344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих
  1. Профессионалам
  2. Школьная программа+
  3. Роман о благородном разбойнике

Роман о благородном разбойнике

https://www.high-endrolex.com/26

(литературный час в помощь изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский»)
6 класс
Методико-библиографический материал

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» не был закончен и не был опубликован при жизни автора. Не было у него и названия – издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена широкая реальная основа романа.

Был у Пушкина задушевный друг - Павел Воинович Нащокин. Он жил в Москве, и Пушкин любил останавливаться у него, когда приезжал туда. В сентябре 1832 года поэт посетил Москву и, как уже бывало прежде, поселился у Павла Воиновича. Превосходный рассказчик, Нащокин и на этот раз увлек Пушкина одной историей. Это был рассказ о мелкопоместном белорусском дворянине Павле Островском, доведенным до нищеты и разорения одним богатым соседом-помещиком.

Островский был небогат, судился с соседом из-за земли, проиграл судебный процесс, остался без имения и вместе со своими крестьянами принялся грабить сначала чиновников, а потом и прочих людей в лесу и на большой дороге. Продолжалось это недолго, его в конце концов арестовали. Из этого устного рассказа Нащокина возник у Пушкина план будущего романа «Островский». Именно так назвал первоначально автор свое произведение. Потом передумал – героя назвал Владимиром Дубровским.

Между тем и эта фамилия «пришла» из реальной жизни: в начале XIX века у нижегородского помещика Дубровского суд отобрал имение. Жил в Нижегородской губернии и богатый помещик Троекуров, однофамилец другого героя пушкинского романа. А название деревни Кистеневки, которой владели Дубровские, идет от деревни Кистенево Нижегородской губернии, принадлежавшей семье Пушкиных. Из одного судебного дела, попавшего в руки поэта, перенесено слово в слово в роман и заключение суда о передаче имения небогатого помещика его обидчику, богачу. Пушкин изменил лишь фамилии участников этого процесса.

Самое же главное: драматическая основа романа – конфликт между бедным дворянином Дубровским и самодуром-богачом Троекуровым – соответствует тому, что могло происходить и происходило в российской действительности начала XIX века.

А судейский документ поможет нам погрузиться в стихию той, давно отшумевшей, полной несправедливости эпохи, о которой рассказывает Пушкин. Причем, Александр Сергеевич был уверен в том, что новым поколениям будет важно знать, как жили когда-то их соотечественники. Как отстаивали свои права, как сопротивлялись злу и несправедливости, как страдали, любили…

О замысле романа Пушкин писал из Москвы Наталье Николаевне около 30 сентября 1832 года.

Первая часть его была написана за две недели, сразу же по возвращении Пушкина в Петербург.

Из письма Пушкина П. В. Нащокину от 2 декабря 1832 года: «…честь имею тебе объявить, что первый том «Островского» кончен и на днях прислан будет в Москву на твое рассмотрение и под критику г. Короткого».

Упоминание о господине Коротком не случайно. Это был титулярный советник, знакомый Нащокина, служивший в ссудной казне. Ему как специалисту по ведению тяжебных дел, собирался Пушкин отдать на просмотр свою рукопись. Так возникал знаменитый роман.

Время создания «Дубровского» определяется очень точно, так как Пушкин в своей рукописи поставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав. Роман начат 21 октября 1832 года. К 11 ноября было написано восемь глав, затем произошел перерыв в работе; снова начал писать Пушкин 14 декабря. Последняя глава помечена 6 февраля 1833 года.

«Дубровского» можно считать романом, исходя из пушкинского определения: «В наше время под словом «роман» разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Действие романа, как доказали Д. Благой и Д.Якубович, происходит в 1820-е годы. В романе представлены два поколения. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей.

Сохранились планы романа (в первом из них Дубровский назван Островским), на основании которых можно судить об эволюции замысла.

Варианты развития сюжета романа настолько разнятся, что стоит познакомиться с каждым из них.

Вариант 1


«Островский, воспитываясь в Петербурге, по смерти отца возвращается в деревню, о которой идет тяжба. Находит одну усадьбу с дворовыми людьми без крестьян и без земли. Люди его питают его и себя как-нибудь – едет заседатель, люди Островского его убивают из мести. Следствие начинается. Суд приезжает к Островскому. Островский заступается за своих людей – вяжет суд и делается разбойником.

