Исторические народные песни
(литературный час в помощь изучению темы в 8 классе)
СОДЕРЖАНИЕ
- РАННИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVI ВЕКА
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVII ВЕКА
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVIII ВЕКА
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XIX ВЕКА
Древняя Русь... Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец-сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик-поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух... А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А ещё – Илья Муромец на богатырском трёхцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти, такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин...
Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. При знакомстве с произведениями фольклора перед нами предстаёт огромный, яркий и красочный мир народной мудрости, художественной правды, мир, в котором добро всегда побеждает зло. Особое место в фольклоре занимают исторические песни.
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.
Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках, на этих этапах они подвергалась влиянию других жанров, таких как былины и баллады. В этих песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Песнь динамичнее былин, сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом. Большую роль в композиции играет монолог или диалог. Исполнение отличается от былин, каждая песнь поётся хором и имеет свою мелодию. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, её персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачёв, Ермак.
Первые записи исторических песен относятся к XVII веку, произведения этого жанра встречаются также в печатных и рукописных сборниках XVIII и XIX веков, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в настоящее время исследователи полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике исторические песни долго не выделялись в отдельный жанр, их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.
Как жанр исторические песни сформировались в эпоху Московской Руси, но первые тенденции к созданию новых песен проявились хронологически раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольшой группы песен, связанных своим содержанием с героическим подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл по классификации Б.Н. Путилова). Эти песни характеризуются поисками новых путей исторического песенного повествования – отражением в произведениях исторической конкретности или использования исторической темы для создания обобщенного патриотического образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развивается быстро, нет стремления к замедлению повествования.
Исторические песни – повествование о прошлом, но они складывались обычно вскоре после описываемых событий. В исторических песнях может присутствовать вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувеличение, но почти нет гиперболизации. В исторических песнях достоверно раскрываются психология, переживания, мотивы поступков персонажей – их внутренний мир.
Песня об Авдотье Рязаночке отражает реальные события 1237 года, когда татары захватили город Рязань. Героиня песни – простая русская женщина, а не богатырь, наделённый сверхчеловеческой силой. Песня начинается с изображения вражеского нашествия и его последствий для города:
...Король Бахмет турецкий |
Описание это напоминает картины татарского нашествия в былинах, но с одной существенной разницей: в былинах враг грозит разорить город, но его угроза не осуществляется, вдруг появляется богатырь, который спасает город. В исторической песне воссоздается действительный ход событий, сюжет её – история освобождения рязанцев из плена и восстановление города. Это осуществляет Авдотья, которая решает отправиться в чужую землю, чтобы вернуть из плена своих близких; обычно говорится, что в плен взяты «три головушки» – её муж, свёкор и брат. Завязка сюжета совмещает в себе элементы достоверности и вымысла, а дальнейшее развитие сюжета целиком вымышлено. Турецкий царь поставил на пути в свою страну «три заставы великие», сказочного, фантастического характера:
Напустил все реки, озёра глубокия... |
Все препятствия героиня преодолевает благодаря своей настойчивости и упорству. Успешное решение героиней первой задачи (преодоление трудностей пути) даёт ей право приступить ко второму испытанию. Царь Бахмет удивлён, что женщина добралась до его стана, и хочет испытать её ум и нравственную убеждённость, ставя перед ней задачу:
Говорит ей царь Бахмет турецкий: |
Здесь сюжет достигает кульминационного пункта своего развития. Авдотья должна сделать выбор среди трёх дорогих ей людей, она выбирает брата, родного по крови:
А не нажить-то мне буде головушки, |
Выбор брата, являющийся единственным решением загадки, которую загадал Бахмет, подчёркивает мудрость Авдотьи. Бахмет разрешает ей увести с собой своих родственников, «народ свой полонёные» и, пользуясь этим разрешением, Авдотья уводит из турецкой земли всех рязанцев. С именем Авдотьи песня прямо связывает возрождение этого города. Образ Авдотьи во многом необычен для русского историко-песенного фольклора. Русский эпос не богат образами женщин, и к тому же они редко играют в былинных сюжетах решающую роль. Очевидно, что образ Авдотьи возник не на почве эпоса, а скорее его можно сопоставить с образами мудрых жён и девушек из сказок. Воспев подвиг своей героини, народ выразил в этой песне зарождающееся национальное самосознание.
