«900 дней отчаянья и мужества»
Обзор детской литературы о блокаде.
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей
Август 1941 Ольга Берггольц
Стоит над Невой город. Большой и красивый. Город-солдат, город-труженик. Город-герой. Невская святыня… У него своя судьба, своё лицо. Не раз за свою историю он менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но в военной истории нашей страны Ленинград стоит отдельно, как город жители, которого совершил всеобщий подвиг — выстояли и не сдались немецко-фашистским захватчикам.
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и патриотизма, какой была 900 дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы войны.
Всё меньше и меньше остаётся свидетелей того далёкого военного времени. А художественных книг, рассказывающих так подробно и интересно о блокаде вообще не много. Это одна из самых страшных и кровопролитных страниц нашей истории, которую каждый уважающий себя гражданин России обязан знать. А книги как нельзя лучше могут донести всю правду и страх тех лет. Даже если вам тяжело читать литературу о войне, не надо бояться, надо брать и читать. Ведь гораздо лучше, когда книга оставляет след и вызывает эмоции, чем когда она ни оставляет после себя ничего. Если хотите начать читать военную литературу — вам в библиотеку за этими книгами.
Сухачев, Михаил Павлович. Дети блокады : повесть : [для среднего школьного возраста] / Михаил Сухачев ; худож. Г. В. Алимов. – Москва : Детская литература, 2012. – 268, [2] с. : ил., портр. – (Серия «Школьная библиотека»).
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне с взрослыми приближали победу. Повесть Михаила Павловича Сухачева «Дети блокады» рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Герои книги, — дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, — тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность — вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания.
Книга М. Сухачёва «Дети блокады» вышла в издательстве «Детская литература» и рекомендована для среднего школьного возраста. Здесь столько интересных фактов о жизни детей в блокадном Ленинграде. Язык, которым написана повесть — понятный, доступный и богатый, то, что нужно читателю, а особенно ребёнку. Открывая книгу, мы видим иллюстрацию с изображением самого Михаила Павловича Сухачёва
Иллюстрация сразу же нам говорит о том, что это военный человек. В своём предисловии Сухачёв объяснил, как и почему была написана эта книга. Современные дети не очень любят читать предисловие, но после его прочтения совсем по-другому воспринимается повесть, понимая, что всё описанное там, правда, пусть и с художественным вымыслом.
Ещё отдельная заслуживающая внимания тема — голод. И очень интересно это узнать со слов человека, испытавшего его на себе. Как выживали люди, на какие шли ухищрения, чтобы не умереть, посвящено много страниц этой книги. В книге мы найдём и другие страшные, и даже ужасные истории. Наши подростки сейчас очень любят «ужастики». А не лучше ли им дать в руки эту книгу, которая удовлетворит их потребности, и в то же время научит их состраданию к тем, кто находится рядом.
Верейская, Елена Николаевна. Три девочки. История одной квартиры : повесть /Е. Верейская ; худож. Н. Носкович. – Санкт-Петербург. : Речь, 2015. – 224 с. : ил. – (Серия «Вот как это было»).
Сегодняшние дети плохо представляют себе жизнь в коммунальной квартире, в которой живут герои книги «Три девочки». Написанная просто и увлекательно, повесть рассказывает о жизни трёх подруг-школьниц — счастливой довоенной и полной драматизма в годы ленинградской блокады. Повесть Елены Верейской «Три девочки» была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате. Через десять лет она была издана с некоторыми доработками в Лендетгизе. Повесть получила многочисленные отзывы читателей и выходит массовым тиражом в сериях «Школьная библиотека» и «Вот как это было».
Первая часть книги довольно светлая и добрая. Описывается коммунальная квартира в Ленинграде. В ней живет старый слесарь с внучкой Катей – застенчивой, робкой девочкой, у которой погибли родители. В ней живет замкнутый и ни с кем не разговаривающий Доктор, которого все считают просто старым чудаком. В ней живет Анна Николаевна — весёлая, энергичная женщина со своей дочкой Люсей — которая точно такая же бойкая и непосредственная, а ещё чуточку легкомысленная особа, как её мама. В квартиру въезжают новые жильцы. Родители и двое детей. Девочка Наташа и её младший брат, которого все зовут Тотик. Между соседями возникает дружба, взаимопонимание и мир. Устраиваются совместные чтения книг, посиделки, походы в музей. Заканчивается первая часть встречей Нового года.
