344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих
  1. Профессионалам
  2. Школьная программа+
  3. Исторические народные песни

Исторические народные песни

https://www.high-endrolex.com/26

(литературный час в помощь изучению темы в 8 классе)

Древняя Русь... Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец-сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик-поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух... А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А ещё – Илья Муромец на богатырском трёхцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти, такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин...

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. При знакомстве с произведениями фольклора перед нами предстаёт огромный, яркий и красочный мир народной мудрости, художественной правды, мир, в котором добро всегда побеждает зло. Особое место в фольклоре занимают исторические песни.

Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.

Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках, на этих этапах они подвергалась влиянию других жанров, таких как былины и баллады. В этих песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Песнь динамичнее былин, сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом. Большую роль в композиции играет монолог или диалог. Исполнение отличается от былин, каждая песнь поётся хором и имеет свою мелодию. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, её персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачёв, Ермак.

Первые записи исторических песен относятся к XVII веку, произведения этого жанра встречаются также в печатных и рукописных сборниках XVIII и XIX веков, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в настоящее время исследователи полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике исторические песни долго не выделялись в отдельный жанр, их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

РАННИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Как жанр исторические песни сформировались в эпоху Московской Руси, но первые тенденции к созданию новых песен проявились хронологически раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольшой группы песен, связанных своим содержанием с героическим подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл по классификации Б.Н. Путилова). Эти песни характеризуются поисками новых путей исторического песенного повествования – отражением в произведениях исторической конкретности или использования исторической темы для создания обобщенного патриотического образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развивается быстро, нет стремления к замедлению повествования.

Исторические песни – повествование о прошлом, но они складывались обычно вскоре после описываемых событий. В исторических песнях может присутствовать вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувеличение, но почти нет гиперболизации. В исторических песнях достоверно раскрываются психология, переживания, мотивы поступков персонажей – их внутренний мир.

Песня об Авдотье Рязаночке отражает реальные события 1237 года, когда татары захватили город Рязань. Героиня песни – простая русская женщина, а не богатырь, наделённый сверхчеловеческой силой. Песня начинается с изображения вражеского нашествия и его последствий для города:

...Король Бахмет турецкий
Разорил Рязань-де город на-пусто...
Он в Рязани князей-бояр всех вырубил,
Да и княгинь-боярыней
Тех живых в полон побрал.
Полонил он народу многи тысячи,
Он повёл-де в свою землю турецкую.

Описание это напоминает картины татарского нашествия в былинах, но с одной существенной разницей: в былинах враг грозит разорить город, но его угроза не осуществляется, вдруг появляется богатырь, который спасает город. В исторической песне воссоздается действительный ход событий, сюжет её – история освобождения рязанцев из плена и восстановление города. Это осуществляет Авдотья, которая решает отправиться в чужую землю, чтобы вернуть из плена своих близких; обычно говорится, что в плен взяты «три головушки» – её муж, свёкор и брат. Завязка сюжета совмещает в себе элементы достоверности и вымысла, а дальнейшее развитие сюжета целиком вымышлено. Турецкий царь поставил на пути в свою страну «три заставы великие», сказочного, фантастического характера:

Напустил все реки, озёра глубокия...
Во тёмных лесах напустил лютых зверей,
Чтобы никому ни пройти, ни проехати.

Все препятствия героиня преодолевает благодаря своей настойчивости и упорству. Успешное решение героиней первой задачи (преодоление трудностей пути) даёт ей право приступить ко второму испытанию. Царь Бахмет удивлён, что женщина добралась до его стана, и хочет испытать её ум и нравственную убеждённость, ставя перед ней задачу:

Говорит ей царь Бахмет турецкий:
«Ты, Авдотья, жонка Рязаночка!
Когда ты умела пройти путем да дорогою,
Так умей-ка, попросить и головушки
Из трёх единыя.
А не умеешь ты попросить головушки,
Так я срублю тебе по плеч буйну голову!»

