344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

История

https://www.high-endrolex.com/26

Источник радости, духовной силы.

Открытие первой детской библиотеки города Ростова-на-Дону.

До появления в Ростове-на-Дону детской библиотеки обслуживанием читателей-детей занимались публичные библиотеки, которые имели в своих фондах около 25% детской литературы.

На 1914 год по всем городским библиотекам числилось 15 113 читателей, в том числе 4 370 детей. Возможно, одной из причин, побудивших местные власти в 1914 году открыть первую детскую библиотеку, явилось значительное количество именно этой группы читателей.

Рис. 1

«12 июня 1914 года на Шестой улице, – сообщала газета «Утро Юга» (№36 от 14.07.1914.) – открылась детская библиотека-читальня». (Рис.1)

Первая детская бесплатная библиотека-читальня была открыта на Новом поселении Обществом детских библиотек. (Рис.2) Членами Общества являлись жены местных предпринимателей, интеллигенция. Новое поселение в то время было рабочей окраиной и в простонародье именовалось Нахаловкой, очевидно, не случайно, так как именно этот район в Ростове считался хулиганским. Открытие библиотеки в рабочем районе являлось очередной подачкой рабочим с целью задобрить их, отвлечь от революционного движения, которое в то время уже широко разрасталось в г. Ростове.
«…Работа проводилась в тяжелых условиях : недостаток книг , хулиганство, которое часто срывало работу , особенно вечерами в зимнее время . Рассказывают о таком случае: вечером компания из 15 человек ворвалась в библиотеку, выключили свет, вытащили библиотекаря из-за стойки, свалили на пол, а сами в это время стали растаскивать книги. Такие налеты в то время устраивались часто, и для усмирения хулиганов на вечерние часы был приглашен сторож с палкой , которого почему-то звали «слепой»… По воспоминаниям очевидцев жители вечерами боялись ходить по улице» [1]

Первыми читателями библиотеки стали дети рабочих железнодорожных мастерских, табачной фабрики Асмолова. Первые годы в библиотеке читали и взрослые. Большинство из них были рабочие и работницы, многие малограмотные, с помощью детской книги они развивали технику чтения; были и совершенно неграмотные, которые по детской книге учились читать. Помещение из двух комнат арендовалось у местного торговца. Фонд библиотеки, собранный на пожертвования, насчитывал всего 726 книг, «большинство книг были беллетристика, старые журналы: «Светлячок», «Задушевное слово», религиозные книги.»[2], а 400 читателей обслуживал единственный библиотекарь.

Рис. 2

При записи в библиотеку с читателя брался залог 20 копеек и 5 копеек за абонемент, в помещении читали бесплатно. Работала библиотека с перерывом на обед с 11 до 2 часов и с 4 до 8 вечера. Массовая работа в библиотеке запрещалась, во время работы с читателями в ней присутствовал полицейский или священник. Беседы с детьми не допускались, библиотекарь был обязан лишь молча принимать и выдавать книги, от читателей он был отгорожен высоким барьером.

Первые годы работы библиотеки были крайне тяжелыми: остро ощущались недостаток книжного фонда и денежных средств на её содержание. Содержалась библиотека на членские взносы и средства от лекций, вечеров, которые устраивались в ее пользу, но эти сборы давали так мало, что их едва хватало на оплату аренды за помещение, на зарплату одному работнику - 30 рублей в месяц и уборщице - 6 руб. в месяц. Жители по-разному отнеслись к открытию библиотеки. Некоторые охотно записывали своих детей, но немало было и тех, кто не поощрял увлечение ребят литературой, не позволяли ребятам брать книги домой и читать в читальне.
«…Попытки библиотекаря уговорить мамашу, разъяснить значение библиотеки, не всегда заканчивались удачно, но бывали случаи когда удавалось убедить родителей и они разрешали не только читать книги, но и брать книги на дом, а потом приходили благодарить за книги – дураки были, что били мальчишек, темные мы, неграмотные, теперь в доме одно развлечение - это книга, вечерами все сидим и слушаем…» [3]

Дети сразу полюбили библиотеку, и, несмотря на запреты родителей, группами и в одиночку бежали туда, просиживали целыми днями за книгой, смотрели картинки в журналах.

Рис. 3

В 1915 году в библиотеку пришла Татьяна Ксенофонтовна Молодцова. (Рис.3, вторая слева) Почти 35 лет, до 1949 года, она работала бессменной заведующей библиотекой, которая была и её детищем, и домом, и любимым местом работы. Это был человек огромной энергии, творческой самоотдачи, наделенный прекрасным даром любви к детям Она оставила бесценные воспоминания о самых трудных годах становления библиотеки:
«Библиотека с первого года своего существования попадает в тяжелое положение: империалистическая война и все события того времени сильно отражались на новом, еще неокрепшем деле - отсутствие книг, частые придирки градоначальника создавали такие условия, что библиотека все время стояла перед угрозой закрытия. Часто приходилось прибегать к заступничеству дам-патронесс, чтобы задобрить градоначальника и полицию. Никаких вечеров, читок без разрешения полиции не проводили. За шесть лет проведен один утренник, одна читка».

