Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»
("Испытание любовью" литературный час в помощь изучению романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
10 кл.
«Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»
И.С. Тургенев
Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.
Испытание героев любовью – излюбленная ситуация тургеневских романов. В описании этого необыкновенно поэтического, священного чувства Тургенев - великий мастер. И всегда на этих страницах мы ощущаем присутствие самого автора, который следит за своими героями «с непонятным участием и болезненным трепетом».
Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.
«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать – Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была он небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости, за малейшее ослушание грозил выгнать дому. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из самых богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.
Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, затем Иван, а позднее Сергей.
Трудное детство и юность матери, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности, сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Варвара Петровна была женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером, и в то же время была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям — заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья».
Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.
Этим же объясняется и странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!».
«До самой старости Тургенев любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви, в которой чувственность поднималась до чистейшего духовного огня.
Я скажу определеннее и резче, чтобы выразить мысль свою: что с момента встречи с Виардо, еще ранее, чем он мог оценить ее «духовные красоты», Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни. В этой странной физической, но именно, однако, физической связи... пьедестала и статуи, канделябра и свечи. Она горит, светит... Он — ничего. Она счастлива, цветет... Он — смотрит на ее счастье. Она вполне живет. Он вполне не живет... Именно «не живет», поскольку любит и оттого, что любит ее. Он вовсе не живет для себя».
Василий Васильевич Розанов
Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».
Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал из них лучшее свое произведение.
«Неразделенная любовь» - так начиналась жизнь изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.
Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.
Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.
В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Практически все герои романа «Отцы и дети» испытывают или испытали любовь.
Но для двоих – Павла Петровича и Базарова – это чувство становится роковым. Любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.
Несмотря на различие характеров, вкусов и взглядов героев, в их положении много общего.
Во-первых, для обоих любовь – это бурная, всепоглощающая страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по-иному посмотреть на окружающий мир.
Во вторых, и Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви, потому что страстно обожаемые женщины (может быть, именно эта слепая страсть их и испугала) отвергли чувства героев.
Тургенев наказал обоих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились: один вел жизнь светского щеголя, фата, получавшего удовольствие оттого, что «женщины от него с ума сходили», другой «был великий охотник до женщин и женской красоты», не придававший серьезного значения отношениям с противоположным полом. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. «Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но легкость торжества не охладила его». Базаров скоро понял, что от Одинцовой «не добьешься толку», а «отвернуться, к своему изумлению, не имел сил».
В-третьих, это была любовь на всю жизнь, которую невозможно забыть и перед лицом смерти. Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем «еще мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.
В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: «…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина». (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, «сокрушая» своим настроением отца. «Лихорадка работы» сменилась «тоскливой скукой и глухим беспокойством». Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.
Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство – жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки». После признания Базарова «Одинцовой стало и страшно и жалко его»; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим ее дом, ей опять «стало жалко» его.
Базаров и Павел Петрович, способные на испепеляющую душу страсть, не могут быть счастливы и осчастливить возлюбленную.
В юности Павел Петрович был самоуверен и насмешлив. Его ожидала славная будущность, блестящая карьера. Но у жизни есть свои резоны: вдруг все изменилось, роковая любовь налетела как вихрь, разметала надежды и планы. Холодный аристократ полюбил женщину, в которой бушуют страстные силы жизни.
Любовь Павла Петровича – это неудовлетворенное, томительное стремление познать ее загадку. Таинственное «что-то», «заветное и недоступное» - главная прелесть жизни, главный источник любви. Как только этот источник иссякнет, жизнь потускнеет и угаснет любовь. Разгадывается одна загадка, но вслед за нею возникает другая. В этом трагизм любви. Она своенравна, человек не властен над нею, но власть любви над ним безгранична: как вихрь налетает она и так же внезапно бросает. «Когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою… Года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие, но ничто не помогало».
Женщина, что коренным образом изменила судьбу Павла Петровича необычна, о такой говорят – «роковая». Хотя герой «скоро достиг своей цели», но только «легкость торжества не охладила его». «Напротив, он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине». И причиной этому являлось «что-то заветное и недоступное» в ее душе, «куда никто не мог проникнуть».
В образе княгини Р. полновластно присутствует тайна, связанная с ее двойной – дневной и ночной – жизнью. Днем она была «легкомысленной кокеткой», «с увлечением предававшейся всякого рода удовольствиям» «танцевала до упаду, хохотала и шутила» и «точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее удовольствие».
