«Как это было»
"Военно-историческая серия для подростков издательства "Самокат"
В 2018 году детскому издательству «Самокат» исполнилось 15 лет. За это время оно заметно выросло и выпустило книги, без которых книжный мир представить невозможно.
Мы предлагаем обратить внимание на серию книг о войне для подростков. Название серии — "Как это было" — объясняет издательский замысел: рассказать о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов честно и объективно — настолько, насколько это возможно. Честность гарантируют имена авторов — это русские писатели-фронтовики, непосредственные очевидцы описываемого, люди с безупречной личной и творческой репутацией. Объективность обеспечивает "научный аппарат": в каждой книге серии художественное произведение дополняется статьёй историка, излагающей сегодняшний взгляд на описываемые события.
Военная литература это особенная литература. День Победы (9 мая) — главный праздник в году. В этот день мы вспоминаем ветеранов, смотрим военные фильмы, поём патриотические песни и говорим: «Спасибо деду за победу!». А хотелось бы рассказать о не самых вспоминаемых, незаметных и тихих героях войны — ополченцах. В нужное время они встали на защиту своей Родины не с винтовками в руках, а с лопатами. Первая книга серии "Как это было" рассказывает о судьбе москов¬ского ополчения, о трагедии осени 1941 года: не призванные в действующую армию (по здоровью, возрасту и т.п.) москвичи добровольцами отправляются на рытьё окопов и сталкиваются — необученные, не обмундированные и даже не вооружённые с немецкой армией. Правда о войне не всегда звучит героически. Да и что может быть героического в стёртых до кровавых мозолей ногах? В усталости, голоде, грязи? В лопатах, бесполезных против винтовок? Каждый из этих лопатных героев рвётся в бой, мечтает о подвиге, а получает лишь выделенный фронт работ и лопату. Война длится уже бесконечные три месяца, а победа не приближается, наши войска отступают, враг на подходе к столице... Но ведь не может же он занять Москву? Ведь обязательно же его танки споткнутся о нашу линию обороны? И тогда труд ополченцев будет ненапрасным... Именно о них повесть Виктора Драгунского «Он упал на траву».
Виктора Драгунского все знают по замечательным детским «Денискиным рассказам», в начале войны ему было 28 лет, на фронт его, актёра московского театра студии, не взяли из-за астмы. Драгунский ушёл добровольцем в московское ополчение. Конечно, повесть «Он упал на траву» не совсем автобиографичная — герой повести Митя Королёв гораздо моложе, на фронт его не пускает хромота, он не актёр, а маляр столичного театра, но опыт ополчения у автора с его героем общий.
Главная мысль повести заключается в том, что в годы великих испытаний у людей, искренне любящих свою страну, всё личное отходит на второй план, а на первое место выступает стремление любой ценой спасти свою Родину от опасности. Повесть Драгунского «Он упал на траву» учит любить свою Родину и защищать её от врага, не смотря ни на какие обстоятельства. Главный герой повести, не мог пойти на фронт по состоянию здоровья. Но он добился того, что в составе ополчения принял участие в строительстве оборонительных сооружений, а после этого записался в партизаны.
Повесть после смерти автора подверглась значительной цензорской правке, но в серии «Как это было» издательства «Самокат» опубликовали восстановленный авторский вариант, дополненный замечательной статьёй Станислава Дудкина о достоверном контексте повести и историческими фотографиями.
Очень нужная повесть о том, что война это не игра. На войне, действительно убивают. Убивают не только в атаке, но и случайно, глупо и подло. А ещё на войне до крови стирают ноги, нестерпимо хотят спать и мечтают о победе. На войне страшно заводить друзей, только сдружились и вот — он упал на траву...
Автобиографическая повесть Виталия Николаевича Сёмина «Ласточка-звёздочка» продолжает "военную" серию "Самоката".