Здесь сюжет достигает кульминационного пункта своего развития. Авдотья должна сделать выбор среди трёх дорогих ей людей, она выбирает брата, родного по крови:

А не нажить-то мне буде головушки,
Да милого-то братца любимого,
А не видать-то мне братца буде век и по веку.

Выбор брата, являющийся единственным решением загадки, которую загадал Бахмет, подчёркивает мудрость Авдотьи. Бахмет разрешает ей увести с собой своих родственников, «народ свой полонёные» и, пользуясь этим разрешением, Авдотья уводит из турецкой земли всех рязанцев. С именем Авдотьи песня прямо связывает возрождение этого города. Образ Авдотьи во многом необычен для русского историко-песенного фольклора. Русский эпос не богат образами женщин, и к тому же они редко играют в былинных сюжетах решающую роль. Очевидно, что образ Авдотьи возник не на почве эпоса, а скорее его можно сопоставить с образами мудрых жён и девушек из сказок. Воспев подвиг своей героини, народ выразил в этой песне зарождающееся национальное самосознание.

От первой половины XIV века до нас дошла песня о Щелкане, обычно её рассматривают как поэтический отклик на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против Щелкана, представителя золотоордынского хана. Действительно, в песне изображается это событие, но совсем не так, как это происходило. Эта песня не может быть ограничена рамками восстания, это произведение о татарском иге, осуждение и морально-политическое разоблачение нашествия.

Действие песни начинается в Орде, а татарский царь выступает как полновластный хозяин, он вершит суд, жалует князей и бояр, собирает дань. Завязка песни носит вымышленный, условный характер: пожалованы все, не награждён только Щелкан, потому что «ево дома не случилося», так как Щелкан уезжал собирать дань – «царские невыплаты». Картина собирания дани обрисована в песне очень эмоционально, здесь отражены впечатления народа от жестокости татарского нашествия:

С князей брал по сто рублей,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублёв,
У кого денег нет,
У того дитя возьмет,

У кого дитя нет,
У того жену возьмет,
У кого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

Вернувшись в Орду, «млад Щелкан» просит царя пожаловать его «Тверью старой, Тверью богатой». В ответ на просьбу царь предлагает ему страшное условие:

Заколи-тко ты сына своего,
Сына любимого,

Крови ты чашу нацеди;
Выпей ты крови тоя...

Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает в награду город Тверь.

Описывая нахождение Щелкана в Твери, песня вновь обращается к теме изображения татарского ига, ведь Щелкан бесчестил и позорил женщин, над «всеми надругатися», над «домами насмехатися». Не выдержали жители города, и последние эпизоды рисуют сцену расправы с насильником. Финал песни перекликается с героическими былинами: с извергом расправились братья Борисовичи:

И они с ним раздорили:
Один ухватил за волосы,
А другой за ноги,
И тут его разорвали.

Идейный смысл песни состоит в стремлении её слагателей внушить русским людям мысль о необходимости и возможности борьбы с врагами, на это рассчитан и своеобразный оптимистический конец песни, хотя в действительности восстание в Твери было жестоко подавлено:

Тут смерть ему случилася,
Ни на ком не сыскалося.

Песня о Щелкане – это первое из известных исследователям произведений фольклора, о котором можно говорить, как о произведении от начала до конца политическом. По своему содержанию и по методу создания образ Щелкана – новый в русском фольклоре. В былинах враг обычно рисуется как наглый, самонадеянный, но и трусливый; нередко в виде чудовища. Щелкан же лишён, внешне уродливых, чудовищных черт, в его характере нет гиперболизации, он вполне земной персонаж. Обычно в русском эпосе врагу всегда противостоит народный герой, в песне этого нет. В песне отмечается ориентация на конкретных исторических лиц как на реальных прототипов (Щелкан – это Шевкал, сын Дюдени), и вместе с тем, установка на вымысел, обогащающий образ и ведущий к обобщениям.