От первой половины XIV века до нас дошла песня о Щелкане, обычно её рассматривают как поэтический отклик на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против Щелкана, представителя золотоордынского хана. Действительно, в песне изображается это событие, но совсем не так, как это происходило. Эта песня не может быть ограничена рамками восстания, это произведение о татарском иге, осуждение и морально-политическое разоблачение нашествия.
Действие песни начинается в Орде, а татарский царь выступает как полновластный хозяин, он вершит суд, жалует князей и бояр, собирает дань. Завязка песни носит вымышленный, условный характер: пожалованы все, не награждён только Щелкан, потому что «ево дома не случилося», так как Щелкан уезжал собирать дань – «царские невыплаты». Картина собирания дани обрисована в песне очень эмоционально, здесь отражены впечатления народа от жестокости татарского нашествия:
С князей брал по сто рублей, |
У кого дитя нет, |
Вернувшись в Орду, «млад Щелкан» просит царя пожаловать его «Тверью старой, Тверью богатой». В ответ на просьбу царь предлагает ему страшное условие:
Заколи-тко ты сына своего, |
Крови ты чашу нацеди; |
Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает в награду город Тверь.
Описывая нахождение Щелкана в Твери, песня вновь обращается к теме изображения татарского ига, ведь Щелкан бесчестил и позорил женщин, над «всеми надругатися», над «домами насмехатися». Не выдержали жители города, и последние эпизоды рисуют сцену расправы с насильником. Финал песни перекликается с героическими былинами: с извергом расправились братья Борисовичи:
И они с ним раздорили: |
Идейный смысл песни состоит в стремлении её слагателей внушить русским людям мысль о необходимости и возможности борьбы с врагами, на это рассчитан и своеобразный оптимистический конец песни, хотя в действительности восстание в Твери было жестоко подавлено:
Тут смерть ему случилася, |
Песня о Щелкане – это первое из известных исследователям произведений фольклора, о котором можно говорить, как о произведении от начала до конца политическом. По своему содержанию и по методу создания образ Щелкана – новый в русском фольклоре. В былинах враг обычно рисуется как наглый, самонадеянный, но и трусливый; нередко в виде чудовища. Щелкан же лишён, внешне уродливых, чудовищных черт, в его характере нет гиперболизации, он вполне земной персонаж. Обычно в русском эпосе врагу всегда противостоит народный герой, в песне этого нет. В песне отмечается ориентация на конкретных исторических лиц как на реальных прототипов (Щелкан – это Шевкал, сын Дюдени), и вместе с тем, установка на вымысел, обогащающий образ и ведущий к обобщениям.
После песни о Щелкане в фольклорных сборниках вплоть до середины XVI века нет публикаций записанных исторических песен, поэтому XIII-XV века в фольклористике считаются периодом предыстории новых историческо-песенных жанров.
Переломным для развития жанра исторических песен является XVI век, время царствования Ивана Грозного. Именно с этого времени создание новых произведений становится процессом непрерывным и массовым, неотступно сопутствующим исторической жизни народа.
XVI век – время формирования русской нации и создания государства, время, когда происходили важные исторические события. В исторических песнях этого периода на первый план выдвигается социальная проблематика, она представлена здесь вполне определенными сторонами – народ и царь, народ и бояре. Тема борьбы с внешними врагами и противостояние царя и бояр в процессе укрепления централизованного государства – основные в цикле песен об Иване Грозном. Песни о Грозном отмечают многие выдающиеся моменты его царствования и создают, в общем, верный психологический облик царя. Наиболее характерные песни о Грозном: взятие Казани, женитьба Грозного на Марии Темрюковне и гнев царя на своего сына.