Повесть «Ласточка-звёздочка» написана в 1963 году. Она менее известна, чем её продолжение — роман «Нагрудный знак “OST”», в котором подросток Сергей Рязанов, по домашнему и уличному (только с разными интонациями) прозвищу Ласточка-звёздочка, оказывается остарбайтером, как и сам Виталий Сёмин.
Время действия повести, писатель относит к лету и осени 1941 года, объединяя первую и вторую оккупацию Ростова-на-Дону. Город — и об этом рассказывает С. Дудкин — фашисты захватывали дважды: на одну неделю в ноябре 41-го и уже надолго в конце июля 42-го; Советская армия полностью освободила его 14 февраля 1943 года. Город был страшно разрушен, фашисты уничтожили около 40 000 жителей и военнопленных.
Виталий Сёмин не называет город Ростовом и реку Доном. В повести — просто «город» и «река». Но ростовчане по-своему читают «Ласточку-звёздочку». Булыжные мостовые, подъёмы и спуски, трамваи, громадные акации, старые дома. Центральная улица Энгельса (дореволюционная и нынешняя Большая Садовая) — в повести улица Маркса. Автомобильный мост и железнодорожный вокзал — те, что были до войны. В книге узнаваемы и знаменитый ростовский театр-«трактор», и пешеходный путь в зоопарк. Когда Камерштейны и тысячи, тысячи ростовских евреев идут на сборный пункт, а «уже к вечеру город знал — их убили», то это в Змиёвской балке.
В повести есть движение сюжета, поступки героев. Мальчишки [пацаны], конечно, добывают себе оружие, помогают ведущим уличные бои нашим солдатам, пытаются бежать на фронт. Но основное здесь — чувство родного города и близких людей. Тот, кто этого не испытал сам не расскажет, как это было.
Зима 41-го. Сергей Рязанов — узник фашистского лагеря. Повесть закончилась. Мы-то знаем, что впереди три с половиной военных года и Победа…
Книги часто притягивают друг друга. Начнёшь читать одну, она отсылает к другой, так следующей и так по цепочке. Тематическая серия — это как раз тот самый случай. Автобиографическая повесть Марьяны Львовны Козыревой "Девочка перед дверью" продолжает "военную" серию "Самоката". Действие большей части книги происходит в эвакуации во время войны, и тень её лежит на всём происходящем. Но также густа и другая тень — трагическая история 1930-х, всей тяжестью прокатившаяся по семье героини. Этой книгой «Самокат» расширяет границы серии — теперь это уже не «история войны» в текстах очевидцев и комментариях историков, а шире — «история России в XX веке». Но стремление к объективности и «автобиографичности», подробные пояснения в конце книги — всё это остается неизменным.
В этой книге вы не найдёте военных действий, но читать эту книгу страшно именно потому, что она обыденна, повествование в ней спокойно, размерено. 1930-е и 1940-е годы глазами маленькой девочки.
«А девочка стоит рядом, нахмуренная, засунув руки в карманчики фартука, и строго спрашивает: «А вы чего заклеиваете нашу дверь? Это наша дверь. У меня игрушки там. И горшочек. Вот папа придёт – он вам даст!»
Мы понимаем, что квартиру опечатывают не просто так, благодаря сноске редактора, мы узнаём, что родителей девочки арестовали, а имущество их конфисковано. У Вики (Витьки) начнётся непростая жизнь, скитания по родственникам.
Тема сталинских репрессий всегда тяжела, но когда она подаётся с точки зрения ребёнка, острота притупляется, а трагизм остаётся. То, как передавали маленькую Витьку от одного родственника к другому, было похоже на передачу ведра с водой при пожаре, как метко заметила сама девочка. Сколько было этих семей?! Хорошо хоть, что не сдали ребёнка в детский дом. Да и просто чудо, что и отца и мать на поселение выпустили. Это одна из тех книг, которые написаны именно для подростков. Вряд ли современные дети поймут всю горечь этого произведения. Но вот даже язык не поворачивается назвать детство Вики-Вити потерянным.