После песни о Щелкане в фольклорных сборниках вплоть до середины XVI века нет публикаций записанных исторических песен, поэтому XIII-XV века в фольклористике считаются периодом предыстории новых историческо-песенных жанров.

Переломным для развития жанра исторических песен является XVI век, время царствования Ивана Грозного. Именно с этого времени создание новых произведений становится процессом непрерывным и массовым, неотступно сопутствующим исторической жизни народа.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVI ВЕКА

XVI век – время формирования русской нации и создания государства, время, когда происходили важные исторические события. В исторических песнях этого периода на первый план выдвигается социальная проблематика, она представлена здесь вполне определенными сторонами – народ и царь, народ и бояре. Тема борьбы с внешними врагами и противостояние царя и бояр в процессе укрепления централизованного государства – основные в цикле песен об Иване Грозном. Песни о Грозном отмечают многие выдающиеся моменты его царствования и создают, в общем, верный психологический облик царя. Наиболее характерные песни о Грозном: взятие Казани, женитьба Грозного на Марии Темрюковне и гнев царя на своего сына.

Если судить по числу записанных вариантов, то «Взятие Казани» принадлежит к наиболее популярным песням (150 вариантов). Песня начинается зачином, который настраивает слушателей на определённый эмоциональный лад. Впервые в известном нам историко-песенном фольклоре песня изображает наступательный поход русских войск (в былинах всегда враг пытался взять русский город). Сборы в поход и описание движения войск в песне – это лишь подступы к основной её части, посвящённой осаде и взятию Казани. Здесь обнаруживается полный разрыв с традициями эпоса: нет ни богатырей, ни обычных для былин эпических батальных картин. Основной эпизод песни – осада Казани. Русское войско никак не может взять город, и татары ведут себя надменно:

Ой, татарове по городу похаживают
И всяко грубиянство оказывают,
Оне Грозному царю насмехаются:
«А не быть нашей Казани за белым за царём».

Тогда русские прибегают к обходному манёвру, они закладывают в подкоп под казанские стены пороховые бочки, которые, однако, не взрываются к назначенному времени. Свеча, стоящая перед Грозным, догорела, а взрыва не последовало, поэтому царь разгневался, велел пушкарей казнить как «изменщиков». Но молодой пушкарь смело объяснил царю:

Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча горит тишее.

Действительно, скоро последовал взрыв, в стенах образовались проходы, через которые русское войско вошло в город, царь тогда «весел стал» и велел одарить пушкарей.

Взятие Казани осмыслено в песне как переломный момент для создания государства, тогда Иван Грозный приобрел корону и «царскую перфиду»:

Что тогда-де Москва основалася,
С тех пор ей великая слава.

Образ Ивана Грозного в этих песнях вполне традиционный для фольклора XVI века – с одной стороны вымышленный, с другой – исторически достоверный. Песня изображает Грозного прямым и резким, смотрящим на всё происходящее с государственных позиций.

Персонаж гораздо сложнее раскрывается в песнях о его гневе на сына, они тоже были весьма распространены (более 80 записей). Это обусловлено не только психологическими, но и политическими мотивами. Исторические песни рисуют противоречивый образ Грозного: он мудрый правитель, осознаёт, что надо прислушиваться к простым людям, в песнях он противопоставлен боярам. Но народ не скрывает и его отрицательные черты – он жесток, вспыльчив. Грозный в песнях – не сказочный царь, а именно русский царь второй половины XVI века, психологические качества которого были известны народу и отразились в фольклорных произведениях.

В народном творчестве очень много песен об Иване Грозном; кроме рассмотренных, известны песни о покушении на него, о его смерти, о пожаловании казакам Терека и Дона, о кончине царицы Анастасии Романовны и т.д. В них образ царя противопоставлен трусливым и жадным боярам, но он грозен для своих внешних и внутренних врагов. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе царя было близко к историческому прототипу.