Княгиня могла бы остаться незамеченной, подобно многим, если бы не «загадочный взгляд», который был одновременно «быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния». Вообще глаза этой женщины жили отдельной, независимой жизнью; светящееся в них «что-то необычайное» не имело ничего общего с дневной светской куклой, чей язык «лепетал самые пустые речи».
И только ночь сменяла день, как в героине просыпается некое терзаемое неведомыми страстями существо: «они играли ею как хотели». Ночными часами она «плакала и молилась, не находя нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем». И эта женщина стала счастьем и несчастьем Павла Петровича, превратила его в свою тень, сделала на всю жизнь одиноким.
Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Он потерял все; автор говорит, что его «исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Эта любовь не приносит ничего людям, кроме муки.
Автор раскрывает нам еще одну тайну Павла Петровича. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто аристократические манеры Кирсанова вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности, в чем Павел Петрович, конечно, боится признаться даже самому себе. Но мы-то знаем его тайну, его любовь не к загадочной княгине Р., а к милой простушке Фенечке. Еще в самом начале романа Тургенев дает понять, как одинок и несчастен этот человек в своем «аристократическом» кабинете с мебелью английской работы, с камином и библиотекой в стиле ренессанс. А потом, в комнате Фенечки, мы увидим его среди простонародного быта: баночки варенья на окнах, чиж в клетке, растрепанный том «Стрельцов» Масальского на комоде, темный образ Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей странной любовью на закате дней без всякой надежды на взаимность.
«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе»,- говорит Евгений Базаров.
Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина. Не секрет, что моральная сущность мужчины часто обнаруживается в его отношениях с женщинами. Базаров – не исключение. Перед ним пасуют все действующие лица, все, кроме Одинцовой. Отношения с ней - не курортный роман, не происшествие, а событие, определяющее переворот в психологии, в настроении, взглядах, в жизни человека, в его судьбе. Мы увидели героя в новом свете, в столкновении сухой теории и «зеленого дерева жизни», в распахнутости глубоко спрятанных от самого себя чувств и желаний. Любовь – чувство стихийное, и все-таки важно, кого и как любит человек и кто любит его; это так же, как дружба, характеризует любящего и любимого.
Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал все романтическое «белибердой», а теперь «с негодованием сознавал романтика в самом себе». В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, плененным «загадочным взглядом» княгини, А, полюбив Одинцову, сам говорит ей: «может быть, точно, всякий человек – загадка. Да хотя вы, например…» (До этого он считал: «…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой»).
Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах «Одинцова протянула вперед обе руки», а через несколько мгновений Базаров «быстро обернулся и схватил ее обе руки», а во второй – попросив его остаться, «с участием протянула ему руку», но он все понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй – поняв смысл протянутой руки, отказался от нее. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь:
«… оказалось, что он уложил свое платье так, что оно у него было под рукой».)
Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой – злость: «он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и ее и себя», «это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Евгений борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: «…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Человек, к которому обращены последние слова Базарова – Анна Сергеевна. Любовь к ней он уносит в могилу.
Так что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого и самоуверенного Евгения Васильевича? Обворожительная красавица, царица. Но неужели могла она привлечь Базарова только внешностью?
Что Одинцова – не раскрашенная кукла, не модель и не пустышка, ясно с первых тургеневских строк о ней: «спокойно и умно» глядели ее глаза, «какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и Ситниковым, Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало», два раза тихо засмеялась), с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником.
Прозорливый Базаров сразу выделил ее из массы светских дам. Чем же? Невозможным, по его представлениям и убеждениям, сочетанием в женщине независимости, красоты и ума: «По моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Перед его глазами было первое живое опровержение его представлений; первое, но не последнее.
«Баба с мозгом», оказалось, многое испытала в своей жизни, многое знала, многим интересовалась, охотно читала хорошие книги (с плохими, случайными, засыпала) и «выражалась правильным русским языком».
Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине собеседницу (и не только), с которой он мог вполне серьезно, без высокомерия и без кокетства говорить о «предметах полезных», начиная с устройства российского («безобразного устройства») и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из обитателей романа он мог бы столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах.