Повествование нас отправляет в новый период жизни Виктории, «Синие горы на горизонте» — Узбекистан. События сложились так, что Виктория с матерью жили в кишлаке где-то под Андижаном… Девочка становится библиотекарем в селе Автобачек, Виктория благодаря добрым людям по чуть-чуть обустраивается, даже узбекский выучила, читала старикам газеты вслух… А потом снова всё меняется…
В «Девочке перед дверью» почти все персонажи, особенно во второй части, имеют реальных прототипов, об этом обязательно читайте подробнее в конце книги. Вот там, в редакторском послесловии, в рассказах о реальных людях, которые послужили прототипами для персонажей, у вас пойдут мурашки.
Книга повествует о прекрасной жизни самой обычной семьи, о той жизни, которую война разрушила, сожгла, покалечила и изменила навсегда. И что самое удивительное — жизнь эта продолжается, да в кишлаке, да, в Средней Азии, на чужбине, где, казалось бы, всё должно было прекратиться. Но нет, сила духа, вера, любовь, широта души, доброта — то, самое главное в жизни, что никакому злу не по зубам.
Немало испытаний пришлось также и на долю юных ленинградцев из автобиографической повести Вадима Сергеевича Шефнера "Сестра печали". Герои книги — девушки и юноши, друзья и подруги, чья юность пришлась на начало 1940-х годов — одни со студенческой скамьи уйдут на фронт, а другим на долю выпадут бомбёжки, голод и холод блокады.
Ленинград. Довоенные годы. Начинается история с училища, где учатся главные герои книги. Четыре молодых человека — Толя-Чухна, Костя-Синявый, Володя-Шкилет и Гришка-Мымрик. Они вместе выросли в детском доме, живут в одной комнате, питаются киселём с сардельками, мечтают о будущем. Вместе с Толей гуляли по Ленинграду, по его Ленинграду, в котором есть линия грустных размышлений, Многособачья улица, Сардельская, Похоронная, Интересная, Мордобойная (в прошлом — Счастливая) линии. А Толя мечтал встретить лучшую, необыкновенную девушку. И эта мечта его сбудется. Это, действительно, будет любовь на всю жизнь. А впереди у героев — встреча с войной, со смертью, с голодом. Не все дождутся Дня Победы. Благодаря автору, мы сможем пережить вместе с Толей все выпавшие ему испытания.
«Настоящая петербургская проза! Так писать о Петербурге — Ленинграде может только человек бесконечно в него влюблённый…» Всю свою любовь к родному городу Вадим Шефнер вложил в душу своего героя Толи-Чухны, для которого город — старый друг, берущий на себя все печали, единственных, хранящий тайну его рождения…
Удивительно, но в книге о войне почти и нет каких-то страшных подробностей, даже о голоде в Ленинграде рассказывается как-то вскользь и не страшно. Про мирное время всё рассказывается намного ярче и подробнее. Умирают самые близкие, их забирает война, автор обо всём этом рассказывает просто, но читая, понимаешь насколько всё это страшно — и ты как будто свидетель всего происходящего, переживаешь так, что сдержать слёз невозможно. Книга, которую хочется посоветовать прочитать каждому!
О войне — такой, какая она была на самом деле, и такой, какой представляли её себе юные романтики написана книга Булата Шалвовича Окуджавы «Будь здоров, школяр». Она — о юноше, ушедшем на фронт со школьной скамьи.
9 мая 1924 года родился Булат Шалвович Окуджава — поэт, бард, композитор и сценарист. В детстве он жалел: ничем не примечательный день, конечно, нельзя было тогда предугадать, что этот день станет одним из самых значимых в истории нашей страны и всего мира. И сам Булат Шалвович в 1942 году добивался досрочного призыва в армию, был призван и после двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.
