Тема войны в детской литературе
Дети-герои войны в произведениях донских писателей
«Когда мне было четырнадцать или пятнадцать, я не раз задумывался: с чего начинается Родина? Не вообще, а лично для меня. С первого, произнесенного мной слова «мама»? С пулеметной тачанки, которую я впервые увидел в двадцатом году и которую потом никогда не мог забыть? Или с синего неба над тихим Доном, в котором я как-то увидел журавлиную стаю, с громким курлыканьем пролетавшую к морю?
Уже много позже, став совсем взрослым, я понял: Родина – это все, что во мне, без чего я не могу жить и дышать. Это и мой тихий Дон, и журавлиная стая, и память о детстве, и люди, с которыми я иду по жизни».
Этими словами донского писателя Петра Васильевича Лебеденко я хочу начать рассказ о книгах, которые посвящены тебе и твоим сверстникам.
Рядом со взрослыми идут по жизни мальчишки и девчонки. В своем ребячьем возрасте они успевают совершить подвиги, о которых всегда будут помнить люди. Они взошли на пьедестал, так и не успев подрасти.
Но для тебя прошлое – дела давно минувших дней. Вообразить его, пережить так, словно ты был свидетелем и участником событий, помогут тебе эти книги. Читая их, ты познакомишься с ребятами твоего возраста, жившими трудно. Вместе с ними будешь побеждать и делить радость победы.
Дети на войне: по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека».
О рассказе «Судьба человека».
|
Впервые рассказ «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-1957 годов (31 декабря и 2 января). Вскоре он был прочитан по Всесоюзному радио известным киноактером тех лет Сергеем Лукьяновым. Рассказ потряс миллионы людей.
Шолохов написал этот рассказ в очень короткий срок: всего за несколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Рассказ реалистически углублял большую литературную традицию и открывал новые перспективы художественного воплощения темы войны. Если в конце 40-х — начале 50-х годов произведения, посвящённые подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50-х годов интерес к этой теме становится всё более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.
«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот фильм», – писала одна английская газете о фильме «Судьба человека», а значит и о самом рассказе.
Дети на войне: по рассказу А. Платонова «Маленький солдат»
Биография писателя.
![]() |
Платонов Андрей Платонович (1899-1951) (псевдоним, настоящая фамилия — Климентов) – родился и провел детские годы «в Ямской слободе, при самом Воронеже». Его отец- слесарь железнодорожных мастерских. После учебы в епархиальной и городской школах, 14-летним юношей он начал работать — рассыльным, литейщиком, помощником машиниста на паровозе, во время Гражданской войны — на бронепоезде. Здесь же начался и литературный его путь. В 1922 г. в краснодарском издательстве «Буревестник» выходит в свет первая книга стихов «Голубая глубина», а в 1927 г. в Москве — первый сборник прозы «Епифанские шлюзы». Отсюда и начинается путь молодого писателя.
В конце 20 — начале 30-х годов Платонов создает свои лучшие произведения, которым суждено было найти своего читателя лишь, спустя полвека: «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море». Писатель был отлучен от литературы за рассказ «Усомнившийся Макар» и хронику «Впрок» (1931), которые не согласовались с «генеральной линией», избранной партией большевиков по отношению к деревне. Платонова перестают печатать, приходится писать «в стол». В это время писатель обращается к детской литературе.
Дети на войне: по рассказу Евгения Носова «Красное вино Победы»
Биография писателя
![]() |
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника.
В 1943 году 17-летним юношей Носов ушел на фронт. Воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского солдатом-артиллеристом. Был ранен в последние дни войны на подступах к Кенигсбергу (с 1946 Калининград), что нашло отражение в рассказе Носова «Красное вино победы» (1962).
В сентябре 1945 года, после госпиталя, 20-летний фронтовик Евгений Носов вернулся в школу доучиваться.
Когда он в первый раз открыл дверь класса, дети встали, приняли его за учителя. А дома на гимнастерке остались медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и два ордена - Красной Звезды и Отечественной войны.
Окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал и газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником). Начал печататься в 1947 году (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.).
В 1957-м опубликовал первый рассказ (для детей) «Радуга», а в 1958-м — первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В лучших рассказах и повестях писателя («Шумит луговая овсяница», 1965; «Объездчик», 1966; «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью», 1967; «И уплывают пароходы, и остаются берега», 1970; «Шопен, соната номер два», 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу.