344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Сила казака

https://www.high-endrolex.com/26

(Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»литературный час в помощь изучению повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

7 кл.

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество
на всю Украйну!

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Для русской литературы 20–30 годов XIX века характерен интерес к истории. Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Н.В. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над «Тарасом Бульбой».

Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Над повестью «Тарас Бульба» Гоголь работал около 10 лет. Первая редакция повести, вошедшая в сборник «Миргород» 1835 г., вскоре не удовлетворила писателя и он настойчиво принялся за переработку ее. Только в 1842 году окончательно была закончена работа над этим замечательным произведением. Редакция 1842 года значительно отличалась от «миргородской» как по стилю, так и в идейном смысле, не говоря уже о том, что текст повести был почти вдвое расширен.

В.Г. Белинский оценил повесть «Тарас Бульба», как величайшую эпопею героической борьбы народа за свою свободу и национальную независимость. Интерес к истории Украины у Гоголя проявляется значительно раньше начала работы над «Тарасом Бульбой» и не ослабевает на протяжении всего его творчества. В «Тарасе Бульбе» Гоголь задался целью изобразить один из интереснейших драматических моментов истории Украины – борьбу украинского народа против посягательств на его свободу со стороны шляхетской Польши на рубеже XVI и XVII столетий.

Н.В. Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий XV – XVII вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы».

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV - XVII века.

Именно поэтому «Тарас Бульба» является скорее не исторической повестью, а эпической.

Однако, Е. А. Котляревский, оценивая с этой точки зрения «Тараса Бульбу» Гоголя называет автора «не историком, а слагателем новой былины, у которой он иногда даже заимствует обороты».

История

С конца XV в. на протяжении трёх столетий земли на сотни километров к северу от Чёрного моря были малонаселенным так называемым Диким полем. Они контролировались (значительная территория) Крымским ханством, подвластным Оттоманской империи; а территории-местности были заселены разношерстным беглым людом, который в исторической литературе принято называть запорожскими казаками.

Оплотом православной веры и обороны Южной Руси от крымских татар были украинские казаки. С тех пор как Литве достались юго-западные русские земли, литовские князья стали смотреть на них и на всю степную Украину как на свою собственность и начали раздавать здесь участки служилому люду за военную службу. Сначала помещики предпочитали лесные области и не выказывали особенного желания водворяться в степных местностях, более подверженных нападениям татар. В степях приднепровских селились лишь выходцы-крестьяне, обрабатывали здесь землю, становились собственниками ее, составляя вольные общины. Но мало-помалу помещики начинают понимать выгоды земледельческого промысла на тучной степной почве и понемногу подвигаются на юг Украины, добывая себе от литовского правительства права на владение землями, которые раньше были заняты свободными промышленниками. Поселенцы, занявшие раньше пустопорожние земли и считавшие их своею собственностью, по большей части не желают обращаться в подневольных крестьян нового владельца земли и выселяются на новые места. Таким образом, население все больше и больше вдавалось в южную степь и придвигалось ближе к татарским кочевьям. Литовское правительство строит по границам Украины ряд укрепленных мест, замков для обороны своей южной границы от татар; с течением времени эти укрепления тоже все дальше и дальше вдвигаются на юг в степь.

Но любителей вольного степного житья – украинских казаков – было много, и они шли все дальше на юг и восток, уходя от власти и помещиков, и старост, или воевод. Эти поселенцы, занимаясь земледелием, рыболовством, охотой, беспрерывно сталкивались с татарами; оружия нельзя было из рук выпускать. Постоянная тревога и опасность придали особый склад военно-промышленному, казачьему люду; многое из военных обычаев пришлось им заимствовать от своих постоянных врагов – татар; усвоили себе они и название от них.

Крымские татары делились, кроме князей (т. е. знатнейших), на уланов, поземельных собственников, составлявших высший военный класс, и казаков, низших воинов, которые владели только домами, занимались разъездами и набегами на пограничные государства и составляли как бы пограничную стражу. Такое же военное значение, как татарские казаки, имели и южнорусские. (В Московской Руси, как известно, казаками называли не только вольных воинов и пограничных стражников, но и вообще свободных рабочих, гулящих людей.)

Польско-литовское правительство старалось издавна воспользоваться силами украинских казаков, признавало за ними право мелкого землевладельчества; за это они обязывались держать полевую стражу в степи. Общины украинских казаков пользуются правом самоуправления и самосуда. Подчинить и прибрать к рукам степных поселенцев – казаков было мудрено. Степь служила приютом для беглых крестьян и для всех, кому трудно жилось в обществе. Бежали сюда из пограничных городов жители, которым тяжело становилось, так как они должны были, кроме разных повинностей, нести также и военную службу, всегда быть готовыми отражать врагов.