Вторая часть книги больше по объему и тяжелее первой. Что рассказывать? Блокада, обстрелы, голод. Дорога жизни. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы книги.
Реальные ужасы блокадного Ленинграда сглажены, но этого хватает, чтобы восхищаться мужеством, стойкостью и верой в хорошие качества юных героинь. Замечательная книга о вечных человеческих ценностях — дружбе, любви, вере, надежде. Запоминается любовь к ближнему, радость от каждого прожитого дня, умение помочь кому-то, забыв о своих невзгодах. Книга берет за душу простотой и искренностью человеческих отношений, учит быть стойкими, приходить на помощь другим, радоваться тому, что имеешь, гордиться своей страной и историей. Советую прочитать всем, кто воспитывает в себе (своих детях) умение сострадать, готовность прийти на помощь, патриотизм.
Читать книги о блокаде Ленинграда всегда эмоционально тяжело. А читать дневники детей ещё тяжелее. Читать о войне, когда в соседней стране идут бои, и весь мир в ожидании чего-то не очень хорошего — это нелегко. Но такие произведения должны учить главному — не повторять подобных ошибок, любить и беречь мир, охранять своих родных и близких.
Миксон, Илья Львович. Жила, была : историческое повествование : [для среднего школьного возраста]/Илья Миксон; Оформление и рис. А. и В. Траугот. – Ленинград : Детская литература, 1991. – 223 с. : ил., вкл.
Книга Ильи Миксона «Жила, была» о блокаде Ленинграда глазами девочки — Тани Савичевой. С первых страниц испытываешь шок, этакое «вбрасывание в воду не умеющего плавать». Потом — рассказ о том, как проходила блокада для самих ленинградцев. Но, только прочитав эту книгу можно действительно понять, насколько это было страшно. Не знаю, как это можно было пережить. Не знаю, каково это — когда на твоих руках умирает за полгода вся семья. И очень надеюсь, что никогда и никто из нас не узнает... «Какую же удивительную силу имеют простые слова - воскрешать осязаемо и зримо исчезнувшие реалии жизни».
Автор книги «Жила, была» Илья Львович так рассказывает о том, что заставило его написать об этой школьнице: «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжёг, и моё сердце… Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. Но отыскались родственники, семейные фотографии, архивные бумаги, нашлись свидетели… Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить в прошлом, но можно и должно предупредить и оградить будущее. Я расскажу, обязан рассказать».
«…Посреди зала стоит обычная витрина, музейная. На одной половине — боевые ордена и документы павшего молодого воина, на другой — раскрытый блокнотик. Скромный, небольшой — в развороте, и то на ладони поместится, с синими карандашными строчками. Краткая, как блокнотная запись, табличка: Дневник Тани Савичевой... Сорок одна строка, написанная девочкой-школьницей, вместила в себя трагедию великого города.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, фашизм проклиная,
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
«Вновь не должно это всё повториться».
Илья Малышев
газета «Пионерская правда» №74–1989 г.
Мухина, Елена Владимировна. "...Сохрани мою печальную историю..." : блокадный дневник Лены Мухиной / [отв. ред. д.и.н. В.М. Ковальчук ; коммент. д.и.н. В.М. Ковальчук и др. ; авт. вспуп. ст.: д.и.н., проф. С.В. Яров ; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2011. – 361, [2] с., [8] л. ил., факс., портр.
Читая книгу «Сохрани мою печальную историю», не покидает чувство восхищения маленькой девочкой Леной Мухиной, её мамой и папой, теми людьми, «которые не могли приспосабливаться», и не покинули город в самый тяжелейший момент голода. Эта дружная семья, делила квартиру и скромнейшие запасы еды со своими родственниками, и не одним словом они не жаловались на судьбу, и учили Лену жить также. Благодаря подвигу таких простых людей, их маленькому вкладу в громадное дело – завоеванию победы, это поколение гордо называется «поколением победителей» и является достойнейшим предметом гордости и восхищения.