Именно об этих событиях — автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» и два рассказа — «Утро красит нежным светом» и «Уроки музыки», вошедшие в прекрасное издание серии «Как это было» издательства «Самокат». Книга дополнена статьями Ольги Розенблюм, доцента кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ, автора книги «Ожиданье большой перемены. Биография, стихи и проза Булата Окуджавы» (РГГУ, 2013), и историка Станислава Дудкина, уже знакомого читателю по предыдущим книгам серии.
Война у Окуджавы показана глазами вчерашнего школьника, рвавшегося на войну за подвигами, а увидевшего войну такой, какая она есть — без романтического ореола: грязь, страх, голод, холод, нехватка обмундирования, отнюдь не всегда героическое поведение солдат. А вокруг — смерть, вот она так близко, так страшно. И кто знает, кто будет следующим. Это простая история, о рутинных буднях обычных солдат, об усталости и слезах, наивности, солдатской дружбе, надежде и немного о любви. В этой книге помимо прочего есть ещё и страх и весь ужас, и абсурд этой войны, убивающей таких вот школяров. И хоть сам автор, как и герой книги не убил и даже не видел ни одного немца, ему удалось написать, одну из лучших книг о войне....
Нет в этой истории геройства, нет пафоса, но тем и ценна эта книга — своей искренностью и простотой. Война показана через мелочи: сапоги и ложки, снег и грязь. Режиссёр Владимир Мотыль, вдохновившись повестью, придумал сюжет о школьнике-интеллигенте, который попадает на войну, и всё у него невпопад. Из этой идеи родился сценарий, который Мотыль написал совместно с Окуджавой, по этому сценарию был снят прекрасный фильм — «Женя, Женечка и «катюша», где роль интеллигентного юноши Жени Колышкина исполнил известный советский актёр театра и кино Олег Даль. Главный герой не знает, кто он есть и как оно всё обернется. Ему остаётся только делать, что должно и оставаться собой.
Война, согласитесь, слово страшное, которое всегда подразумевает уничтожение народа. Однако следующая книга серии «Как это было», показала, что самое страшное это — издевательства над человеком. Поэтому трудно читать об унижении человека, когда единственное спасение — это работа. Книга Рольникайте Марии Григорьевны «Я должна рассказать» о маленькой еврейке Маше, которая жила в годы Великой Отечественной войны в Латвии, рассказывает о её семье и жизни.
На самом деле её звали Маша Рольник — юную девочку, которая пережила ужасы Вильнюсского гетто и двух лагерей смерти. Вытерпела издевательства и пытки, унижения и адский труд, холод и голод — и при этом имела силы шутить. Например, синяки на лице, которые оставлял женщинам садист-уголовник, старший по блоку по имени Макс, она называла "автографами Макса». Своё 14-летие Маша встретила в Вильнюсском гетто. Спустя два года в печах Освенцима сгорели ее мама, брат и сестра. Затем был вагон, в котором полумёртвых от голода и усталости женщин везли стоя. Был ледяной душ среди зимы и работа на улице с голыми ногами в деревянных башмаках, выбитые зубы и нарывы. И смерть, смерть, смерть вокруг. Однажды Маша прижалась к соседке по бараку, чтобы согреться — а наутро оказалась, что она обнимала труп. В другой раз её заставили раздевать трупы и вырывать золотые зубы. Отправили к немцу-хозяину, который принуждал ослабевших женщин работать до изнеможения и кормил хуже, чем собаку.
Маша вместе с другими пленными прошла все круги ада. И каждый раз, когда уже, казалось, что хуже быть не может, оказалось, что может, ещё как может... Нет предела человеческой жестокости и безумию вседозволенности.
В самом конце крестного пути Машу и её подруг по несчастью чуть не сожгли в сарае — спасли подоспевшие вовремя советские войска. Невозможно поверить, что такое можно пережить — но Маша смогла. И писала обо всём, что видела вокруг, с первых дней гетто. Первую тетрадку девушки спрятал у себя её школьный учитель Йонайтис — человек, который помогал семье Рольник, рискуя жизнью. Далее заметки писались на обрывках бумажных мешков из-под цемента и заучивались наизусть. Маша писала свой дневник, потому что "должна была рассказать". Когда не могла писать, заучивала наизусть и потом восстанавливала. А нам нужно "прочитать, чтобы помнить"...