1917-1919 годы - особенно тяжелые для библиотеки: Общество детских библиотек почти не существовало, книги пришли в ветхое состояние, библиотека стояла накануне закрытия. Только сами ребята поддерживали свою библиотеку: приносили книги из дома, собирали у родных и знакомых. Примечательно то, что читатели-подростки в эти годы делились на две партии – красных и белых, сильно враждовали друг с другом.
«…Это конечно печальное явление, но дети так же следят за временем, если не больше взрослых. Иногда даже бывает жутко слушать с каким увлечением они рассказывают в Библ. о войне, о «кадетах», о «большевиках». Видно, что все это они переживают глубже, чем это кажется нам взрослым. Но это конечно дань времени». [4]

Собираясь вечерами в читальне, ребята затевали споры, защищая свою партию, иногда эти споры кончались дракой на улице. Когда Красная армия подходила к Ростову, многие из читателей-подростков ушли добровольцами с красными войсками».

С 1920 года в библиотеке работают уже 2 библиотекаря – на абонементе и в читальне, увеличился книжный фонд.

Рис. 4

С 1917 по 1925 годы библиотека работает как клуб. Её главные задачи в это трудное для страны время – борьба с беспризорностью детей, ликвидация безграмотности. Из воспоминаний Т.К. Молодцовой:
«1920-1921 годы гражданской войны и голода сильно отразились на детях. На почве голода в Ростове свирепствует тиф, школы в нашем районе не работают и заняты под лазареты. Детская библиотека являлась в то время единственным местом, где проводилась воспитательная работа с детьми». (Рис.4)

«…Замечается теплое отношение к библиотеке, сюда идут скорей не как в казенное учреждение, где надо стоять без «шапки и не шуметь» т.к. всюду висят объявления «просят соблюдать тишину», а как к своему товарищу, другу, которому они рассказывают все свои горести и беды». [5]

В 1920 году при библиотеке открывается детский клуб с питанием на 150 человек. Чтобы занять ребят делом, при клубе организованы кружки шитья, обувная мастерская. Работа клуба делилась на секции: литературную, драматическую и прикладную.

Рис. 5

Из воспоминаний Т.К. Молодцовой: «Ребята целыми днями были в библиотеке – днем занимались в читальне, вечером работали в кружках». (Рис.5) Это был поистине культурный центр, где детвора получала трудовые и художественные навыки. Об этом свидетельствуют воспоминания читателей тех лет:

Петр Онишков, читатель с 1915 года: «Библиотека являлась для нас школой общественного становления. Мы тогда не только приобщались к чтению, но учились работать. Мы учились быть полезными».

Лемзякова З.Г. «…нас здесь спасали от голода, холода, лечили и учили. Сколько надо было иметь чувства такта, энергии, чтобы направить на правильный путь такую «орду», какой были мы – юные жители Нахаловки!».

В архиве библиотеки хранятся удивительные строки, посвященные Т.К. Молодцовой:

Тебе, учителю детей,

Пишу всего два слова:

Я вспоминаю много славных дней,

Товарищ Молодцова.

Все та же бодрость у тебя,

И те же все желанья,

Здесь не одна моя семья

Добилась воспитанья.

Ты книгой указала путь

Для юных пролетариев,

Дала ты много почерпнуть

И практики, и знания.

И счастлив был мой юный свет

Из лучших категорий,

Тебе, учитель, шлёт привет

Читатель твой – Григорий!

Г.Д.Жильцов.

Конечно, стихотворение не представляет художественной ценности, но искренность, теплоту слов юного читателя почувствует каждый.

Дыхание времени слышится в девизах тех лет: «В культурный поход на окраину!», «Хорошую детскую книгу и библиотеку на рабочую окраину!».

«Библиотека все время ведет связь с деревней. Собирали книги среди читателей и посылали их в избу-читальню. Шефствуем в работе над районной избой-читальней села Батайска». [6]

«Хулиганство, которое так сильно было развито до октябрьской революции и которое, казалось никогда не изжить, в настоящее время ликвидировано окончательно. Нет больше случаев чтобы родители гнали ребят из библиотеки. Сейчас родители приходят проверять в библиотеке ли его сын, или бегает где то по улице. Родители очень довольны, когда их дети бывают в библиотеке читальне».[7]

Замечательные дела читателей библиотеки тех лет с необыкновенной искренностью, любовью, профессиональным знанием особенностей работы с детской книгой отражены на страницах книги Л.В Будной «Ребята в библиотечном походе». Опыт этой работы, отраженный в книге, - часть культурного похода за БИБЛИОТЕКУ, проходившего тогда в СССР.