Почему же прелестная и умная женщина, увлеченная необычной личностью и добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же, не вышла за него замуж? Прежде всего, они не настолько уж «однородны», как полагала Одинцова. Скорее, прав был Базаров: «… между вами и мною такое расстояние…» Да, расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное и тому подобное. Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви. Была ли такая любовь у прекрасной «аристократки»?
Но дело в том, что она никого в жизни не любила – то ли неспособна была, то ли не везло ей – и оттого страдает, полюбить хочется, да так, чтобы «жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою…» И Базарова, «человека не из числа обыкновенных», хочется ей полюбить. И что-то в душе и в сердце ее происходит. Когда Базаров, еще до признания, обмолвился, что намерен уехать к отцу, «она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла о том, что бы это значило». С холодными и безразличными к мужчине женщинами такое не случается. И уже готова была Анна Сергеевна сказать Евгению Васильевичу «одно слово», пытаясь удержать его, но Базаров, у которого «сердце так и рвалось», стремительно покинул ее. И долго еще женщина будет решать для себя этот роковой гамлетовский вопрос, мысленно произносить: «Или?», оценивать свои чувства: «Я и себя не понимала». И даже у постели умирающего она все еще не в состоянии ответить определенно, «точно ли любила» этого человека. И где она, эта мера любви? Может быть, влечение к Базарову – это и есть потолок любовных возможностей Одинцовой, не знавшей другой любви. А страх, который она временами испытывает при мыслях о «нигилисте», объясним: покойного мужа, «ипохондрика, пухлого, тяжелого и кислого» она едва выносила, вышла за него по расчету, натерпелась, как говорится, обожглась и теперь, будучи свободной, осмотрительнее решает свою судьбу, вглядывается в малознакомого, но поразившего ее воображение мужчину и пытается понять свои непривычные чувства. Можно ли в этом упрекнуть ее?
Дмитрий Писарев считал, что отпугнуло Анну Сергеевну и то, что «в чувстве Базарова нет той внешней миловидности, joli a voir (красиво по внешности, миловидно), которые Одинцова совершенно бессознательно считает необходимыми атрибутами всякого любовного пафоса». Возможно, и это сыграло роль. Не забудем, что наша дама, при некоторой демократичности в быту, - представительница княжеского рода (по матери). Что-то в облике и манерах Базарова пугало ее. Однако она умела преодолевать свой страх. Что заставило ее прийти к умирающему человеку, поцеловать его, несмотря на предупреждение о заразной болезни? Чувство вины? Или благодарности? Или…?
Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Рядом с историей отношений Базарова с Одинцовой, где нарочитое отчуждение разрешается порывом сокрушительной страсти, изображается другая история о сближении Аркадия и Кати, история о дружбе, постепенно перерастающей в спокойную и чистую любовь.
С Катей Аркадий учится быть самим собой и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно восприимчивого характера. Он читает Кате стихи и прозу, музицирует, наслаждается созерцанием природы.
Аркадий добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям традиционной культуры. Увлечение Аркадия нигилизмом достаточно поверхностно. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой – огромной и мучительной – почти по-детски выглядит способность Аркадия примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья.
Катя – младшая сестра Анны Сергеевны - первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживается самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Объяснившись, «он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда может быть счастлив на земле человек».
Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.
В своих объяснениях по поводу романа Тургенев настоятельно подчеркивал, что в лице братьев Кирсановых он показал лучших представителей культурного дворянства. Не случайно же, подыскивая прототипы своим героям в реальной жизни, Тургенев писал: «…Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники». Заметим: Тургенев не стыдится здесь своей близости к Николаю Петровичу, более того, он сближает с ним без всякого риска даже Н.П.Огарева, соратника А.И.Герцена. Мы видим, что в характере Николая Петровича Тургенев действительно запечатлел очень много автобиографического, что отношение писателя к этому герою было в высшей степени сочувственным.
Николай Петрович - человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист, с романтическими вкусами и наклонностями, он стремится трудиться, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви с молоденькой дочкой своей экономки Фенечкой. Сначала она его дичилась. «Постепенно она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она унаследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего».
У них родился маленький Митя, чему оба были рады. Но сомнения не оставляли Николая Петровича: как-то посмотрят на это брат Павел Петрович и сын Аркадий. Но кроткое терпение Николая Петровича и сыновняя любовь Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются и оба достигают семейного счастья.
Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
И еще об одной любви нельзя не сказать. К мрачному, замкнутому Евгению тщетно рвется теплая волна беззаветной родительской любви. Щедрые души, «старички» Базаровы идут на любые жертвы ради сына, родители готовы исполнить любое его желание, любой каприз. Несчастный Василий Иванович, зная, что Евгений не любит душевные излияния, напускает на себя такую суровость, какая ему явно не по плечу: «А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным». В доме «старичков» Базаровых совершенно исчезает всякий повод для враждебности, но тут-то и обнажается во всем трагическом его существе полное душевное одиночество нигилиста. По ряду психологических штрихов мы чувствуем, что Базаров любит своих родителей, но он делает все возможное, чтобы скрыть от себя и окружающих эту любовь. Ведь любовь по его понятиям, чувство напускное, отживающее свой век. И потому он боится «рассыропиться», дать своему чувству ход. Любящий своих родителей, Базаров теряет опыт сердечной общительности, культура сыновних чувств в нем иссыхает, атрофируется. В обращении с отцом и матерью он как-то угловат и беспомощен: ни приласкать, ни успокоить. Он целый день молчит, не зная, что сказать отцу в оправдание, решившись на очередной отъезд. И наконец, прощаясь в кабинете, «он проговорил с натянутым зевком: «Да, чуть было не забыл тебе сказать… Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу». Не зря глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражают «не одну преданность и нежность»: в них «виделась грусть» и «какой-то смиренный укор». Как и в истории с Одинцовой, Базаров безжалостно давит в себе чувство сыновней любви, и чем больше оно сопротивляется, тем сильнее это раздражает героя. В поведении Базарова с родителями нарушаются извечные и непреложные законы нравственности и культуры.
Базаров вырывается и убегает от преследующей его по пятам родительской любви. Совершается нечто непоправимое, творится какая-то вопиющая несправедливость, внушающая нам чувство скорби и страха: «Когда же Базаров, после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца, вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас; когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, - и вот уже глядеть вслед было незачем, и пыль улеглась, и Тимофеич, весь сгорбленный и шатаясь на ходу, поплелся назад в свою каморку; когда старички остались одни в своем, тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме, - Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь».
Эта сцена - трагический эпилог первого круга духовных странствий Евгения Базарова. В ней уже пробиваются ноты финального реквиема, которым завершается роман. Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой путь. Но теперь ни в Марьине, ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе смерти Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его мятежная, изломанная, но любящая жизнь душа.
Да, тема любви в романе «Отцы и дети» представлена многолико: от страстной и трагической до спокойной и умиротворяющей. И каждый лик этой любви достоин внимания и уважения, ибо любое проявление настоящей любви прекрасно.
Список использованной литературы:
1. Жизнь и творчество И. С. Тургенева [Текст] : материалы для выставки в школе и детской библиотеке /сост. и вступит. статья Н. И. Якушиной . – Москва : Детская литература , 1988 . – 63 с. – (Выставка в школе).
2. Лебедев, Ю. В. Художественный мир романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» [Текст] / Ю. В. Лебедев . – Москва : Классикс Стиль , 2002 . – 284 с. – (Школьная библиотека).
3. Недзвецкий, В. А. И. С. Тургенев «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети» [Текст] : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Недзвецкий, П. Г. Пустовойт , Е. Ю. Полтавец . – Москва : Издательство МГУ , 1998 . – 112 с. – (Перечитывая классику).
4. Отцы и дети [Текст] // Энциклопедия литературных героев : русская литература второй половины XIX века . – Москва : Олимп ; ООО «Издательство АСТ» , 1997 . – С. 574-578.
5. Тургенев в школе: книга для учителя [Текст] / авт.-сост. Л. А. Капитанова .- Москва : Дрофа, 2002 . – 288 с., ил. – (Писатель в школе).
6. Тургенев И. С. Отцы и дети [Текст] : анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.- сост. Л. Д. Страхова . - 3-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2001 . - 96 с. – (Школьная программа).
7. Вахрушева, О. Любовь в романе «Отцы и дети» [Текст] / Ольга Вахрушева // Литература. – 2005 . - № 10 . – С. 35-37.
8. Яковлев, Г. А кто такая Одинцова? [Текст] / Григорий Яковлев // Литература . – 2002 . - № 47. – С. 10-11
Емельянова Ирина Николаевна
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»