Если судить по числу записанных вариантов, то «Взятие Казани» принадлежит к наиболее популярным песням (150 вариантов). Песня начинается зачином, который настраивает слушателей на определённый эмоциональный лад. Впервые в известном нам историко-песенном фольклоре песня изображает наступательный поход русских войск (в былинах всегда враг пытался взять русский город). Сборы в поход и описание движения войск в песне – это лишь подступы к основной её части, посвящённой осаде и взятию Казани. Здесь обнаруживается полный разрыв с традициями эпоса: нет ни богатырей, ни обычных для былин эпических батальных картин. Основной эпизод песни – осада Казани. Русское войско никак не может взять город, и татары ведут себя надменно:
Ой, татарове по городу похаживают |
Тогда русские прибегают к обходному манёвру, они закладывают в подкоп под казанские стены пороховые бочки, которые, однако, не взрываются к назначенному времени. Свеча, стоящая перед Грозным, догорела, а взрыва не последовало, поэтому царь разгневался, велел пушкарей казнить как «изменщиков». Но молодой пушкарь смело объяснил царю:
Что на ветре свеча горит скорее, |
Действительно, скоро последовал взрыв, в стенах образовались проходы, через которые русское войско вошло в город, царь тогда «весел стал» и велел одарить пушкарей.
Взятие Казани осмыслено в песне как переломный момент для создания государства, тогда Иван Грозный приобрел корону и «царскую перфиду»:
Что тогда-де Москва основалася, |
Образ Ивана Грозного в этих песнях вполне традиционный для фольклора XVI века – с одной стороны вымышленный, с другой – исторически достоверный. Песня изображает Грозного прямым и резким, смотрящим на всё происходящее с государственных позиций.
Персонаж гораздо сложнее раскрывается в песнях о его гневе на сына, они тоже были весьма распространены (более 80 записей). Это обусловлено не только психологическими, но и политическими мотивами. Исторические песни рисуют противоречивый образ Грозного: он мудрый правитель, осознаёт, что надо прислушиваться к простым людям, в песнях он противопоставлен боярам. Но народ не скрывает и его отрицательные черты – он жесток, вспыльчив. Грозный в песнях – не сказочный царь, а именно русский царь второй половины XVI века, психологические качества которого были известны народу и отразились в фольклорных произведениях.
В народном творчестве очень много песен об Иване Грозном; кроме рассмотренных, известны песни о покушении на него, о его смерти, о пожаловании казакам Терека и Дона, о кончине царицы Анастасии Романовны и т.д. В них образ царя противопоставлен трусливым и жадным боярам, но он грозен для своих внешних и внутренних врагов. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе царя было близко к историческому прототипу.
Среди исторических песен XVI века велико значение цикла песен о Ермаке Тимофеевиче. Этот цикл открывает длинный ряд произведений, посвящённых темам освободительной борьбы, темам социальных конфликтов, непосредственных столкновений народных масс с самодержавной властью. В цикл входят песни: «Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу» и др. Наиболее популярная песня – «Ермак в казачьем кругу» (около 40 вариантов). Начало песни вводит нас в своеобразный мир вольной казачьей жизни. Здесь впервые в народной поэзии предстаёт обобщённый поэтический образ народной массы, устремлённой к вольной жизни. Подлинный глубокий смысл песни, её проблематика, раскрываются во второй части, которую составляет речь Ермака. В своём выступлении Ермак описывает сложность положения казаков, говорит о царских преследованиях:
Нам на Волге жить – всё ворами слыть! |
Ермак предлагает поход в Сибирь. Особенность рассматриваемой песни – отсутствие динамического развития сюжета: экспозиция, завязка – и песня обрывается. Ни один из её вариантов не знает продолжения, везде сюжет ограничен речью атамана.
Казаки в своих песнях уверяют, что никогда не выступали против «законного» царя, они поддерживали походы Ивана Грозного на Волгу, во время взятия Казани. Выражая мечту о вольной жизни, народ создал песни о походах Ермака, и о завоевании им Сибири. В песнях описывается трудный и долгий путь маленького отряда Ермака, а когда он покорил Сибирское ханство, то присоединил его к Русскому государству. В песне «Ермак у Ивана Грозного» народный герой говорит царю о заслугах казачества, выступая от имени угнетённого народа. Создавая обширные повествования о Ермаке, певцы опирались на песенную традицию, они использовали форму речи героя как организующий сюжетно-композиционный элемент. Для этого цикла характерно употребление не эпических, а песенных «общих мест» и художественных приёмов.
Одна песня об Иване Грозном или Ермаке не может дать широкого изображения большой исторической темы, не может исчерпать всю проблематику и создать многогранный образ героя. Только через создание цикла преодолевается известная ограниченность исторических песен – сосредоточение содержания песни вокруг одного события.