Для организации библиотечного похода в Ростове-на-Дону при детской библиотеке был создан штаб из инициативных детей. Его участники привлекали новых читателей, учили бережно обращаться с книгой, обслуживали взрослых, но малограмотных, постоянно писали о бибпоходе в газету «Ленинские внучата» и школьные стенгазеты. Выполняя лозунг похода «Хорошую детскую книгу- на рабочие окраины», ребята вышли с книгой на Черепахинскую балку. В то время это была сотня домиков-землянок на самой глухой окраине города, куда не попадает книга, где дети видят только пьянство, драку, ругань… Все лето двое библиотекарей и несколько читателей два раза в неделю приходили сюда и прямо на воздухе проводили читки книг, газет, беседы. Посетителями этой читальни были каждый раз 60 ребят и около 30 взрослых.

Заметным событием библиотечного похода стало соревнование на его лучшее проведение. Было решено на библиотечном совете вызвать на социалистическое соревнование одну из детских библиотек города. В договоре на соревнование между библиотеками главной задачей определено « поднятие общего культурного уровня, чтобы стать достойной сменой наших отцов и матерей».

До пяти тысяч вырос в эти годы книжный фонд библиотеки, в нескольких кружках при библиотеке занимаются более 100 детей.

Славное имя библиотеки.

Вера Михайловна Величкина

Годы Первой мировой и гражданской войн, революции принесли огромные лишения и страдания прежде всего детям – они голодали, умирали от непосильной работы и болезней. Но в России был человек, для которого судьбы детей, их беды были близки и понятны. Этим человеком была Вера Михайловна Величкина – врач, литератор, государственный деятель. Вот только небольшой отрывок из ее статьи в журнале «Работница»:
«Дети просят помощи, хотят учиться. Они должны учиться. Но прежде всего надо освободить их от изнурительной работы. Сейчас, когда продолжается революция, когда рабочий класс завоевывает себе одно право за другим, по-прежнему существуют грязные, сырые норы вместо мастерских, где задыхаются наши дети. Дети рабочих и дети крестьян».
Разносторонняя деятельность В.М. Величкиной в защиту детства, его охрану стала безусловной причиной того, что в 1920 году по предложению сотрудников и читателей детской библиотеке г. Ростова-на-Дону было присвоено ее имя.

Родилась Вера Михайловна в1868 году в прогрессивной семье священника, понимавшей революционные устремления детей, их мечты о лучшей жизни для трудового народа. Училась Вера Михайловна в Первой московской женской гимназии, отлично закончила ее в 1885 году, а затем самостоятельно и усиленно занималась естествознанием.

На заре революционного движения в России друзей Веры Михайловны роднили неприятие самодержавия, стремление к новому, лучшему обществу. И в этой среде Вера Величкина была вожаком – она удивляла своей широкой образованностью, способностью быстрого чтения, богатой памятью.

В 1891-1892 годах 36 губерний России жестоко пострадали от неурожая, что обернулось голодом для крестьян. Лев Николаевич Толстой с дочерьми и племянницей работали на голоде в Рязанской губернии. И Вера Величкина стала преданной помощницей великого писателя, поддерживая истощенных, больных, павших духом. Она врачевала, варила похлебку, делила хлеб. Дружба, переписка её с Толстым продолжались ещё долгие годы.

В 1895 году Вера Величкина ведет пропагандистскую работу среди крестьян Воронежской губернии, снабжая их книжками толстовского издания «Посредник». Поселившись в селе Александровка, организовала здесь школьную библиотеку. Создать библиотеку помог Л.Н Толстой. Немало книг присылал Вере Михайловне в село Александровка и Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, ее будущий муж. И все время она находится под постоянным и пристальным наблюдением полиции: Величкина, как и Бонч-Бруевич, состояла в социал-демократической организации, в московском «Рабочем союзе». Вера Михайловна составляла тексты листовок, воззваний, прокламаций, печатала их, содействовала распространению среди рабочих. Малейший провал - и тюрьма на долгие годы. Это вынуждает её эмигрировать в Швейцарию. Эмиграция в Швейцарию длится 5 лет. Вера Михайловна блестяще завершает медицинское образование, приобретает опыт работы в детской клинике, ее талант и усердие отмечает профессор, делая заманчивое и почетное предложение остаться в стране и работать в его клинике. Но она стремится на родину, чтобы разделить судьбу своего народа и бороться за его счастье.

Извещение Бонч-Бреувич (Величкиной) В. М. о ее назначении постановлением СНК (21 марта 1918 г.) заместителем председателя Совета врачебных коллегий в Совете народных комиссаров от 22 марта 1918 г. (Ф. 2. Оп. 1. Д. 5517. Л. 1; машинописный текст с подписями Ленина В. И., Бонч-Бруевича В. Д.)
Рис. 6

А при возвращении на родину - арест, тюрьма и снова эмиграция, на этот раз в Лондон.