Среди исторических песен XVI века велико значение цикла песен о Ермаке Тимофеевиче. Этот цикл открывает длинный ряд произведений, посвящённых темам освободительной борьбы, темам социальных конфликтов, непосредственных столкновений народных масс с самодержавной властью. В цикл входят песни: «Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу» и др. Наиболее популярная песня – «Ермак в казачьем кругу» (около 40 вариантов). Начало песни вводит нас в своеобразный мир вольной казачьей жизни. Здесь впервые в народной поэзии предстаёт обобщённый поэтический образ народной массы, устремлённой к вольной жизни. Подлинный глубокий смысл песни, её проблематика, раскрываются во второй части, которую составляет речь Ермака. В своём выступлении Ермак описывает сложность положения казаков, говорит о царских преследованиях:

Нам на Волге жить – всё ворами слыть!
На Яик идти – переход велик!
На Казань итти – Грозен царь стоит.

Ермак предлагает поход в Сибирь. Особенность рассматриваемой песни – отсутствие динамического развития сюжета: экспозиция, завязка – и песня обрывается. Ни один из её вариантов не знает продолжения, везде сюжет ограничен речью атамана.

Казаки в своих песнях уверяют, что никогда не выступали против «законного» царя, они поддерживали походы Ивана Грозного на Волгу, во время взятия Казани. Выражая мечту о вольной жизни, народ создал песни о походах Ермака, и о завоевании им Сибири. В песнях описывается трудный и долгий путь маленького отряда Ермака, а когда он покорил Сибирское ханство, то присоединил его к Русскому государству. В песне «Ермак у Ивана Грозного» народный герой говорит царю о заслугах казачества, выступая от имени угнетённого народа. Создавая обширные повествования о Ермаке, певцы опирались на песенную традицию, они использовали форму речи героя как организующий сюжетно-композиционный элемент. Для этого цикла характерно употребление не эпических, а песенных «общих мест» и художественных приёмов.

Одна песня об Иване Грозном или Ермаке не может дать широкого изображения большой исторической темы, не может исчерпать всю проблематику и создать многогранный образ героя. Только через создание цикла преодолевается известная ограниченность исторических песен – сосредоточение содержания песни вокруг одного события.

Образование циклов было значительным художественным явлением, отразившим специфические особенности развития русского фольклора.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVII ВЕКА

Исторические песни XVII века широко отразили события русской истории: откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни этого периода создавались в различных социальных слоях – среди крестьян, горожан, солдат, казаков, поэтому возможна различная оценка одних и тех же событий. Песня об убийстве царевича Дмитрия довольно близко воспроизводит обстановку того времени, в ней причиной всех бед, постигших государство, объявляется «лукавство великое», которое присуще группировкам внутри господствующего класса. Для этой песни характерна бессюжетность, отсутствие эпического повествования в раскрытии темы и глубокий лиризм.

Песни о Степане Разине. Исторические песни, возникшие под влиянием разинского восстания, являются самым крупным циклом второй половины XVII века. В песнях этого цикла поэтическая сторона изображения заметно преобладает над конкретностью политической проблематики. Песни стремятся передать красоту вольной жизни, наполненной борьбой, красоту даже самой гибели в этой борьбе. Сподвижники Разина не хотят, чтобы их считали разбойниками, они понимают классовую сущность борьбы:

Уж не воры мы, не разбойнички,
Стеньки Разина мы сподвижнички,
Есауловы мы помощники.

В песнях рассказывается о победах восставших, о том, как разинцы берут города (Астрахань, Яицкий городок), об их плавании по Каспийскому морю, по Волге, отражена и жестокая расправа Разина с «губернаторами»:

Как срубили с губернатора буйну голову,
Они бросили голову в Волгу-матушку реку.

В песенном образе Степана Разина причудливо сочетаются черты реальные и фантастические. Разин – колдун, чародей, волшебник, его и «пулечка не тронет», и «ядрышко не возьмёт», никакая тюрьма его не удержит, нарисует он углём на стене лодку, сядет в лодку, плеснёт водой, разольётся вода от тюрьмы до Волги. Песни рисуют Разина и в лирических раздумьях, за советом он обращается к русской природе:

Не шуми ты, шумка, во поле зелёной дубравы,
Не мешай ты мне, молодцу, думу думати.