То, что блокадный дневник школьницы Лены Мухиной сохранился, — само по себе уже чудо. В 1962 году он попал в Ленинградский партийный архив (теперь Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга) и хранится там, по сей день. Мы знаем "взрослые" свидетельства того чудовищного, до конца не изученного явления, которое называется Ленинградской блокадой: "Воспоминания" Д.С.Лихачева, "Записки блокадного человека" Л. Гинзбург, "Блокадный дневник" Г.А. Князева, "Воспоминания о блокаде" В.М. Глинки и многие другие. Но "детских" свидетельств — мало. По ошеломительности воздействия на читателя можно назвать одно: дневник Юры Рябинкина, приведённый в ленинградском Евангелии - "Блокадной книге" Д. Гранина и А. Адамовича. И вот теперь — дневник Лены Мухиной. Что можно противопоставить мучительному умиранию от голода в условиях, когда рушатся общепринятые нормы морали? Что может спасти от духовной деградации в условиях, когда борьба за выживание лишает "человеческого лица", а голод и страх смерти превращают человека в животное? Одним из средств спасения оказался алфавит, порядок букв. Попытка через слово осмыслить происходящее, понять себя. И еще: интуитивное знание, что нужно сохранить свою историю, свой опыт — для других. Когда-то Лена мечтала написать вместе с подругой книгу, "которую хотелось бы прочесть, но которой, к сожалению, не существует". Эта книга — существует. И является свидетельством того, что в самое бесчеловечное время люди пытались сохранить свою человеческую сущность. Именно это сегодня дарит нам надежду. Дневник подготовлен к изданию сотрудниками Санкт-Петербургского Института истории РАН.
Фонякова, Элла Ефремовна. Хлеб той зимы : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Элла Фонякова ; иллюстрации Людмилы Пипченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 223 с. : ил. ; 24 см. – (Серия "Вот как это было").
"Что это — война? От мальчишек знаем, что война — самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат "Ура!" и дерутся. Но это игра... А как выглядит война взаправдашняя?" «Хлеб той зимы» — очень трогательная и пронзительная повесть, показывающая блокаду Ленинграда глазами ребёнка.
Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» — это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Оттого, что о днях блокады рассказывает семилетняя девочка, всё кажется настолько искренним, трогательным и душещипательным, что ты всё видишь своими глазами и проникаешься до глубины души. И, несмотря на тяжёлые времена, когда за кусок хлеба каждый готов был отдать всё, люди не опускали рук. Поражает то, что люди в такие тяжёлые времена и в невыносимых условиях, всё равно продолжали работать, всё равно отправляли своих детей в школу и устраивали субботники для преображения города в лучшую сторону, не смотря на то, что им едва хватало сил для того, чтобы подняться по лестнице.
Книга Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.
Эту книгу обязательно нужно прочитать всем и каждому, чтобы понимать, какой ценой досталась эта победа. Эта книга также о победе человека над самим собой, о человечности, с которой нельзя расставаться даже в дни самых страшных испытаний.
Воронкова, Любовь Федоровна. Девочка из города. Гуси-лебеди : повести : [для среднего школьного возраста] / Любовь Воронкова ; Рис. В. Гальдяева. Москва : Детская литература, 2005. – 223 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Книга Любови Воронковой «Девочка из города» — пронзительная повесть для детей младшего школьного возраста о тяжёлом военном детстве, когда горе, слёзы, потери близких людей, одиночество чудесным образом компенсируются милосердием, добротой, пониманием, лаской со стороны совсем чужих, но неравнодушных людей.
Повесть "Девочка из города" о маленькой девочке 6-7 лет — Валентинке, у которой в результате бомбёжки погибает мама и маленький братик, а дом разрушен. Из блокадного Ленинграда девочку-сироту эвакуировали в деревню. В первые недели Валентинка похожа на маленького испуганного зверька, который боится, что его тронут. Простая женщина очень по-доброму к ней относится, но ребёнок столько пережил, что всех боится и очень замкнут. Деревенские ребятишки смеются и над одеждой девочки (её капор — объект самых злых насмешек), и над её нелюдимостью.
Много всего необычного в деревенской жизни удивляет девочку. Например, баня, устроенная в русской печи, все дети ловко выкатываются из печки, а девочка неуклюже вылезает, пачкает сажей плечо. А однажды девочку напугал пасущийся в поле бык. И как все дети, испугавшись, она бежала и звала маму. Женщина выскочила на дорогу со словами: " Я здесь, дочка! " Она очень хотела, чтобы девочка стала звать её мамой. Постепенно душа Валентинки оттаивает, впитывает добрый свет вновь обретённого домашнего очага. И вот однажды девочка собрала в поле цветы и протянула женщине: " Это я тебе собрала, мама! "
Читайте эту книгу, и вы прикоснётесь к широте души русской женщины, матери, той, которая своим трудом и милосердием помогла выиграть России самую страшную войну.