Она вернулась в Россию в разгар революции 1905 года. И снова тюрьма, одиночка, но за недостатком улик через три месяца её освобождают из-под стражи.

Вместе с мужем В.Д. Бонч-Бруевичем она занимается революционной работой, сотрудничает в ленинской газете «Искра». В это время она много пишет, сотрудничает и в других прогрессивных изданиях. Вопросы воспитания, детская литература, школьное образование – эти темы постоянно волнуют, интересуют публициста Величкину.

Первые дни Октябрьской революции 1917 года… Вера Михайловна Величкина организует госпитали, лазареты, базы пролетарского Красного Креста. По её инициативе началось чтение популярных лекций по гигиене. Вера Михайловна стремится заложить основы принципиально новой отрасли врачебного дела – школьной медицины.


Рис. 7

Она разработала план наступления на детский туберкулез, стройную систему физического воспитания детей с младенческого возраста.

Ее перу принадлежат изданная в 1922г. биография Песталоцци под заглавием «Друг детей», «Швейцария, описание страны» изданная в 1923г., двухтомная работа «История инквизиции» 1904г., «Систематический указатель для составления социалистических библиотек» 1918г. (рис. 7) Вера Михайловна занималась переводами книг с немецкого, французского и английского языков.

В.М. Величкина всегда верила в будущее России, а свою жизнь считала отданной революции. Она скончалась 30 сентября 1918 года, заразившись испанкой от больной, которой оказывала помощь. Ей было пятьдесят лет.

Вот уже 94 года Ростовская областная детская библиотека носит имя В. М. Величкиной, и никогда не изменит его, даже если это будет немодно. (Подробнее о Вере Михайловне)

В архиве библиотеки хранятся оригиналы писем дочери Веры Михайловны – Елены Владимировны Бонч-Бруевич, копии записок В. И. Ленина, Н. К. Крупской-Ульяновой, В. Д. Бонч-Бруевича. (Рис.8,9)

Соболезнование В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевичу в связи со смертью жены (1918 г.)
Соболезнование В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевичу в связи со смертью жены (1918 г.)
Рис. 8
Рис. 9

Друзья книги и библиотеки.

С 1925 года библиотека переходит к своей чисто библиотечной работе с читателями, с книгой.

«…Сохранилась связь между библиотекой и читателем. В 10 лет октябрьской революции на праздник были приглашены прежние читатели библиотеки, теперь уже взрослые, многие из них комсомольцы. Выступая с воспоминаниями, все благодарили библиотеку, библиотекарей за то, что научили читать, применять книгу в жизни, обучили ремеслу, из всех выступлений слышно одно «Спасибо библиотеке»... Вот что говорит Митя Белых (16 лет), ученик военной школы:
    «В библиотеку я записался в 1926 году. За 10 лет … библиотека дала мне многое, через библиотеку я полюбил чтение, научился расценивать книги, через чтение я приобрел знания, которые мне помогли в школьной учебе. Я участвовал в необычайном путешествии… Вместе с книгой я побывал в песках Туркестана, во льдах Арктики, путешествовал по новостройкам СССР, был на Кузбассе, Магнитогорске, на Балтийском канале, в Италии…Мои пожелания библиотеке: выбраться из тесного помещения, в котором она сейчас находится, приобрести больше интересных книг»
[8]

Рис. 10

Библиотека продолжает обрастать новыми кружками, но, как правило, имеющими прямое отношение к книге: появились кружки друзей книги, юных корреспондентов детской газеты «Ленинские внучата», издаваемой в городе Ростове-на-Дону. (Рис. 10)

Лучшие ростовские писатели и поэты тех лет были частыми гостями библиотеки: М. Штительман, П. Яковлев, А. Оленич-Гнененко, В. Жак.

В.К. Жак некоторое время работал в библиотеке, всегда об этом помнил, и, став известным поэтом, часто посещал её, традиционно открывая Неделю детской книги. На многих своих книгах, подаренных библиотеке, он оставил автограф:

«Отличникам, отличницам –
Девчонкам и мальчишкам –
Читателям - величкинцам –
Дарю я эти книжки!»

До сих пор детские писатели и поэты Дона и России – желанные гости библиотеки и ее читателей. Библиотекари бережно хранят книги с автографами Г.-П. Аматуни, Ю. Дьяконова, А. Коркищенко, В. Кисилевского, А. Гиваргизова и многих других авторов, полюбившихся детям. В последние годы незабываемыми для подростков стали встречи с Д. Гуцко, Н. Скребовым, Д. Долинским, Е. Джичоевой, Э. Барсуковым. С 2006 года в библиотеке создается видеогалерея «Моя профессия – Слово», главные герои которой – журналисты, писатели, поэты, публицисты, актеры, священники, люди, понимающие огромную значимость Слова в воспитании подрастающего поколения.

