрули, «призрак-лампы», вспышками спасающие от сверхъестественных явлений, многочисленные обереги, каналы с проточной водой, окованные железом двери… Передовой отряд борцов составляют дети и подростки: именно они могут видеть и чувствовать призраков, у взрослых эта способность угасает. Поэтому Ночная стража, многочисленные Агентства по ловле призраков вербуют в свои ряды исключительно малолетних жителей с даром. Их оружие – рапиры с посеребрённым кончиком, железные опилки и цепи, банки с «греческим огнём», соляные бомбочки. Всего этого боятся привидения, но уничтожить их не так-то просто: нужно иметь определённые знания, тренироваться, а главное – обладать сверхъестественным Даром.
Различают три категории Дара: Зрение (способность видеть призраков и последствия их появления), Слух (возможность слышать голоса умерших, звуки минувших событий), Осязание (прикасаясь к предмету, обнаруживать парапсихологическое эхо в виде зрительных образов, звуков и т. д.).
Особо одарённые дети становятся агентами и служат в специальных организациях по выявлению и уничтожению призраков. Руководят такими учреждениями, как правило, взрослые инспекторы, уже потерявшие свой Дар. Агентств в Лондоне более дюжины, из них два – Агентство «Фиттис» и Агентство «Ротвелл» – самые крупные, в них работают сотни сотрудников. Самое маленькое – Агентство «Локвуд и Компания», в котором трудятся всего трое подростков. О них-то и пойдёт речь.
Люси Карлайл (от её лица ведётся повествование, Дар – Слух и Осязание), провалившая собеседования во все крупные Агентства, приходит устраиваться в «Локвуд и Компания», куда её после впечатляющего испытания принимают. Хозяин организации – харизматичный, обаятельный Энтони Локвуд, стратег и лидер, чей очень яркий Дар – Видение. Второй сотрудник – Джордж Каббинс, неуклюжий, неряшливый, толстенький, но превосходный аналитик и специалист по розыску фактов в архивах и библиотеках. Именно этой троице и предстоит расследовать самые громкие дела и сражаться с опасными призраками. Кстати, призраков (агенты называют их Гостями) существует великое множество, но их всех объединяют в три основные группы, наиболее смертоносные – второго типа. Третий, способный вступать в контакт с людьми, практически не встречается.
Особенно сложно даётся Люси взаимодействие с Джорджем: девушку раздражает его внешний вид, его увлечения, да и борьба за внимание Локвуда присутствует. Каждый старается показать свои заслуги, а неудачи приписать другому. Притирка проходит медленно и со скандалами. Однако, работе Агентства это не мешает, тем более, что приходится бороться за место под Солнцем, иначе их сожрут конкуренты. Постоянная борьба за выживание приводит к тому, что Локвуд берётся за самые безнадёжные, смертельно опасные дела.
Каждый том рассказывает о расследовании такого рода, сопряжённом с величайшей опасностью, из которого наши герои зачастую выходят не без потерь: потрёпанные и получившие серьёзные ранения. Начиная с третьей книги к оперативникам Локвуда присоединяется Холли Монро, и это вызывает взрыв ревности со стороны Люси. Да, романтическая линия в книге присутствует, хотя и не является главной. Конечно, на первом плане – детективная интрига, сражения с опасными сверхъестественными существами, борьба с конкурентами, которая обостряется к концу цикла. Да и основная задача: откуда взялась Проблема, почему появились призраки,–решается только в последней книге, хотя намёки, подводки к ней пронизывают всю серию.
Интересно наблюдать за развитием героев, как они меняются, совершенствуются в своём деле, за их эмоциями и чувствами. Живо и ярко прописаны и второстепенные персонажи, а также выходцы из потустороннего мира. Их истории вписаны в канву произведения, что помогает узнать причины их появления в нашем мире. Самый оригинальный и харизматичный из сверхъестественных существ – Череп, который вместе с главными действующими лицами проходит через всё повествование. Его реплики, саркастичные, иногда дерзкие, но всегда неожиданные, очень оживляют весь цикл и меняют ход событий.
Не хочу раскрывать суть дел, которыми занимались наши агенты, оставлю эти подробности для читателей. Наслаждайтесь!
Добавлю, что в ближайшем будущем «Локвуд и Ко» будет экранизирован (телевизионный сериал) на платформе Netflix, уже даже подобраны актёры!
Сейчас писатель работает над циклом «Скарлетт и Браун». Выпущены две книги, пока не переведённые на русский язык (вторая издана только что – 7 июля 2022 года). В этой серии фантазия автора перенесёт читателей в разрушенную Англию будущего, населённую монстрами, и познакомит с приключениями подростков Скарлетт МакКейн и Альберта Брауна, которые находятся в конфликте с законом. Интригующие тайны, остроумные диалоги, стремительно развивающийся захватывающий сюжет, острые ощущения, погони, харизматичные герои, фирменный страудовский юмор – вот что ожидает поклонников фантаста. Новая вещь уже высоко оценена критиками и журналистами Великобритании.
Интересно, что первый том «Преступники Скарлетт и Браун» вошёл в шорт-лист Детской книжной премии Федерации детских книжных групп, уникальной для Британии: голосуют и выбирают лучшие произведения исключительно юные читатели.
Роман уже переведён на несколько языков и тоже будет экранизирован. Так что ждём!
Использованы материалы сайтов:
• Официальный сайт писателя: http://www.jonathanstroud.com/about_me.html
• Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%B4,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D...
• Лаборатория фантастики: https://fantlab.ru/autor579
• ПроДетЛит: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%B4_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D...
• «Мир фантастики»: http://old.mirf.ru/Articles/art4061.htm
Материал для «Фантастической Вселенной»
подготовлен Н. В. Ковалёвой, главным библиотекарем
отдела информационных технологий