Книги о войне — это больно, это страшно... это те истории, которые врываются в жизнь обычного читателя и погружают в то самое время, когда люди выживали, когда смерть и страдания становились обыденностью... Детские книги о войне — это трагедии глазами ребёнка, то детство, которое выпал на их долю, ожидания и надежды... Блокада, как коротко это слово, но как много заложено в нём. Эта боль навсегда внутри каждого ленинградца.
Крестинский, Александр Алексеевич. Мальчики из блокады : [рассказы, повесть : для среднего и старшего школьного возраста] / Александр Крестинский ; [ил. Елена Ремизова]. – Москва : Самокат, 2015. – 191 с. : ил. ; 21 см. – (Собрание сочинений).
Рассказы и повесть, вошедшие в сборник Александра Крестинского «Мальчики из блокады», автобиографические; и все же, прежде всего они — художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании — и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.
Книга "Мальчики из блокады" несмотря ни на что... светлая, она повествует о детях, о мальчишках и девчонках, которым пришлось повзрослеть слишком рано, научиться многим вещам, осознать ценность куска хлеба или же осколка сахара. Но, несмотря на это — дети остаются детьми — это и симпатии, и игры, и выяснения главенства. Воспоминания о довоенном мирном времени, голодные и холодные годы, а так же время после войны, когда дети повзрослели.
Война — она накладывает отпечаток на всю жизнь, люди прошедшие этот ужас никогда не станут такими же беззаботными, какими были до ... это слишком личное, слишком сокровенное, слишком непростое.
Такие книги, как "Мальчики из блокады", не выжимают слезу, не нагнетают грусть, они просто повествуют нам о том, как это было... Не зря эти истории глубоко биографичны.
Карасева, Вера Евгеньевна. Кирюшка : [рассказы] / Вера Карасёва ; рисунки Абрама Резниченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. – 63 с. : ил. – ( Серия «Вот как это было»).
С какой книги можно начать знакомство дошкольников с Великой Отечественной войной? Сборник рассказов Веры Карасевой «Кирюшка» также посвящён детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие, на их долю лишения и тяготы.
Коротенькие рассказы о блокаде Ленинграда написаны без жестоких подробностей, их можно начинать читать уже с шестилетнего возраста. Ужасы представлены ровно в той порции, которые в этом возрасте могут восприниматься. Герои книги — маленькие дети, которые жили во время блокады Ленинграда. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо.
И чудо иногда стучалось в дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок.
Считаю, что эта книга одна из тех, которую надо обязательно прочитать детям! Ведь Великая Отечественная война — это часть нашей истории, где сила духа русских людей помогла выстоять и победить. И детям надо с раннего возраста знать об этом.
Герман, Юрий Павлович. Вот как это было : [повесть : для младшего и среднего школьного возраста] / Юрий Герман ; [предисл. А.Смолян] художник Ольга Фадеева. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 96 с.
Детская повесть Юрия Германа «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась, рукопись её найдена в архиве Юрия Павловича его вдовой Татьяной Александровной и сыном Алексеем Юрьевичем. Повесть эта посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили.
Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях — таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осаждённом Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, "как это было". Она учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь "очень милой скарлатиной" или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение, и, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост.
В повести «Вот как это было» многое документально, основано на исторических фактах. Это памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, бомбёжка госпиталя...
Повесть сейчас, наверняка может кому-то показаться наивной, без спецэффектов, к которым мы все привыкли, но именно такие произведения о войне нужны сегодняшним детям.
Несмотря на тяжёлое положение в осажденном городе продолжалась обычная жизнь. Работали музеи, библиотеки, театры. Поэты сочиняли стихи, а композиторы музыку. В сентябре 1942 года в городе в Большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты, которых нашли в госпиталях и больницах, были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно. Слушатели напряжены и взволнованны. Исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осаждённом Ленинграде, посвящённая городу и его непокоряющимся жителям. Все восемьдесят минут, пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. В народе исполнение симфонии Д. Д. Шостаковича называли «Залпом по Рейхстагу», «Днём Победы среди войны».