Рис. 11

Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром (Рис. 11).

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А. П.  Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился:

    «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.
     «Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.
     Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.
    Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Ваш Аркадий Гайдар. 5 марта 1935г. г. Арзамас».

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.

Библиотека в годы Великой Отечественной войны.

1941 год: библиотека, как и вся страна, свою работу перестроила на военный лад. Коллектив ее сотрудников вооружен лозунгом «Все силы на помощь фронту, все для победы над врагом!». Усилия библиотекарей были направлены на воспитание в читателях патриотизма, любви к Родине, готовности стать достойными бойцами Красной Армии, защитниками страны.

Рис. 12

В свою очередь, юные читатели старались помочь фронту скорее разгромить врага.

В 1941 году при библиотеке была организована тимуровская команда из 65 человек, в которую входило 14 звеньев. Начальником команды был Митя Камалединов, его заместителем Мальвина Комарницкая.

О тимуровцах читатели библиотеки узнали из книг А.Гайдара «Тимур и его команда», «Клятва Тимура». Эти книги они не только читали, но изучали. При вступлении в тимуровскую команду каждый читатель принимал клятву (рис.12)

Вся работа тимуровской команды при библиотеке была направлена на оказание всемерной помощи фронту и укрепление тыла.

Было собрано и сдано более 7000 кг. металлолома, полученные деньги израсходовали на оказание помощи 3-м семьям бойцов, призванных в армию (куплены детям одежда, обувь). Командой собрана 51 каска, брошенная фашистами, а также отечественного производства, 250 патронов. 18 июня 1942 года 50 касок сдали в склад трофейного оружия, 250 рублей от их сдачи передали в пользу детей, пострадавших от немецких оккупантов. Одну каску передали в областной музей революции.

Рис. 13

Звено Майи Хворостян организовало детскую площадку при доме № 103 по 6-й улице. Девочки играли с детьми, читали им книги, делали из картона игрушки, пока матери находились на работе.

Для детей Больше-Крепинского района тимуровцы собрали 320 книг, для подшефного детского дома № 5 – 110 книг.

Тимуровцы занимались сбором лекарственных трав, выращиванием зеленого лука и передавали их в госпитали для лечения раненых.

Агитбригада тимуровской команды 49 раз выступила в госпиталях. Дети приносили раненым цветы, бумагу, карандаши, конверты, подарили 2 балалайки, домино, шашки.

За лаконичными цифрами и фактами – неподдельный патриотизм, милосердие, доброта, сострадание и реальная помощь тем, кто в ней нуждался. (Рис.13,14)

В архиве библиотеки тех лет сохранились письма отцов, раненых солдат, где они благодарили тимуровцев библиотеки, ее работников, сумевших объединить ребят, направить их энергию на добрые дела. (Рис.15)

Во время оккупации города Ростова (июль 1942 – 14 февраля 1943г.) детская библиотека не работала, книжные фонды и имущество в целях сохранности были разобраны читателями по домам, все удалось сохранить. По заданию районного отдела милиции тимуровцы охраняли баррикады, построенные недалеко от библиотеки.


Рис. 14
Рис. 15

На следующий день после освобождения города от фашистских захватчиков, 15 февраля 1943 года, библиотека открыла свои двери для читателей. Был полностью восстановлен фонд, а уже через неделю, 23 февраля в библиотеке состоялось крупное мероприятие – встреча с участником боев за Сталинград.

В 1943 году фонд библиотеки насчитывал 21 тыс. экз., читателей – более 3-х тысяч человек, посещений – 39 тысяч. За год было организовано 18 утренников, встреч с писателями, героями Отечественной войны, партизанами, проведено 7 литературных вечеров.

Кроме работы с детьми, библиотека в годы войны проводила работу и среди взрослого населения, с домохозяйками частного сектора, при уличном комитете и в 4-х домоуправлениях.

В марте 1943 года был создан агитколлектив из квартальных уполномоченных, управляющих домами и актива в 50 человек, в котором были сотрудники библиотеки. Все агитаторы библиотеки были распределены по дворам, где проводили беседы, митинги, встречи с героями Отечественной войны. Ими был организован декадник «Помощь семьям военнослужащих», оказана помощь в организации опеки над детьми, потерявшими родителей.

Заметное участие с несомненным влиянием библиотеки принимали домохозяйки во всенародной стройке: работали на восстановлении Лензавода, железной дороги, больницы.

Традиции библиотеки продолжаются.

Лучшие традиции 20-30-х годов продолжали развиваться в послевоенное время, обогащаясь новыми формами и содержанием. Библиотека шла в ногу со временем, с теми требованиями, которые предъявляла жизнь, своевременно откликалась на все волнующие детей вопросы, активно помогая школе в воспитании подрастающего поколения.