Островский, негодуя на свое состояние, решается убить помещика, виновника его несчастия. Он бродит около его деревни, встречает его дочь, влюбляется в неё. Он ищет случая с нею познакомиться. Встречает учителя француза, едущего к помещику, он отымает у него бумаги и пашпорт и представляется к помещику.

У помещика праздник. Сосед ограбленный. Шкатулка. Учитель убегает с барышней.

Жена его рожает. Она больна, он везет ее лечиться в Москву. Избрав из шайки надежных людей и распустив остальных, Островский в Москве живет уединенно, форейтор его попадается в буйстве и доносит на Островского (с одним из шайки Островского). Обер-полицмейстер».

*форейтор – всадник, управляющий упряжкой сидя на одной из передних лошадей при запряжке цугом (гуськом)

Вариант 2


«Дубровский – 1-ая глава. 2-ая, болезнь, письмо няни. Попытка к примирению, смерть, похороны; приезд молодого барина, во время пирушки похоронной он занимается делами – разбирает бумаги. Жажда мщения. Встреча его с дочерью Троекурова.- Прогулка его на кладбище. Приезд Суда - Ночной пожар (от людей без участия Дубровского). Архип убивает суд – Дубровский и его виновные люди скрываются».

Вариант 3


а

«Ссора. Суд. Смерть.

Пожар. Учитель. Праздник. Объяснение.

б

«Кн. Верейский visite. 2 visite. Сватовство. Свидание. Письмо перехваченное. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка.

------------

Жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка.

в

Разлука, объяснение, обручение. Капитан-испрвник. Жених. Князь Ж. Свадьба. Похищение. Хижина в лесу, команда, сражение. Franc. Сумасшествие. Распущенная шайка.

--------------

Москва. Лекарь, уединение. Кабак, извет. Подозрения, полицмейстер».

Эти сохранившиеся планы не только помогают нам понять стремления Пушкина преодолеть однолинейность сюжета, но и дают повод говорить о художественном несовершенстве произведения как причине, побудившей автора не печатать роман и перейти к осуществлению другого замысла – повести «Капитанская дочка».

В начальном плане нет отца Дубровского и истории его дружбы с Троекуровым, как нет и разлада влюбленных («Учитель убегает с барышней»). Нет и фигуры Верейского, столь важной для идеи расслоения дворянства и показа цинизма и романтизма. В плане Островского губят не жизненные обстоятельства, а предательство форейтора. В плане намечена повесть об исключительном по дерзости и удачливости дворянине, обиженном богатым помещиком и судом.

А в романе судьба Дубровского предстает как следствие всей системы социальных отношений. Он не случайно ввергнут в водоворот событий. Его судьба определена самой эпохой, которую так мастерски живописал Пушкин.

* извет - донос

Еще одна особенность романа «Дубровский» - Пушкин не дает сколько-нибудь подробного описания внешности своих героев.

Обратимся к творчеству одного из лучших иллюстраторов пушкинского романа народного художника СССР, академика Дементия Алексеевича Шмаринова (1907-1999).

Рисунки к «Дубровскому» были созданы в 1949 году к 150-летию со дня рождения великого поэта. Требовательный к себе, художник вернулся к иллюстрированию произведения в 1973 году, признавшись, что рисунки 1949 года «были неровными по качеству и не слишком точными по трактовке произведения». «В новых рисунках, - свидетельствовал художник в своей книге «Годы жизни и работы», - я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей – старика Дубровского и барина Троекурова».

А. С. Пушкин очень скуп в своих описаниях героев. Он лишь отмечает «необыкновенную силу физических способностей» «старинного русского барина» Троекурова, его громкий голос и смех, «тяжелые шаги». Дубровский предстает «нетерпеливым и решительным», «бедным и независимым». Но каких-либо конкретных примет, характеризующих его внешность, Пушкин не дает. Но на иллюстрациях Шмаринова герои «Дубровского» навечно обрели живую плоть и ощутимую конкретность.

Дементий Алексеевич Шмаринов не раз говорил о том, что мечтал стать живописцем. Но его творческая жизнь сложилась так, что иллюстрирование художественной литературы стало главным делом его жизни. Возможно, что на выбор художественной книжной графики повлиял благожелательный отзыв Максима Горького на иллюстрации к его пьесам «На дне» и «Враги».

Вчитайтесь в слова художника: «Художник-иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздавать высокие образы классической литературы, перевоплотиться в героев своих книг».