Цинберг, Тамара Сергеевна. Седьмая симфония : повесть : 12+ / Тамара Цинберг ; худож. Елена Жуковская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 142 с. : цв. ил. – (Серия "Вот как это было").
Свою книгу Тамара Сергеевна Цинберг, пережившая блокаду Ленинграда, назвала «Седьмая симфония». В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические поступки. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за счастье народа. Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.
Повесть Тамары Сергеевны Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. В проникновенных, тонко созвучных тексту иллюстрациях Елены Жуковской читатели увидят суровую и волевую Катю – девочку с добрым сердцем и чистой душой, маленького, хрупкого Митю и прекрасный, несломленный город.
Яковлева, Юлия. Ленинградские сказки : [для младшего и среднего школьного возраста : 12+] /Юлия Яковлева ; [худож. Влада Мяконькина]. – Москва : Самокат, 2016. – 22 см см. Фактическая дата выхода в свет – 2015. Кн. 2: Краденый город. 1941 год. – 2017. – 418, [1] с. : ил.
Как вы думаете, возможно, ли на тему блокады написать сказки? Да, есть и такие книги. Юлия Яковлева в своем цикле из пяти книг «Ленинградские сказки» также пишет о блокаде, но это уже совсем иная история…
Ленинград в блокаде. Дом, где жили оставшиеся без родителей Таня, Шурка и Бобка, разбомбили. Хорошо, что у тёти Веры есть ключ к другой квартире. Но зима надвигается, и живот почему-то все время болит, новые соседи исчезают один за другим, тёти Веры всё нет и нет, а тут ещё Таня потеряла хлебные карточки... Выстывший пустеющий город словно охотится на тех, кто ещё жив, и оживают те, кого не назовёшь живым. Пытаясь спастись, дети попадают в Туонелу — мир, где время остановилось, и действуют иные законы. Чтобы выбраться оттуда, Тане, Шурке и даже маленькому Бобке придётся сделать выбор — иначе их настигнет серый человек в скрипучей телеге. Что бы узнать, чем же закончится эта история, прочитайте сами «Ленинградские сказки».
Алмазов, Борис Александрович. Посмотрите – я расту : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Борис Алмазов ; [ил. А. Десницкой]. – Москва : Самокат, 2014. – 136 с. : ил. – (Серия «Родная речь»).
В книге Бориса Алмазова войны уже нет. Первое послевоенное лето, пионерский лагерь под Ленинградом. Вокруг идёт разминирование, собирают и вывозят подбитую военную технику. Но дети, пусть даже пережившие блокаду, остаются детьми — непослушными искателями приключений, с кото¬рыми так трудно управляться старшим. Тем более что опасности вокруг совсем недетские. Особенно вожатым нелегко с Борей — героем повести Бориса Алмазова «Посмотрите — я расту». Книга добрая, на понятном детям языке говорит про очень сложные психологические вещи, про память, про ненависть, про то, что настоящий человек всегда добрый, умеет прощать, а не мстит. Невероятно мудрая книга. Полезная и нужная не только детям, но и многим взрослым.
Книги о Великой Отечественной войне надо читать не только накануне Дня Победы или Дня памяти и скорби. Написанные ранее и новые книги способствуют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Мы все обязаны знать историю нашей страны и понимать то, что важно быть едиными, как в дни торжества, так и в часы суровых испытаний.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Юрий Воронов
Блокада Ленинграда — одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде — это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. Они — Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости. О мужестве блокадников сложены песни, сняты фильмы и написаны замечательные книги.
Приходите в библиотеку, прочитайте эти книги и убедитесь сами!
Список книг о блокаде Ленинграда из фонда ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»:
1. Алмазов, Борис Александрович. Посмотрите – я расту [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Борис Алмазов ; [ил. А. Десницкой]. – Москва : Самокат, 2014. – 136 с. : ил. – (Серия «Родная речь»).
2. Верейская, Елена Николаевна. Три девочки. История одной квартиры : повесть [Текст] /Е. Верейская ; худож. Н. Носкович. – Санкт-Петербург. : Речь, 2015. – 224 с. : ил. – (Серия «Вот как это было»).
3. Воронкова, Любовь Федоровна. Девочка из города. Гуси-лебеди : повести [Текст] : [для среднего школьного возраста] /Любовь Воронкова ; Рис. В. Гальдяева. – Москва : Детская литература, 2005. – 223 с.: ил. – (Школьная б-ка).