Всегда в центре внимания была индивидуальная работа с каждым читателем, развитие интересов детей, воспитание культуры чтения и любви к знаниям, книге.

Огромное участие в жизни библиотеки принимали читатели: здесь постоянно было большое количество активных ее друзей и помощников .

С 1949 по 1992 гг. детской библиотекой им. В.М. Величкиной руководила Нина Сергеевна Милованова – профессионал высокого уровня, организатор всех общественно значимых видов деятельности библиотеки, умело и настойчиво создающий творческий коллектив, воспитывающий кадры библиотекарей, успешно продолжающих традиции библиотеки.

В 50-е годы активно рос фонд библиотеки, ее работники привлекали внимание читателей к происходящим в стране значительным политическим событиям, восстановлению народного хозяйства. Например, более двухсот детей с помощью книг активно изучали прошлое, настоящее и будущее своего края. Инициатором этой акции был кружок «Друзья книги». Читатели составили увлекательную историю строительства Волго-Донского судоходного канала.

С 1958 года возникает тесная дружба библиотеки с краснодонским музеем «Молодая гвардия». Началась переписка, а затем и встречи читателей с родителями молодогвардейцев. Богатый материал – фотографии, стихи, статьи о героях подпольной организации « Молодая гвардия» был оформлен детьми в альбом.

В эти годы в библиотеке был создан «Клуб любознательных». Его работа значительно облегчила деятельность библиотекарей на новом месте (в 1959 году библиотека переехала в новое помещение).

Рис. 16

Начавшееся в 60-х годах освоение космоса вызвало интерес ребят к книгам этой тематики. Библиотека организовала «Турнир смекалистых» с множеством нелегких вопросов и заданий читателям. Среди десятков участников турнира победителем стал пятиклассник Игорь Шестопалов, получивший ценную награду – книгу Ю.Гагарина «Дорога в космос» с автографом первого в мире космонавта (рис. 16)

В эти годы сотрудники библиотеки умело организуют досуг детей, активно помогают их сплочению в кружки и клубы при библиотеке – «Хочу все знать», «Колхида», «Друзья книги», «Зоркий глаз, острое перо». В 1965 г. заметной была деятельность «Отряда донских следопытов». Члены этого клуба вели переписку с детьми других городов (Оленегорска, Ульяновска), пионерами Чехословакии.

В 70-80-е гг. при библиотеке работает клуб юных книголюбов «Мечтатель», заседания которого ежемесячно проводятся с ростовским магазином «Детская книга».

В это же время библиотека плодотворно сотрудничает с областным телевидением. Передачу под рубрикой «Твоя книжная полка» по праву можно было назвать передачей библиотеки им. В.М. Величкиной.

Рис. 17

Хорошее и нужное дополнение к работе областного театра кукол с маленькими зрителями – веселые викторины, беседы, выставки новых книг, которые постоянно проводились работниками библиотеки перед спектаклями. (Рис.17).

Настоящими наставниками читателей в эти годы были разносторонне образованные, с высокой профессиональной квалификацией библиотекари – Л.А. Варавенко Л.Ф. Матвеева, Н.А. Пономарева, И.В. Ванжа, В.Ю. Телегина, М.А. Стоволосова.

Значительный фактор создания имиджа ОДБ в этот период – реализация совместной с областным отделом образования программы «Культ книги – детскому дому», результатом которой стало включение в педагогический штат детских домов Ростовской области должности библиотекаря.

В 1954 году детской библиотеке им. В.М.Величкиной был присвоен статус областной. С этого времени она не только обслуживает читателей, но является и методическим центром для библиотек области, работающих с детьми.

Методическая помощь библиотекам осуществлялась в различных формах, все они были взаимосвязаны и представляли единую систему методического руководства, основой которого являлась практическая помощь библиотечным работникам в процессе непосредственного, живого общения с ними при выездах и посещениях библиотек, при проведении совещаний, семинаров, практикумов.

В консультационной, аналитической работе важной задачей стали ежегодные обзоры деятельности библиотек области, которые обслуживают детей, помощь в составлении планов и отчетов.

Востребованной библиотекарями формой методической помощи, оказываемой ОДБ, стала разработка методических и библиографических пособий, адресованных библиотекам, обслуживающим детей. Систематически ежегодно выпускалось не менее 15-20 названий методических пособий, среди них Календари знаменательных литературных и краеведческих дат, опыт творческой работы областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной и библиотек Ростовской области, обслуживающих детей, условия проведения и итоги областных литературно-творческих конкурсов, официальные документы по организации библиотечного обслуживания детей и подростков.

Ключевыми направлениями методической работы ОДБ им. В.М. Величкиной было создание в 60-е годы сети детских библиотек Ростовской области, организация в них фондов и каталогов, формирование краеведческого ядра фонда. Огромный личный вклад в это дело внесли Н.С.Милованова, В.А. Мартинец, К.Н. Дилейко, Л.А. Решетникова.