Образование циклов было значительным художественным явлением, отразившим специфические особенности развития русского фольклора.
Исторические песни XVII века широко отразили события русской истории: откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни этого периода создавались в различных социальных слоях – среди крестьян, горожан, солдат, казаков, поэтому возможна различная оценка одних и тех же событий. Песня об убийстве царевича Дмитрия довольно близко воспроизводит обстановку того времени, в ней причиной всех бед, постигших государство, объявляется «лукавство великое», которое присуще группировкам внутри господствующего класса. Для этой песни характерна бессюжетность, отсутствие эпического повествования в раскрытии темы и глубокий лиризм.
Песни о Степане Разине. Исторические песни, возникшие под влиянием разинского восстания, являются самым крупным циклом второй половины XVII века. В песнях этого цикла поэтическая сторона изображения заметно преобладает над конкретностью политической проблематики. Песни стремятся передать красоту вольной жизни, наполненной борьбой, красоту даже самой гибели в этой борьбе. Сподвижники Разина не хотят, чтобы их считали разбойниками, они понимают классовую сущность борьбы:
Уж не воры мы, не разбойнички, |
В песнях рассказывается о победах восставших, о том, как разинцы берут города (Астрахань, Яицкий городок), об их плавании по Каспийскому морю, по Волге, отражена и жестокая расправа Разина с «губернаторами»:
Как срубили с губернатора буйну голову, |
В песенном образе Степана Разина причудливо сочетаются черты реальные и фантастические. Разин – колдун, чародей, волшебник, его и «пулечка не тронет», и «ядрышко не возьмёт», никакая тюрьма его не удержит, нарисует он углём на стене лодку, сядет в лодку, плеснёт водой, разольётся вода от тюрьмы до Волги. Песни рисуют Разина и в лирических раздумьях, за советом он обращается к русской природе:
Не шуми ты, шумка, во поле зелёной дубравы, |
Весьма важна в песнях тема отношения Разина к народу, который представлен в них «голытьбой» и казаками. Народ поддерживает Разина, что придаёт циклу значительную социальную сущность. Сподвижники Разина совершают военные подвиги, берут города, побеждают войска, посланные против восставших. Бояре и воеводы изображены сатирически, они трусливы, но обуреваемы жестокостью и жадностью.
Несколько песен рассказывают о разгроме восстания и казни Степана Разина, они очень лиричны, в них используются символические образы: «поползли туманы», «погорели леса», «помутился славный тихий Дон». Народ не хотел верить в гибель своего вождя, поэтому Разину приписывается создание песни «Схороните меня, братцы, между трёх дорог...», являющейся завещанием потомкам. В народном творчестве долго бытовали легенды о том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулёвских гор. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н. Путилов, «разинский цикл» способствовал тому, что в русской исторической песне лирическое начало получило значительное развитие и стало равнодействующим с повествовательным.
Личность и деятельность Петра I вызвала появление ряда произведений, в которых отображён противоречивый образ этого правителя. Народная песня отозвалась и на некоторые события эпохи Петра I: казнь мятежных стрелков, гонения раскольников и «старины», военные походы Петра I (поход на Азов, Северная война, Семилетняя война, война с турками) и отдельные эпизоды Северной войны (Полтавская битва, осада Выборга).
Пётр I обрисован и как талантливый деятель, и как человек со своеобразным характером. В народных песнях он сурово карает изменников-бояр и высоко ценит народ, он всегда доступен народу, умный и справедливый государь, талантливый полководец, всегда первый и в тяжёлой работе. Царь любовно относится к солдатам, называет их своими «детушками», может померяться силой с простым солдатом или казаком (песня о поединке Петра с драгуном), поощряет подчинённых за проявленную силу, доблесть и особенно за хорошую службу. Даже, когда Пётр объявляет войну неприятелю, то он заранее скорбит о гибели солдат:
На самом на нем платье чёрно, |
Пётр I показан несколько идеализированно, он противопоставлен боярам и духовенству. В поэтическом плаче на смерть Петра I, создателя русской армии и флота, «полковничка Преображенского», отражается его тесная связь с армией. Песни о смерти Петра похожи на плачи, на причитания, в них используются традиционные фольклорные образы.