Весьма важна в песнях тема отношения Разина к народу, который представлен в них «голытьбой» и казаками. Народ поддерживает Разина, что придаёт циклу значительную социальную сущность. Сподвижники Разина совершают военные подвиги, берут города, побеждают войска, посланные против восставших. Бояре и воеводы изображены сатирически, они трусливы, но обуреваемы жестокостью и жадностью.

Несколько песен рассказывают о разгроме восстания и казни Степана Разина, они очень лиричны, в них используются символические образы: «поползли туманы», «погорели леса», «помутился славный тихий Дон». Народ не хотел верить в гибель своего вождя, поэтому Разину приписывается создание песни «Схороните меня, братцы, между трёх дорог...», являющейся завещанием потомкам. В народном творчестве долго бытовали легенды о том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулёвских гор. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н. Путилов, «разинский цикл» способствовал тому, что в русской исторической песне лирическое начало получило значительное развитие и стало равнодействующим с повествовательным.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVIII ВЕКА

Личность и деятельность Петра I вызвала появление ряда произведений, в которых отображён противоречивый образ этого правителя. Народная песня отозвалась и на некоторые события эпохи Петра I: казнь мятежных стрелков, гонения раскольников и «старины», военные походы Петра I (поход на Азов, Северная война, Семилетняя война, война с турками) и отдельные эпизоды Северной войны (Полтавская битва, осада Выборга).

Пётр I обрисован и как талантливый деятель, и как человек со своеобразным характером. В народных песнях он сурово карает изменников-бояр и высоко ценит народ, он всегда доступен народу, умный и справедливый государь, талантливый полководец, всегда первый и в тяжёлой работе. Царь любовно относится к солдатам, называет их своими «детушками», может померяться силой с простым солдатом или казаком (песня о поединке Петра с драгуном), поощряет подчинённых за проявленную силу, доблесть и особенно за хорошую службу. Даже, когда Пётр объявляет войну неприятелю, то он заранее скорбит о гибели солдат:

На самом на нем платье чёрно,
Платье чёрное, да все кручинно.

Пётр I показан несколько идеализированно, он противопоставлен боярам и духовенству. В поэтическом плаче на смерть Петра I, создателя русской армии и флота, «полковничка Преображенского», отражается его тесная связь с армией. Песни о смерти Петра похожи на плачи, на причитания, в них используются традиционные фольклорные образы.

Что померк, померк наш светел месяц,
Потемнело солнце красное.

В песнях начала XVIII века появляется новый герой – солдат, а жанр пополняется солдатской исторической песней. Песни отразили тяжёлую солдатскую участь, весь порядок солдатской службы, военный быт, приготовления к походу и сражения. В них показан патриотизм солдат, подвиги, храбрость, победа над армией шведов, их желание защитить родину. Солдат выполнял свой долг, несмотря на тяжесть службы, строгость и жестокость командиров, предательство и казнокрадство военного начальства. В солдатских исторических песнях изображается и бесчеловечное отношение офицеров, которые издевались над ними, удерживали воинское жалование:

Заедает вор-собака наше жалование,
Кормовое годовое малоденежное.

Некоторые песни передают исторические подробности азовского похода, личное участие царя, активные действия казаков, трудности подступа к городу – «он крепко стоит, к нему не подойти, не подъехать».

Народная поэзия начала XVIII века интересна конкретностью описания обстановки, в какой развёртывались военные действия, ценна, прежде всего, общей оценкой событий и ясным показом роли в них солдатской массы. В песне о Полтавской битве описывался ратный подвиг простых солдат, отмечалось, какие жертвы были принесены народом для победы:

Распахана шведская пашня,
Распахана солдатской белой грудью...
Посеяна новая пашня
Солдатскими головами;
Поливана новая пашня
Горячей солдатской кровью.