Степь манила к себе украинских казаков не только своим широким раздольем, но и роскошной природой. И в наше время южнорусская степная полоса славится богатой растительностью, а в старину степь, орошаемая множеством ручьев и мелких речек, от которых остались теперь только их ложбины, или "балки", была куда богаче. До сих пор еще "диды", дожившие до глубокой старости, с печалью вспоминают о стародавнем степном приволье и богатстве. Травы, по рассказам "дидов", бывали такие, что на пастбище лошадей не видно было, от волов только рога мелькали поверх травы; дети легко могли заблудиться в траве... Тучная почва Украины давала такие урожаи, что с одного мешка посеянного зерна собирали тридцать–сорок. По балкам да у речек раскидывались вековечные леса... Дикие груши давали такое обилие плодов, что хоть граблями их греби, когда нападают на землю. Всякой птицы да зверя разного в степи да в лесах Украины водилось пропасть. Меду от диких пчел не обобраться было. Реки и речки кишели рыбой. И обилие, и раздолье, и свобода! Как было не стремиться толпам украинских казаков в эту степь? А тут еще и воля, – селись, где любо, паши земли, сколько хочешь, держи скота всякого, сколько душе угодно...

В 1555 году князь Дмитрий Вишневецкий (Байда, по народным песням) построил укрепление за порогами Днепра на острове Хортице и поместил там украинских казаков. Не по вкусу татарам пришлось это новое военное поселение; сам хан ходил добывать этот казацкий городок и выгонять из своего соседства казаков, но безуспешно. Это и была знаменитая впоследствии Запорожская Сечь.

Запорожская Сечь

Конечно, Запорожская Сечь сложилась не сразу. Издавна уже рыболовы и звероловы из Украины ходили весною к порогам и за пороги на свои промыслы, а осенью возвращались домой и продавали в украинских городах свежую и соленую рыбу, а также и звериные шкуры. Приходилось, конечно, за днепровскими порогами украинским охотникам и рыболовам сталкиваться с татарами; надо было ходить довольно многочисленными ватагами, и притом с оружием в руках. Постоянная опасность, частые схватки с татарами придали этим шайкам промышленников-охотников воинственный закал. Бродячая жизнь, полная тревоги и военной удали, приходилась украинским казакам по душе; война мало-помалу обращалась у них в промысел. Вооруженные толпы промышленников-казаков стали ходить за пороги и в степь не только за рыбой и зверями, но и за военной добычей, нападали на татарские улусы, угоняли скот, лошадей и пр., грабили и купеческие караваны. Часто возвращались казаки с большим богатством домой; удачи этих "промышленников" привлекали и других... С каждым годом число охотников промышлять за порогами росло...

Широкая, разгульная жизнь в Запорожской Сечи после удачных походов, удаль, простота, равенство при строгом повиновении выборному начальству, – всё это приходилось по душе многим. Это было тоже в своем роде братство, члены которого, подобно монахам, были равны между собой и вполне подчинялись своему вождю. Главным обетом запорожцев была война с татарами и турками, которые считались злейшими врагами христиан, – это обстоятельство войну с басурманами делало в глазах казаков священною, извиняло, по их понятиям, всякие насилия и грабежи.

Не только запорожское казачество росло день ото дня, росло число казаков и в других местностях Украины; они не ограничивались уже Черкассами и Каневом, как было сначала, но распространялись на всем пространстве нынешних губерний: Киевской, Полтавской и южной части Подольской... В одной из украинских летописей говорится, что султан спросил:

– Сколько в Украине казаков? – И получил такой ответ:

– У нас, где крак (куст), там и казак; а где буерак, там сто казак.

Усиление роли казачества в военной и общественно-политической жизни Речи Посполитой в начале ХVII века неразрывно связано с возрастанием значения Запорожской Сечи, как защитницы православия с одной стороны, и прибежища для всех, кто не мог смириться с панским своеволием и чинимым поляками насилием в отношении южнорусского населения, с другой.

Кроме того, Запорожская Сечь постепенно стала центром казацкой общины, которая пытается своими собственными силами, опираясь на свое внутреннее устройство и организацию, вести борьбу с турками и татарами.

Теперь, когда казачество Украины разрослось в огромную силу, казаки уже не ограничивались схватками с татарами в степях и грабежом купеческих обозов, а пускались на своих легких чайках (лодках) в открытое море, нападали на берега Турции европейской и азиатской и производили здесь погромы и грабежи в больших размерах.

Гоголь намеренно относит действие повести к XV веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI или в первой половине XVII века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Из описаний «Тараса Бульбы» видно, что семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно. Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи. Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в суровых сердцах казаков дух удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором. Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое: христианская вера, родина да чувство товарищества. Эти немногие и простые идеалы, однако, наполняли жизнь казаков смыслом, очищали и облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали в их собственных глазах и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом «русские». Понятие «Русь» связано с украинскими землями в неменьшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси.

Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.

Устройство Сечи

За время существования Запорожской Сечи ее географический центр неоднократно менялся, хотя всегда располагался на одном из островов в нижнем течении Днепра.

Войско Запорожское имело свою столицу - Сечь, основанную в 1555 году гетманом Дмитрием Вишневецким (Байдою) на днепровском острове Хортица.

Устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище (військова скарбниця) для клейнодов, булавы, бунчука, знамен, денег и другого казацкого имущества.

Располагаясь в неприступном месте, в лабиринте рек, озер и плавней, этот город делился на три части: внешний кош, внутренний кош и ретраншемент. Внутренний кош представлял собой крепость в виде правильного круга. Вокруг крепости был насыпан вал с каменными башнями. Со стороны степи на валу стоял частокол с башнями для стрельбы, а впереди него обзорная башня 30-метровой высоты. К воде в валах имелось 8 узких проходов. По берегам реки Подпильной имелась пристань для казацкого флота.

За постройками начинались окопы и земляные валы. В окопах было установлено двое ворот: главные - от степи и боковые - к базару.

Казаки Запорожской Сечи составляли Кош (товарищество, общину).

В войсковом отношении Запорожский Кош делился на 38 куреней (XVIII век), представлявших собой самостоятельные военные подразделения казацкого войска. Численность куреня в разное время могла составлять от нескольких десятков (обычно, в мирное время) до нескольких сотен казаков (и более, — во время войн и военных походов). Однако, наиболее подходящим сравнением казацкого куреня с организационно-штатной структурой современных вооруженных сил подходит понятие «батальон» (как последний и назывался в XX в. в составе ряда украинских национальных военных структур).

Слово курень имело и второе значение. Оно также означало у запорожцев жилое здание, в котором, собственно, и располагался в Сечи тот или иной курень-подразделение. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Иногда на тот или иной курень-подразделение приходилось несколько куреней-казарм.

В связи с увеличением численности населения на Запорожье и усложнением, в связи с этим, функций управления и суда, на территории владений Запорожской Сечи с середины XVII в. возникло деление на паланки (административно-территориальные окру́ги; по типу войскового круга, о́круга на Дону).

Вся территория Сечи разделялась на 8 [изначально на 5] паланок (окру́г): Кодакскую, Бугогардовскую, Ингульскую (Перевознинскую; на правом берегу), Самарскую, Орильскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую (на левобережье Днепра). То есть, владение Сечи 3апорожской охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской и Херсонской обл., частично — Кировоградской, Одесской, Николаевской, Донецкой областей.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.

Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрова и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Все запорожское войско делилось на курени, во главе которых стояли выборные куренные атаманы. Первоначально курени, видимо, создавались по принципу землячества и в каждом состояли казаки из одной местности (например, Винницы, Нежина и т.п.), по названию которой именовался и курень.

Сам курень (имеется в виду строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста, шалаш длиной 30 метров и шириной 4 метра, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня, как войсковой единицы. Куренной атаман отвечал за ведение всего войскового хозяйства, за организацию военной подготовки, быт казаков, занятие ими промыслом и т.п. Постоянное пребывание запорожцев на Сечи не было обязательным.

В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали.

Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отбить нападение врага. Все это нашло отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.

...Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны.

Несмотря на распространенное мнение о том, что на Запорожье принимали любого, кто хотел, в действительности, это не совсем так. Прежде всего, существовали определенные ограничения по возрасту - детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет. Пополнение войска происходило по решению рады (совета) и обычно начиналось ранней весной. В походах и сражениях новички участвовали наравне с ветеранами и, если кто-либо проявлял трусость или дезертировал, то его могли даже казнить.

Да, стать запорожским казаком можно было любому человеку, но при определенных условиях: новичок должен быть неженатым, исповедовать православную веру, разговаривать на русском или украинском (малороссийском) языках. Запрет относительно женщин был суров - казака карали смертью, если он приводил в Сечь женщину, даже если это была его мать или сестра.

Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина...

Для приема на Сечь национальность значения не имела. В первое время в запорожцы принимали также и людей независимо от их религиозных убеждений. Позднее принадлежность к православной вере стала обязательной. Непременным условием для принятия в казацкую общину являлось подчинение общим правилам войска.

Обычаи Сечи

Традиции и обряды не были «высечены в камне», а передавались из уст в уста, превращаясь в «неписаный закон». У истоков традиций лежали уважение к старшим, почитание гостя, уважение к женщине.

Казаки избрали основой для своего быта 10 библейских заповедей. От этих заповедей произошли обряды и многие традиции казаков.

В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.

Промежутки казаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли.