Что померк, померк наш светел месяц, |
В песнях начала XVIII века появляется новый герой – солдат, а жанр пополняется солдатской исторической песней. Песни отразили тяжёлую солдатскую участь, весь порядок солдатской службы, военный быт, приготовления к походу и сражения. В них показан патриотизм солдат, подвиги, храбрость, победа над армией шведов, их желание защитить родину. Солдат выполнял свой долг, несмотря на тяжесть службы, строгость и жестокость командиров, предательство и казнокрадство военного начальства. В солдатских исторических песнях изображается и бесчеловечное отношение офицеров, которые издевались над ними, удерживали воинское жалование:
Заедает вор-собака наше жалование, |
Некоторые песни передают исторические подробности азовского похода, личное участие царя, активные действия казаков, трудности подступа к городу – «он крепко стоит, к нему не подойти, не подъехать».
Народная поэзия начала XVIII века интересна конкретностью описания обстановки, в какой развёртывались военные действия, ценна, прежде всего, общей оценкой событий и ясным показом роли в них солдатской массы. В песне о Полтавской битве описывался ратный подвиг простых солдат, отмечалось, какие жертвы были принесены народом для победы:
Распахана шведская пашня, |
Основным героем военной истории XVIII века выступает великий полководец А.В. Суворов. Личность Суворова, его жизнь и деятельность дали фактический материал для создания образа народного героя. В ряде песен Суворов выступает в исторической обстановке, отражающей его военную биографию: при осаде Очакова, под Варшавой, перед альпийским переходом. В исторических песнях подчеркивается его близость к солдатам, которых он называет ласково – «детоньки», «братцы-солдатики»; в минуты опасности он их по-отечески поддерживает:
Не страшитесь, мои соколы, |
В исторических песнях Суворов противопоставляется начальникам, жившим «неправедно»; солдаты особенно дружелюбно приветствуют своего полководца:
Здравствуй, здравствуй граф Суворов, |
В образе Суворова на первый план выступает патриотизм, доброе сердце и решительность; песни подчёркивают ведущую роль Суворова в войнах с неприятелем, именно он спасает всю «рассейскую армию».
Песни о Емельяне Пугачёве.
Песни этого цикла близки к разинскому циклу, хотя некоторые сюжеты перерабатываются, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачёва, народное поэтическое сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга. Пугачёвские песни более реалистичны, в них нет фантастических элементов, нет мотивов романтической удали. Идея классовой непримиримости по отношению к угнетателям прекрасно выражена в песне «Судил тут граф Панин вора Пугачёва», в которой описана встреча Панина с посаженным в клетку Пугачёвым. Народный герой остаётся не сломленным, он сам может судить Панина, который боится закованного Пугача. Образы в этой песне – типичные образы антагонистических социальных сил, в ней правдиво рассказано о поведении Пугачёва во время разговора с графом в Симбирске:
Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иванович, |
Пугачёв рисуется в песнях народным заступником, который отбирает «землю у богатых, скотину» и всё это отдает даром беднякам. Политическая направленность песен о Пугачёве яснее, чем в песнях о Разине, в них прослеживается связь с крестьянской поэзией, с казачьими песнями, в них можно отметить и влияние творчества горнозаводских рабочих («Уж ты, ворон сизокрылый...»). Песни о Пугачёве создавались не только русским народом, ведь в восстании принимали участие все народы Поволжья. В устном творчестве башкир, татар, чувашей также есть произведения о Пугачёвском восстании. Смерть Пугачёва вызвала трогательную песню, напоминающую похоронный плач:
Закатилось солнце красное |
В песенном фольклоре о Пугачёве ощутимы не только сильные, но и слабые стороны крестьянского движения, стихийность и неорганизованность восстания. Идеи крестьянской войны под руководством Пугачёва отражены и в других фольклорных жанрах: в лирических «разбойничьих» песнях, в народной драме.