Свой дневник Маша Рольникайте вела в 1941-45 годах, сначала в гетто Вильнюса, затем — в трудовых концентрационных лагерях Штразденгоф (Рига, Латвия) и Штуттгоф (Польша). Дневник её менее известен, но не менее значим, чем дневник Анны Франк. Часть дневников Маше удалось записать, большую часть она вела "в уме", запоминая. Целиком текст дневников был зафиксирован ею в 1946 году, уже в Вильнюсе, а впервые издан — там же, но только в 1963 году, в "оттепель", на литовском языке.
Эта книга удивляет лёгкостью повествования, такое ощущение, что Маша, рассказывая, говорит, да это всё было, было ужасно трудно и страшно, но всё уже хорошо. Её чувство юмора, надежда на скорую победу Красной Армии, на лучшее будущее впереди, сделали историю непередаваемо живой и светлой. «Война войной, а солнце всходит…» Такие книги нужно читать, чтобы помнить людей, прошедших через ад, и рассказывать будущему поколению, что они должны ценить свою жизнь и мирное небо над головой.
Бывают такие книги, которые интересны и детям, и взрослым, именно такую книгу Бориса Петровича Ряховского «Отрочество архитектора Найдёнова» мы рекомендуем читать, начиная с подросткового возраста: очень уж серьёзная эта повесть и жёсткая.
Главный герой — Иван Найдёнов по кличке «Седой» — голубятник-любитель. Однажды он, рискуя жизнью, поймал случайно прилетевшую откуда-то бесхозную белую голубку. Но слишком много желающих иметь эту птицу и нажиться с её продажи! Действие повести происходит в начале 1950-х годов в далёком Актюбинске, где живут многие переселенцы, сосланные с различных уголков Украины, России и Казахстана. Здесь царят совсем не детские законы, процветает воровство, подхалимаж, вот в таких декорациях и взрослеет Ваня Найдёнов. Он тоже вынужден стать и грубым, и жестоким, чтобы отстоять свою правду, чтобы повзрослеть и закалиться в горниле окружающей действительности.
Почти половину книги занимают дополнительные материалы (как всегда у Бернштейна). Здесь и очерк о жизни и творчестве Ряховского (к слову, ученика Льва Кассиля!), и большой очерк о голубятничестве 1950-х годов, и множество фотографий. Но прежде всего — это книга о мужестве, о нежелании склонить голову перед насилием, о силе духа и о взрослении личности, т.е. настоящий "роман воспитания", выходивший ранее в 1978 году, в журнале "Новый мир", и экранизированный затем Сергеем Соловьёвым (фильм "Чужая белая и рябой", 1986).
Все книги военно-исторической серии «Как это было», о которых мы рассказали, оставляют ощущение чего-то важного, чего-то такого, что никогда с нами не происходило, чего мы никогда не видели, но вместе с тем, вошедшее в душу и оставившее там глубокий след теплоты, добра, уважения и гордости.
Такие искренние, такие простые и такие правильные произведения исцеляют. Выкидывают весь сор и хлам, все обиды и злость... Это надо читать взрослеющим детям. Обязательно. Это тот самый росток, из которого вырастает дерево под общим названием — культура. И мы уже не удивляемся, что подросток не сквернословит, не оставляет за собой мусор, а ходит в театр, читает книги....
Уважаемые читатели! Почти у каждого из вас есть своё увлечение. Кто-то собирает монеты, автографы, кто-то много путешествует, фотографирует. Некоторые любят кино, спорт, театр... Выбирайте своим хобби чтение хороших книг. Книг, которых хватит на всех. Приходите за ними в библиотеку и убедитесь сами!
Составитель: Котова Ирина Юрьевна