Иллюстрация всегда уступает глубине и широте охвата действительности литературному произведению. Невозможно представить себе даже самую пространную серию иллюстраций, которая исчерпала бы то или иное создание писателя. Преображая временные образы литературного произведения в образы зрительные, иллюстратор, как правило, сосредотачивает свое внимание на таких эпизодах, которые определяют развитие событий книги и являются поворотными в судьбе ее героев.

Давайте мы с вами соотнесем иллюстрации с текстом романа «Дубровский» и задумаемся о том, почему художник предпочел проиллюстрировать тот или иной эпизод произведения и найдем подтверждение в тексте.

Отзываясь на события I главы, Д.А. Шмаринов создает иллюстрацию «Ссора на псарне», отображая на рисунке начавшийся конфликт.

Троекуров - самодур, то есть человек, избалованный и распущенный до безобразия, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи – вот формула его жизнеощущения. Унижение слабых, «благородные увеселения русского барина» вроде травли зазевавшегося гостя медведем – вот его удовольствие.

При этом Троекуров – не прирожденный злодей; уважает чужую решительность – именно поэтому он до поры до времени искренне дружил с бедным соседом, владельцем 70 душ Андреем Гавриловичем Дубровским.

«Гости почитали обязанностью восхищаться псарнею Кирилла Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирилла Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово,- псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова».

Троекуров после ссоры на псарне решил «наказать» старика Дубровского и с помощью взяток отсудить у него единственное имение Кистеневку и, если довел прежнего товарища сначала до умопомешательства, а затем и до смерти – то не из корыстолюбия, а единственно по самодурству, из желания удовлетворить прихоть мести.

«Кирилла Петрович оделся и выехал на охоту с обыкновенной своею пышностию, но охота не удалась. Во весь день видели одного только зайца и того протравили. Обед в поле под палаткою также не удался, или по крайней мере был не по вкусу Кирилла Петровича, который прибил повара, разбранил гостей и на возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

«Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такой силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!» Потом, обратясь к Кириллу Петровичу: «Слыхано дело, ваше превосходительство,- продолжал он, - псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу…» Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество».

Недаром после «победного» приговора суда совесть в Троекурове ропщет; он гневно насвистывает гимн «Гром победы раздавайся» (что делает всегда в дурном расположении духа) и, в конце концов, едет мириться. Только поздно, старик Дубровский уже при смерти, а Дубровский – младший через слугу передает Троекурову унизительный приказ убираться восвояси.

Иллюстрация «Смерть отца Дубровского» - отклик художника на события IY главы романа. На ней изображены Андрей Гаврилович Дубровский, уже «без чувств и без дыхания», и его сын Владимир Дубровский.

«Люди бросились в комнату старого барина. Он лежал в креслах, на которые его перенес Владимир; правая рука его висела до полу, голова опущена была на грудь, не было уже и признака жизни в сем теле…»

Иллюстрация Шмаринова «Похороны отца» не только комментирует одно из печальных событий пушкинского романа, но и представляет собой проникновенную пейзажную зарисовку, которая вторит проводам старика Дубровского.

Пейзаж в художественной литературе является одним из средств изображения действительности. Зачастую описания природы в литературных произведениях помогают художникам слова глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь человека, выразить авторские симпатии к герою. По-видимому, не случайно лаконичные пейзажи Покровского и Кистеневки в III главе романа даются Пушкиным именно глазами Владимира Дубровского, к которому автор произведения испытывает искреннюю симпатию. Лирическое начало пейзажа Покровского усиливается и воспоминанием героя о маленькой Маше Троекуровой, «которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей». А при подъезде Владимира к Кистеневке, когда он «увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею», «сердце в нем забилось». Вспомним, что перед отъездом из Петербурга в родную деревню «мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце», а когда молодой Дубровский «приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку», «сердце его исполнено было печальных предчувствий». Нет сомнения, что настойчивым повторением слова «сердце» Пушкин стремится подчеркнуть человечность героя и глубину его переживаний. Столь же искренние симпатии испытывает автор и к Андрею Гавриловичу Дубровскому, сопровождая последний путь героя пейзажем, открывающим Y главу произведения.

«Владимир и трое слуг подняли гроб. Священник пошел вперед, дьячок сопровождал его, воспевая погребальные молитвы. Хозяин Кистеневки в последний раз перешел за порог своего дома. Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев».