Отношение к коню у всех без исключения казаков было особенным. Конь – лучший друг и верный спутник казака. Перед отъездом на войну, женщина кланялась в ноги животному, «чтобы вернул казака домой», и только потом – родителям мужа, чтобы не переставали читать молитвы о его здоровье. Когда казак возвращался, жена также кланялась сначала коню – благодарила.

Когда хоронили казака, если его конь оставался жив, он шел первым перед похоронной процессией (даже впереди родни усопшего) позади гроба. Коня покрывали черным чепраком (подстилка под седло), а сбоку к седлу подвешивали оружие казака.

Смертной казнью каралось воровство в своей собственной среде, убийство товарища, разбой и насилие в мирных христианских селениях. Ссоры между товарищами запрещались. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак.

Единой формы одежды у запорожцев, по крайней мере, до 1648 года не было. Рядовые казаки в этом отношении мало чем отличались от крестьян. Рубашка, штаны, свитка и шапка - вот, пожалуй, и вся казацкая одежда. Кое-кто, побогаче, носил еще кобеняки и кереи. Конечно, возвращаясь из походов с богатой добычей, каждый казак старался одеться поприличнее, но в скором времени вся добыча пропивалась и порой у запорожца не оставалось даже рубашки.

Вооружение и войска

На вооружении у запорожских казаков были пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы.

Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.

Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Во время походов запорожцы разбивали табор, то есть, четырёхугольный или круглый ряд возов, которые устанавливались в несколько рядов и скреплялись цепями.

В 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили выступить с оружием в руках.

Патриотизму казаки времён Тараса Бульбы служили беззаветно, он был главным идеалом их жизни, идеалом суровым и жестоким, затемнявшим все другие привязанности и стремления (к семье, к женщине, к мирным занятиям). В «Тарасе Бульбе» Гоголь объяснил, откуда взялось у малороссов это ленивое равнодушие, эта флегматичность, этот юмор и упрямство, все те национальные черты, которые собраны и воплощены им в действующих лицах его героической повести. Что в современной жизни казалось смешным, даже карикатурным, то в историческом освещении героической повести о Тарасе приобрело серьезный и глубокий интерес. Вот почему и эта повесть Гоголя, и главный герой её имеют большое историческое значение.

B 1648 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства. Год спустя, в 1654г., Переяславская рада подтвердила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраняла широкие права, прежде всего, гетманское управление.

Значение казачества в истории Российского государства.

Казаки постоянно выполняли три главные государственные задачи:   

- занимали новые, до того пустынные и почти необитаемые земли;

- охраняли границы Руси от нападения кочевых племён;

- составляли часть вооружённых сил государства и несли службу наравне с регулярными войсками.

Казаки верой и правдой служили русскому царю, но всегда оставались вольными и свободолюбивыми людьми.

В XVIII веке ушла в историю знаменитая Запорожская Сечь. Она была ликвидирована после ряда восстаний в1775 году.

Николай Васильевич Гоголь в повести «Тарас Бульба» нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании.

Список использованной литературы:

1. Журавлева, Г. Д. Былинный характер повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" [Текст] / Г. Д. Журавлева // Литература в школе . – 2010 . - № 4 . - С. 37-38. 

2. Каримова, Н. Л. Родина, породившая богатырские характеры [Текст] : "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя : 7 кл. / Н. Л. Каримова // Литература в школе . – 2009 . - N 4 . - С. 39-40.

3. Кучерова, О.  Образ коня в русской литературе [Текст] / О. Кучерова // Литература : газ. изд. дома "Первое сентября". – 2003 . - N 6 . - С. 2-4.

4. Невольниченко, С. Мир и антимир Запорожья в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" [Текст] / С. Невольниченко // Вопросы литературы . – 2008 . - N 4 . - С. 200-211

5. Сарычев, В. А.  Мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит самопожертвование : судьба Гоголя [Текст] / В. А. Сарычев // Литература в школе . – 2010 . - N 2 . - С. 2-6.

6. Соловей, Т. Г.  Изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" [Текст] / Т. Г. Соловей // Литература в школе : Уроки литературы : прилож. к журн. "Литература в школе" . – 2008 . - N 7 . - С. 2-15. 

7. Супруненко, В.  Сила казака [Текст] : по следу Тараса Бульбы / В. Супруненко // Учительская газета . – 2006 . - 10 янв. - С. 22.

8. Хрусталева, А. Тарас Бульба [Текст] : новое пришествие / А. Хрусталева // Учительская газета . – 2009 . - 24 марта . - С. 24.

9. Яковлев, Г.  Изучать ли в школе "Тараса Бульбу"? [Текст] / Г. Яковлев // Литература : газ. изд. дома "Первое сентября" . – 2002 . - N 9 . - С. 13.

Емельянова Ирина Николаевна
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»



https://www.high-endrolex.com/26