В 60-70-е гг. чрезвычайно популярной формой совершенствования профессионального мастерства библиотекарей были школы передового опыта, организованные на базе лучших детских библиотек области. Лидерами в организации такой формы обучения были сотрудники методического отдела – Л.В.Парамонова, С.И. Макотченко, Н.Н. Новикова, С.И.Любченко.

Большое внимание уделялось справочно-библиографической и информационной помощи библиотекам области. Успешно работала в библиотеках г. Ростова –на- Дону двухгодичная «Школа библиографа» , созданная и руководимая заведующей библиографическим отделом областной детской библиотеки Новиковой Н.Н. В каждой детской библиотеке области с помощью специалистов библиотеки им.В.М.Величкиной была создана модель справочно-библиографического аппарата для читателей и руководителей детского чтения.

В нелегкие для библиотеки 90-е годы ее возглавила Людмила Васильевна Парамонова – человек огромной творческой энергии, направленной на завоевание библиотекой достойного места в профессиональном сообществе.

Это время отмечено в деятельности библиотеки инновационными подходами к организации библиотечной работы с детьми, решением актуальных проблем современного общества. Разработаны и осуществлены проекты «Волонтеры книжной культуры», «Книжный ковчег мира» и др. Они получили поддержку и развитие не только в коллективе библиотеки, но и вызвали интерес у коллег в детских библиотеках Северо-Кавказского региона и России. Решая актуальную проблему снижения интереса детей к чтению, библиотека организует центр «Золотое руно» для привлечения к библиотеке, книге нечитающих детей и их родителей, используя для этого оригинальные авторские методики библиотекаря Л.И. Бажановой.

В течение последних 20 лет библиотека – организатор областных литературно-творческих конкурсов различной тематики, привлекающих к самостоятельной работе с книгой тысячи читателей детских, сельских и школьных библиотек Ростовской области.

Издательская деятельность библиотеки подчинена задаче предоставления муниципальным библиотекам, обслуживающим детей, наиболее актуальных материалов, способствующих формированию их информационного пространства. Третья часть изданий в помощь практической работе библиотек области предлагается на электронных носителях.

Библиотека сегодня.

В содержании библиотечной работы с детьми на современном этапе отчетливо прослеживаются элементы обновления. Библиотека стремится создать в представлении реальных и потенциальных пользователей образ уникального культурного учреждения, максимально удовлетворяющего их запросы, умеющего создать атмосферу тепла, готового стать местом досуга и общения детей.

Усилия директора библиотеки Ирины Николаевны Томаевой сосредоточены на создании в библиотеке информационно-ресурсной базы, основанной на современных технологиях, модернизации оборудования для накопления и передачи информации, обеспечении выхода библиотеки на уровень профессионального корпоративного взаимодействия в различных областях ее деятельности.

Сегодня библиотека - самое большое в области собрание лучших художественных, научно-познавательных, справочных книжных изданий, а также газет, журналов, аудиовизуальных и электронных документов для детей. Основные пользователи библиотеки - дети до 18 лет, их родители, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся проблемами детей и детского чтения. Ежегодно ее посещают 8,5 тысяч читателей, которым выдается 250 тыс. экз. документов. Фонд библиотеки составляет 112 тыс. единиц хранения. 55% отраслевого состава фонда - художественная литература, 45 % - научно- познавательные издания для детей, что соответствует читательскому спросу. Наметилась тенденция увеличения в его общем составе современных не-книжных носителей информации. Из общего штата - 39 человек, библиотечным обслуживанием занимаются 24 специалиста.

Объем электронных баз данных, созданных сотрудниками библиотеки, составляет более 103,4 тыс. записей, в том числе более 27,1 тыс. записей - объем электронного каталога, получить доступ, к которому можно как придя в библиотеку, так и воспользовавшись ее интернет-сайтом.

С целью поддержки детского чтения областная детская библиотека им. В.М. Величкиной:

- реализует проекты, направленные на проведение областных литературных акций, конкурсов, фестивалей;

- успешно продолжает традиции построения диалогового пространства в общении с читателями-детьми, разрабатывая и применяя на своей базе новаторские методики программ и проектов «Уроки любомудрия», «Школьная программа плюс», «Писатели-классики на Дону»; «Наше наследие: современные донские писатели»; «Станем сказывать мы сказки», «Хочу быть лучше».

- совершенствует формы и методы привлечения детей к чтению (социально-просветительские проекты "Играй-книга", "Парк литературы")

Сегодня областная детская библиотека - центр исследовательской работы по актуальным вопросам детского чтения и детской литературы. Коллектив ее специалистов разрабатывает и практически решает важнейшие проблемы чтения современного ребенка - «Книжное детство: восстановление и развитие», «Современный читатель-подросток - какой он?», «Детская библиотека глазами детей и родителей».