Иллюстрация «Владимир Дубровский разбирает бумаги в комнате отца» была выполнена художником в 1973 году и дополнила серию рисунков к роману из 9 рисунков, которые увидели свет в 1949 году. Обратившись вторично к пушкинскому роману, Шмаринов стремился «совместить старые иллюстрации с новыми так, чтобы… сохранить… единый характер рисунка». Спустя четверть века, художник по-новому прочитал роман Пушкина и стремился сосредоточить внимание читателя-зрителя на важных мотивах произведения.

В центре рисунка запечатлен молодой Дубровский: «Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам. Владимир разорвал их, не читая. Между ними попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства Владимир принялся за них: они писаны были во время турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностью сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги; в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство насчет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время».

Шмаринов изобразил героя погруженным в печальные размышления, одна из бумаг застыла в его руке. Важной деталью иллюстрации является портрет матери, которую «живописец представил… облокоченную на перила, в белом утреннем платье с алою розой в волосах». Этот портрет расширяет повествовательные возможности иллюстрации и ведет нас к внимательному чтению текста романа.

В.Г. Белинский считал, что роман Пушкина «Дубровский» отличается «быстротой действия». И в самом деле, события романа после ссоры Троекурова и Дубровского развиваются стремительно. Троекуров неправедным путем завладевает Кистеневкой, что приводит Дубровского к болезни. Сын Владимир, спешно прибывший из Петербурга, застает тяжело больного отца. В день похорон Андрея Гавриловича Дубровского в кистеневское поместье приезжают приказные, чтобы вступить во владение имением. Одержимый благородной жаждой мщения, Владимир Дубровский сжигает уже не принадлежащий ему усадебный дом. Сцена пожара, запечатленная Пушкиным в YI главе романа, нашла отражение на иллюстрации Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского». Художник считал этот рисунок необходимой частью иллюстраций к пушкинскому роману и включал его во все издания произведения.

Если первый том романа посвящен противостоянию Троекурова и старика Дубровского, то основная тема второго – любовная интрига. Он начинается с описания праздника, который устроил Кирилла Петрович Троекуров и на котором присутствует недавно нанятый для его сына учитель Дефорж.

Страницы с участием этого француза сначала захватывают какой-то загадкой, как в приключенческом романе. Потом, когда тайна Дефоржа раскрывается, продолжают увлекать стремительно развивающимися событиями. Один факт влечет за собой другой, действие не тормозится дотошными описаниями обстановки, природы и т.п. Они есть, но они лаконичны и необходимы для лучшего постижения событий и действующих лиц. Все излагается коротко, точно, в высшей степени выразительно. Как, например, эта характеристика ответа исправника (главного полицмейстера в округе) на вопрос Троекурова, поймает ли он Дубровского: «Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец: «Постараемся, ваше превосходительство».

Но обратимся к любовной интриге.

У Андрея Гавриловича Дубровского – сын. У Кирилы Петровича Троекурова – дочь. В самом начале романа, в первой главе, Троекуров, еще не поссорившийся с владельцем Кистеневки, «часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». На что отец Владимира неизменно отвечал: «Нет, Кирилла Петрович: мой Володька не жених Марии Кирилловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».

В этом диалоге между старыми «товарищами» содержится намек на то, что между Машей и «Володькой» что-то в будущем непременно произойдет.

Обстоятельства их знакомства романтичны. То есть, отмечены печатью исключительности, необычности: после смерти отца, пожара в имении Владимир бродит вокруг дома Троекурова с мыслью о мщении, но видит его дочь, влюбляется в нее и отказывается от мести своему врагу; Маша влюбляется во француза-учителя, не догадываясь, что он – разоренный ее отцом молодой Дубровский. Эта исключительность, необычность нисколько не искажает реальной сущности их отношений, они вполне жизненны и правдоподобны. В жизни немало таких романтических историй. На то она и жизнь.

Владимир Дубровский предстает в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения объясняются попытками героя выломиться из своей судьбы, уйти от своего жребия. Но внутренний склад героя при этом не меняется. Недаром Пушкин, правя 11-ю главу, вычеркнул слово «преображение», поставив «превращение». Преображения Дубровскому не дано: в конце концов, он всякий раз остается сыном старинного дворянина, который был «беден и независим».

В эпизоде с медведем Дефорж-Дубровский смел, решителен, умеет постоять за себя.

«Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились. Кирилла Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки».

Воспитанная в аристократических предрассудках, Маша Троекурова обратила внимание на Дефоржа лишь тогда, когда случай с медведем доказал ей, что «храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию».

Идя на свидание с Дефоржем, Маша колеблется между тем, чтобы выслушать его признание с аристократическим негодованием или безмолвным участием. Однако перейти границу между бедным учителем и аристократической барышней оказалось делом куда более легким, чем связать судьбу с разбойником Дубровским. Потрясенная его признанием, Маша только под страхом гибели Дубровского у нее на глазах обещает прибегнуть к его помощи.

«Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек к своему сердцу. Доверчиво склонила она голову на плечо молодого разбойника. Оба молчали»

Несмотря на то, что Маша влюблена в Дубровского, его покровительство пугает ее. Решение соединить судьбу с разбойником для нее стоит в одном ряду со смертью и монастырем. Любовь в романе оказывается сном, в который разрушительно врывается жизнь. И первое, и второе свидание не сближают, а разделяют героев.

Только в восьмой главе в романе появляется князь Верейский. Смеем предположить, что этот персонаж был несимпатичен Пушкину, ведь он даже имени ему не дал. Старому «волоките» «…было около 50-ти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать». Верейский был поражен красотой Марии Кириловны и просил Троекурова приехать к нему в гости с дочерью, и гордый Троекуров обещался.

Визит к князю Верейскому превзошел все ожидания, день был полон приятными сюрпризами.

«Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девическое любопытство…»

В Троекурове даже самое живое и естественное из всех человеческих чувств – любовь к детям - искажается до предела. Он души не чает в своей Маше – но устраивает судьбу дочери не только вопреки ее воле, но и вопреки ее счастью, исходя из соображений выгод и невыгод родства, приобретаемого через брак.

Наивность сердца побуждает Машу надеяться на власть чувств. Она верит, что любовь к ней отца победит тщеславие, диктующее свадьбу с Верейским. «…Отец ее вошел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. Марья Кирилловна, уже взволнованная объяснением князя Верейского, заливалась слезами и бросилась к ногам отца».

Но эти надежды напрасны. Верейский, в котором Маша «старалась возбудить…чувство великодушия», «нимало не был тронут откровенностью своей невесты». Предав Машу, он с холодной расчетливостью ускоряет свадьбу.

«…Карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы, со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите».

Охранная грамота любви потеряла силу. Помощь Дубровского опоздала и потому, что он был лишен всеведения любви, и потому, что Маша медлила с призывом до последнего и только оскорбление арестом заставило ее обратиться к разбойнику.

Итогом венчания, которое совершилось «в холодной, пустой церкви» было бесчувствие и оцепенение Маши. Для нее «все были жребии равны». И опоздавшую помощь Дубровского она отвергает с твердостью.

Работа над романом не была Пушкиным завершена. Вспомним план развития сюжета»: «Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка».

Несмотря на то, что из трех частей Пушкиным написаны только две, из всех незавершенных его произведений роман «Дубровский» доработан больше всего и создает впечатление цельного произведения.

Почему же Пушкин отказался от дальнейшей работы над романом? Может быть, его не удовлетворяла некоторая мелодраматичность и даже авантюрность сюжета, напоминавшая произведения популярных западноевропейских авторов? А может быть, потому, что он задумал новое произведение?

Последний абзац «Дубровского» помечен 6 февраля 1833 года, а первый план следующего романа, «Капитанская дочка», датирован 31 января 1833 года. Сопоставим даты и суть произведений, в основе которых - бунт подневольных людей.

Однако бунт описан в романе «Дубровский». В «Капитанской дочке» - более масштабное сопротивление властям – восстание.

В первом романе бунтуют крестьяне одной деревни, одного помещика. Во втором берутся за оружие тысячи крестьян и казаков нескольких губерний.

В первом во главе бунтующих становится дворянин, офицер. Во втором – простой казак.

В первом случае изображается исключительная ситуация. Хотя, как мы уже заметили, она опирается на реальные факты. Основу второго романа, несмотря на вымышленность сюжета, составляют масштабные исторические события 1773-1774 годов, перекрывающие собой ту частную историю, которая была положена в основу романа о «благородном» разбойнике.

Емельянова Ирина Николаевна
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

https://www.high-endrolex.com/26