Основным героем военной истории XVIII века выступает великий полководец А.В. Суворов. Личность Суворова, его жизнь и деятельность дали фактический материал для создания образа народного героя. В ряде песен Суворов выступает в исторической обстановке, отражающей его военную биографию: при осаде Очакова, под Варшавой, перед альпийским переходом. В исторических песнях подчеркивается его близость к солдатам, которых он называет ласково – «детоньки», «братцы-солдатики»; в минуты опасности он их по-отечески поддерживает:

Не страшитесь, мои соколы,
Не робейте, други.

В исторических песнях Суворов противопоставляется начальникам, жившим «неправедно»; солдаты особенно дружелюбно приветствуют своего полководца:

Здравствуй, здравствуй граф Суворов,
Что ты праведно живёшь,
Справедливо нас, солдат, ведёшь.

В образе Суворова на первый план выступает патриотизм, доброе сердце и решительность; песни подчёркивают ведущую роль Суворова в войнах с неприятелем, именно он спасает всю «рассейскую армию».

Песни о Емельяне Пугачёве.

Песни этого цикла близки к разинскому циклу, хотя некоторые сюжеты перерабатываются, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачёва, народное поэтическое сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга. Пугачёвские песни более реалистичны, в них нет фантастических элементов, нет мотивов романтической удали. Идея классовой непримиримости по отношению к угнетателям прекрасно выражена в песне «Судил тут граф Панин вора Пугачёва», в которой описана встреча Панина с посаженным в клетку Пугачёвым. Народный герой остаётся не сломленным, он сам может судить Панина, который боится закованного Пугача. Образы в этой песне – типичные образы антагонистических социальных сил, в ней правдиво рассказано о поведении Пугачёва во время разговора с графом в Симбирске:

Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иванович,
Много ли перевешал князей и бояр?
– Перевешал вашей братьи семь сот семи тысяч,
Спасибо тебе, Панин, что ты не попался...
За твою-то бы услугу повыше повесил!

Пугачёв рисуется в песнях народным заступником, который отбирает «землю у богатых, скотину» и всё это отдает даром беднякам. Политическая направленность песен о Пугачёве яснее, чем в песнях о Разине, в них прослеживается связь с крестьянской поэзией, с казачьими песнями, в них можно отметить и влияние творчества горнозаводских рабочих («Уж ты, ворон сизокрылый...»). Песни о Пугачёве создавались не только русским народом, ведь в восстании принимали участие все народы Поволжья. В устном творчестве башкир, татар, чувашей также есть произведения о Пугачёвском восстании. Смерть Пугачёва вызвала трогательную песню, напоминающую похоронный плач:

Закатилось солнце красное
Под горой, под горой высокой.
Спокинул нас родной батюшка
Емельян, Емельян Иванович.

В песенном фольклоре о Пугачёве ощутимы не только сильные, но и слабые стороны крестьянского движения, стихийность и неорганизованность восстания. Идеи крестьянской войны под руководством Пугачёва отражены и в других фольклорных жанрах: в лирических «разбойничьих» песнях, в народной драме.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XIX ВЕКА

В этом цикле наиболее полное отражение получила война 1812 года, которая сыграла большую роль в формировании национального сознания. В песнях рассказывалось о кровопролитных сражениях, о разорении русских земель, о беспощадном и жестоком неприятеле:

Разорена путь-дороженька
От Можая до Москвы,
Разорил-то путь-дороженку
Неприятель вор-француз.

Народ понимал необходимость защиты родины, а отпор наступающему врагу устная поэзия запечатлела в песнях о Бородино (известно около двадцати вариантов). В этих произведениях метко охарактеризован Наполеон, который «захотел всем светом владать», а когда «вор-француз» разорил Москву, то «потряслася мать-сыра земля».

Любимые герои войны 1812 года – Кутузов и Платов. В песнях Кутузов изображается как руководитель народной войны, опытный и храбрый полководец, он разгадывал все планы неприятеля («знал все вывертки французски»). Кутузов уверен в конечной победе, он успокаивает испугавшегося царя. К солдатам он обращается как к «деточкам», знает их нужды и настроения:

Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинцю-пороху не жалейте,
Вы своего же французика побеждайте.

Очень интересен образ «вихорь-атамана» Платова, о нём записано много песен среди казаков. Особенно интересна песня о том, как Платов побывал в гостях у французов и беседовал с Наполеоном. Песня построена на художественном вымысле, но поэтический вымысел применён для оценки совершенно реальных событий. Платов – ловкий и отважный разведчик, партизан, всегда готовый к подвигам. Он показан как хороший командир, организатор казачьих масс. Солдаты высоко оценивают деятельность Платова:

Вы не плачьте, не тужите –
Нам Платов поможет.
От своих чистых сердец
Совьём Платову венец.

Во второй половине XIX века окончательно прекращается создание новых циклов устных исторических песен.

Наступило время, когда историческая песня для народа приобрела статус «старинной». В это время старые песни перепевают на новый лад.

Именно в XIX веке древнерусский эпос начали активно записывать и изучать учёные-фольклористы, появилось определение, что такое историческая песня, и классификация по темам. В начале XX века благодаря усилиям исследователя-энтузиаста Миллера и Академии наук увидел свет первый песенный сборник, куда вошли произведения XVI-XVII веков.

Эпическое наследие Руси, в частности исторические песни, – огромный пласт самобытной культуры. Во-первых, они имеют истинно народную душу, а это немаловажно для сохранения памяти о своих корнях. Во-вторых, песни представляют большой интерес для историков и филологов, так как помогают точнее представить события давних времён, выяснить, какие изменения претерпел русский язык за многие сотни лет, исследовать старинные стихотворные формы.

Такова тайна песни.

Литература:

1. Тумилевич, Ф. В. Фольклор Дона / составитель Ф. В. Тумилевич и [др.]. - Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1941. - 110, [2] с. : ил.

2. Хрестоматия по фольклору : книга для школьников : [обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, былины, исторические песни, лирические песни, частушки] / составитель и автор пояснительных статей Ф. М. Селиванов. – Москва : Просвещение, 1972. – 301, [2] c. : ил.

3. Севостьянова Т. В., Песенный фольклор донского казачества / Т. В. Севостьянова. // Литература в школе. - 2016. - № 3. - С. 18-20. - (Наши духовные ценности).

4. Вишняк, С. История России в казачьих песнях / Серафима Вишняк. - Текст : электронный // Музыкальный класс : музыкальная школа онлайн. – URL: https://music-education.ru/kazachi-pesni-pro-istoriyu-rossii/ (дата обращения: 7.07.2021).

5. История России в казачьих песнях. - Текст : электронный // Школа музыки : онлайн уроки для начинающих. – URL : https://music-school37.ru/tvorchestvo/istoriya-rossii-v-kazachih-pesnyah.html (дата обращения: 7.07.2021).

6. Народная устная поэзия Дона [Текст: электронный ресурс] : материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 декабря 1961 г. / Б. Ф. Любченко - http://vivaldi.dspl.ru/bx0001234/details.

7. Новак Л.А., Фрадкина Н.Г. Как у нас было на тихо Дону. Историко-этнографический очерк. [Текст: электронный ресурс] / Л. А. Новак, Н. Г. Франкина. - Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1985. – 128 с. – URL : http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000062/index.shtml

8. Чубарова К.А., Корчагина Ю. П. История России и Дона в казачьих песнях / К.А.Чубарова, Ю. П. Корчагина. – Текст : электронный // Алые паруса: проект для одаренных детей. – URL : https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/03/31/istoriya-rossii-i-dona-v-kazachih-pesnyah-0 (дата обращения: 7.07.2021).

Емельянова Ирина Николаевна
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»




https://www.high-endrolex.com/26