В библиотеке сохранена традиция привлекать к проблемам детского чтения широкий круг учреждений и организаций, связанных с детством, средства массовой информации. Заметным событием стала организация в библиотеке «круглого стола» «Читающие дети - будущее нации», собравшем представителей книжных издательств и торговли, писателей, педагогов и воспитателей, библиотекарей, журналистов. Их вниманию библиотека представила долгосрочную программу «Читающие дети Дона», реализация которой позволяла практически решать многие наболевшие вопросы организации библиотечного обслуживания детей и подростков.

Понимание того, что забота о детском чтении, продвижении книги в семью - приоритетная деятельность детской библиотеки, ее сотрудники активно используют средства массовой информации, прежде всего, печать, радио для дискуссий, обсуждений в среде коллег, педагогов, родителей о проблемах детства, в том числе книжного. Инновационные подходы к решению этих проблем, авторские методики и практический опыт в областной детской библиотеке им. В.М. Величкиной находят заинтересованный отклик среди участников всероссийских и международных конференций (Геленджик, Анапа, Санкт-Петербург, Иваново, Нижний Новгород и т.д.)

Свою основную миссию областная детская библиотека видит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его социокультурным и индивидуальным особенностям.

[1] – [8] - Молодцова Т.К. История детской библиотеки им. В.М. Величкиной.- Справка [Текст] / Молодцова Т. Справка.-24.10.1937 г. (папка «История библиотеки с 1914 г.»)

Библиографический список литературы:

Бажанова Л.И. Взрослый ребенок: резонанс личностей (центр книги и чтения «Золотое руно» по приобщению детей и родителей к художественной книге //Библиотечное дело.-2003-№11, с.2-4

Барсуков М. Вера Михайловна Величкина (Бонч-Бруевич) [Текст] / М.Барсуков // Славные большевички.- М.: Госполитиздат, 1958.-С.107-119.

Бонч-Бруевич В. (В.Величкина). Систематический указатель для составления социалистических библиотек [Текст] / В.Бонч-Бруевич (В.Величкина).- М.: Книгоиздательство «Коммунист»,1918.-91с.- (Дешевая библиотека. Кн.177-я).

Будная Л.В. Ребята в библиотечном походе [Текст] / Л.В. Будная.- Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во «Северный Кавказ»,1930.- 62 с.

В Песковском подрайонном комитете. Вера Михайловна [Текст] // А.Круглова. Незабываемое: воспоминания. – Л.: Лениздат,1963.- С.40-46

Величкина [Текст] // Большая Советская энциклопедия: в 30 т.- 3-е изд.- М.: «Советская Энциклопедия»,1971.-Т.4.- С.457

Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке М.-«Детская литература», 1984.- 17 с.: илл.

Гродзенский Я. Д. Стойкость: рассказ о жизни Веры Михайловны Величкиной (Бонч-Бруевич) [Текст] / Яков Гродзенский, Павел Подлящук.- Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд -во,1970.- 151 с.

Каминская М. Под парусом хорошей книги / Марина Каминская // Наше время.- 2013.- 19 апреля.- №167-169.- С.2

Каминская, М. Летучий парк литературы / Марина Каминская // Наше время.- 2013.- № 252.- 6 июня.- С.3

Ковалева Н.В. Ресурс-центр для педагогов дошкольного образования //Библиотека.-2009.-№2.-С.52-54

Краткий обзор работы детской библиотеки им. В.М. Величкиной [Текст] / Ростовский городской отдел культурно- просветительной работы; Ростовская государственная научная библиотека им.К. Маркса.- Ростов-на-Дону, 1950.- 79 с.

Любченко С.И. «Святая наука услышать друг друга»: Межрегиональная конференция [Текст]/ С.И.Любченко // Информационный бюллетень РБА / Российская Библиотечная Ассоциация.- СПб, 2002.- № 20.-С.253-259

Меркульева К. За великое дело: документальная повесть [Текст] / К. Меркульева.- Изд. 2-е.-Л.: Дет. лит., 1986.-111 с.

Молодцова Т.К. История детской библиотеки им. В.М. Величкиной.- Справка [Текст] / Молодцова Т. Справка.-24.10.1937 г. (папка «История библиотеки с 1914 г.»)

Нестеренко А.И. В.М. Бонч-Бруевич (Величкина) – видный деятель советского здраво-охранения [Текст] / А.И. Нестеренко.- М.: Центральный НИИ санитарного просвещения мин-ва здравоохранения СССР, 1967.- 40 с.- (В помощь лектору).

Нетребко М.Ф. История Ростовской областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной [Текст]: черновик дипломной работы/ М.Ф. Нетребко. - Ростов-на-Дону, 2001.-67 с.

С. И. Любченко


https://www.high-endrolex.com/26