4. Герман, Юрий Павлович. Вот как это было [Текст] : [повесть : для младшего и среднего школьного возраста] / Юрий Герман ; [предисл. А.Смолян] художник Ольга Фадеева. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 96 с.
5. Добротворская, Карина А. Блокадные девочки [Текст] : [для среднего школьного возраста] / Карина Добротворская. – Москва : Новое издательство, 2013. – 125 с.
6. Карасева, Вера Евгеньевна. Кирюшка [Текст] : [рассказы] / Вера Карасёва ; рисунки Абрама Резниченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. – 63 с. : ил. – ( Серия «Вот как это было»).
7. Крестинский, Александр Алексеевич. Мальчики из блокады [Текст] : [рассказы, повесть : для среднего и старшего школьного возраста] / Александр Крестинский ; [ил. Елена Ремизова]. – Москва : Самокат, 2015. – 191 с. : ил. ; 21 см. – (Собрание сочинений ).
8. Миксон, Илья Львович. Жила, была : историческое повествование [Текст] : [для среднего школьного возраста]/Илья Миксон; Оформление и рис. А. и В. Траугот. – Ленинград : Детская литература, 1991 – 223 с., ил., вкл.
9. Мухина, Елена Владимировна. "...Сохрани мою печальную историю..." : блокадный дневник Лены Мухиной [Текст] / [отв. ред. д.и.н. В.М. Ковальчук ; коммент. д.и.н. В.М. Ковальчук и др. ; авт. вспуп. ст.: д.и.н., проф. С.В. Яров ; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. – Санкт-Петербург : Азбука, 2011. – 361, [2] с., [8] л. ил., факс., портр.
10. Новиков, Виктор. Блокада снится мне ночами : воспоминания [Текст] / Виктор Новиков ; рис. авт. – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2010. – 201, [6] с. : ил., портр.
11. Победа будет за нами! : стихи и рассказы о Великой Отечественной войне [Текст] : [для среднего школьного возраста / сост., ред. Р. Е. Данкова ; худож.: В. Алексеев и др.]. – Москва : Оникс, 2012 [т. е. 2011]. – 319, [1] с. : ил. – (Большаяя книга для чтения) (Издательская программа Правительства Москва).
12. Сталева, Тамара Владимировна. Блокадных детей просветлённые лица [Текст] : художественно-документальные очерки / Тамара Сталева. – Торопец ; Москва : РИТА : [б. и.], 2010. – 242 с. : ил.
13. Сухачев, Михаил Павлович. Дети блокады [Текст] : повесть : [для среднего школьного возраста] / Михаил Сухачев ; худож. Г. В. Алимов. – Москва : Детская литература, 2012. – 268, [2] с. : ил., портр. – (Серия «Школьная библиотека»).
14. Фонякова, Элла Ефремовна. Хлеб той зимы [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Элла Фонякова ; иллюстрации Людмилы Пипченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 223 с. : ил. ; 24 см. – (Серия "Вот как это было").
15. Цинберг, Тамара Сергеевна. Седьмая симфония [Текст] : повесть : 12+ / Тамара Цинберг ; худож. Елена Жуковская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 142 с. : цв. ил. – (Серия "Вот как это было").
16. Шефнер, Вадим Сергеевич. Сестра печали [Текст] : автобиографическая повесть : [для среднего и старшего школьного возраста] / Вадим Шефнер ; послесл. Станислав Дудкин ; ил. Анна Романова. – Москва : Самокат, 2014. – 304 с. : ил. – (Серия "Как это было").
17. Яковлев, Юрий Яковлевич. Где стояла батарея [Текст]: рассказы : [для младшего школьного возраста]/Юрий Яковлев ; рис. Л. Дурасова. – Москва : Детская литература, 1971. – 319 с. : ил.
18. Яковлева, Юлия. Ленинградские сказки [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста : 12+] /Юлия Яковлева ; [худож. Влада Мяконькина]. – Москва : Самокат, 2016-. – 22 см см. Фактическая дата выхода в свет – 2015. Кн. 2: Краденый город. 1941 год. – 2017. – 418, [1] с. : ил.
В статье использованы материалы из фонда библиотеки.
Составитель: Котова Ирина Юрьевна