В этом цикле наиболее полное отражение получила война 1812 года, которая сыграла большую роль в формировании национального сознания. В песнях рассказывалось о кровопролитных сражениях, о разорении русских земель, о беспощадном и жестоком неприятеле:
Разорена путь-дороженька |
Народ понимал необходимость защиты родины, а отпор наступающему врагу устная поэзия запечатлела в песнях о Бородино (известно около двадцати вариантов). В этих произведениях метко охарактеризован Наполеон, который «захотел всем светом владать», а когда «вор-француз» разорил Москву, то «потряслася мать-сыра земля».
Любимые герои войны 1812 года – Кутузов и Платов. В песнях Кутузов изображается как руководитель народной войны, опытный и храбрый полководец, он разгадывал все планы неприятеля («знал все вывертки французски»). Кутузов уверен в конечной победе, он успокаивает испугавшегося царя. К солдатам он обращается как к «деточкам», знает их нужды и настроения:
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте, |
Очень интересен образ «вихорь-атамана» Платова, о нём записано много песен среди казаков. Особенно интересна песня о том, как Платов побывал в гостях у французов и беседовал с Наполеоном. Песня построена на художественном вымысле, но поэтический вымысел применён для оценки совершенно реальных событий. Платов – ловкий и отважный разведчик, партизан, всегда готовый к подвигам. Он показан как хороший командир, организатор казачьих масс. Солдаты высоко оценивают деятельность Платова:
Вы не плачьте, не тужите – |
Во второй половине XIX века окончательно прекращается создание новых циклов устных исторических песен.
Наступило время, когда историческая песня для народа приобрела статус «старинной». В это время старые песни перепевают на новый лад.
Именно в XIX веке древнерусский эпос начали активно записывать и изучать учёные-фольклористы, появилось определение, что такое историческая песня, и классификация по темам. В начале XX века благодаря усилиям исследователя-энтузиаста Миллера и Академии наук увидел свет первый песенный сборник, куда вошли произведения XVI-XVII веков.
Эпическое наследие Руси, в частности исторические песни, – огромный пласт самобытной культуры. Во-первых, они имеют истинно народную душу, а это немаловажно для сохранения памяти о своих корнях. Во-вторых, песни представляют большой интерес для историков и филологов, так как помогают точнее представить события давних времён, выяснить, какие изменения претерпел русский язык за многие сотни лет, исследовать старинные стихотворные формы.
Такова тайна песни.
Литература:
1. Тумилевич, Ф. В. Фольклор Дона / составитель Ф. В. Тумилевич и [др.]. - Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1941. - 110, [2] с. : ил.
2. Хрестоматия по фольклору : книга для школьников : [обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, былины, исторические песни, лирические песни, частушки] / составитель и автор пояснительных статей Ф. М. Селиванов. – Москва : Просвещение, 1972. – 301, [2] c. : ил.
3. Севостьянова Т. В., Песенный фольклор донского казачества / Т. В. Севостьянова. // Литература в школе. - 2016. - № 3. - С. 18-20. - (Наши духовные ценности).
4. Вишняк, С. История России в казачьих песнях / Серафима Вишняк. - Текст : электронный // Музыкальный класс : музыкальная школа онлайн. – URL: https://music-education.ru/kazachi-pesni-pro-istoriyu-rossii/ (дата обращения: 7.07.2021).
5. История России в казачьих песнях. - Текст : электронный // Школа музыки : онлайн уроки для начинающих. – URL : https://music-school37.ru/tvorchestvo/istoriya-rossii-v-kazachih-pesnyah.html (дата обращения: 7.07.2021).
6. Народная устная поэзия Дона [Текст: электронный ресурс] : материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 декабря 1961 г. / Б. Ф. Любченко - http://vivaldi.dspl.ru/bx0001234/details.
7. Новак Л.А., Фрадкина Н.Г. Как у нас было на тихо Дону. Историко-этнографический очерк. [Текст: электронный ресурс] / Л. А. Новак, Н. Г. Франкина. - Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1985. – 128 с. – URL : http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000062/index.shtml
8. Чубарова К.А., Корчагина Ю. П. История России и Дона в казачьих песнях / К.А.Чубарова, Ю. П. Корчагина. – Текст : электронный // Алые паруса: проект для одаренных детей. – URL : https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/03/31/istoriya-rossii-i-dona-v-kazachih-pesnyah-0 (дата обращения: 7.07.2021).
Емельянова Ирина Николаевна
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»