344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Мечты и страхи человечества: утопии и антиутопии.

https://www.high-endrolex.com/26

Рекомендательный аннотированный список литературы для старших школьников.

Покончить с утопиями – это и есть утопия.

Томас Молнар.

Будущее человечества никогда не переставало волновать умы миллионов людей. Так каким же оно будет? Как вы себе его представляете? Миллионными городами, пронзающими небеса вершинами своих небоскребов? Межгалактическими станциями, соединяющими тысячи внеземных колоний? Или Землей, похожей на иссохшую пустыню с редкими островками жизни на ней?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как изменится наше общество, каким оно станет, если технологии будут продолжать развиваться так стремительно? Придут ли нам на смену машины? И что ждет цивилизацию, отказавшуюся от своих внутренних истоков в угоду удовлетворения непомерных потребностей?

В наш век крайне трудно определить – кто ты есть на самом деле, в каком времени живешь, каков твой путь. Мощные механизмы воздействия на массовое сознание породили сегодня бесконечное переплетение мифов и реалий, в которых современному человеку становится все труднее разобраться. И в самом деле, такое искажение восприятия реальности – бич всех времен и народов и самая большая опасность. Чем больше версий и вариантов каждой отдельной самоидентификации, тем туманнее становятся идеалы. Происходит подмена понятий – добро, бескорыстие и честность уступают место лжи, подлости и зависти. Каждый из нас смотрит на мир сквозь пелену личных и групповых интересов. И когда противоречия этих интересов достигают максимума, в мире воцаряется хаос.

Не одно столетие назад литература заинтересовалась будущим человечества и стала предсказывать различные варианты его развития. В далеком 1516 году английский политик и гуманист Томас Мор написал книгу «Утопия», рассказывающую о неком фантастическом острове, где все устроено идеально. Она-то и дала начало целому жанру. Сегодня существует множество видов утопий – политические, технократические, социологические. В каждом из них свои особенности и тонкости. Но основное правило здесь – изображение идеального мира, где все логически выстроено, где нет никаких сбоев – мир во всей своей красе, мир – мечта. Вскоре ей в противовес появился и другой жанр – антиутопия. Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверно принятых человечеством решений. Также антиутопия — «утопия навыворот», где идеальное, на первый взгляд, общество основано на антигуманных по своей сути принципах. Наконец, антиутопия может оказаться вариантом постапокалиптики как жанра фантастики, где показано общество, рухнувшее вследствие внутренних противоречий.

В этом библиографическом пособии мы с вами познакомимся с одними из самых ярких произведений этих жанров. Каждый сможет найти что-то на свой вкус. Что-то вам понравится, что-то – нет, что-то вы захотите прочесть непременно, а что-то может показаться слишком печальным. Что-то напугает вас и заставит почувствовать свою уязвимость перед лицом неизбежного, а что-то рассмешит и заставит улыбнуться, кто знает? Но одно можно сказать с уверенностью – вы не останетесь равнодушны. И будьте начеку – что-то из прочитанного может изменить ваше отношение к этому миру. Готовы? Тогда, добро пожаловать в будущее.


Когда люди перестали мечтать?

Иван Ефремов. Туманность Андромеды

Ефремов, И. Туманность Андромеды. Час Быка / Иван Ефремов. - М.: Зебра Е, 2008.- 784 с.

   Мечты и преданность делу – мощная комбинация.

У. Лонггуд

Перед нами классическая утопия, замечательный роман нашего соотечественника, ставший классикой фантастики – «туманность Андромеды». Действие его происходит в далеком будущем, в то время, когда Земля представляет собой единый мир, с высокоразвитой и интеллектуальной, коммунистической формой общества, что неудивительно, если вспомнить, что написан он был в 50-х годах прошлого века. Общество далекого будущего автор характеризует необычайным развитием науки и искусства, покорением космоса, искусственным улучшением земного ландшафта и климата, изменением психологии человека.

Действие романа происходит в двух измерениях – на Земле и за ее пределами, что придает всему происходящему неимоверную масштабность. Так автор пытался показать нам человека будущего во всем его многообразии, рассказать о нем как можно больше. «Туманность Андромеды» является классической утопией о далёком будущем. На первый взгляд может показаться, что у этого общества просто нет недостатков, но в то же время в романе имеется попытка показать конфликт общества и учёного, добровольно принявшего наказание за свой рискованный научный эксперимент, причинивший значительные разрушения.

Так какова же основная мысль романа? Может ли он заинтересовать современного читателя? Конечно, может. За слоем слишком оптимистичных возгласов об идеалах коммунизма можно отчетливо увидеть главный вопрос – а что же такое счастье? Автор пытается рассмотреть это соотношение нормы и счастья, которое не одно столетие волновало умы людей. Кто такой счастливый человек? И, прочитав роман, мы понимаем, что герои его нашли счастье, что оно в сомнениях, в поиске, в протесте. Его находят те, кто следует зову своего сердца, кто не боится мечтать.

Это роман-мечта. Вот почему сегодня он потерял свою популярность. Мы разучились мечтать о чем-то, у нас нет общих целей, мы перестали думать о далеких мирах и галактиках, мы перестали смотреть в небо, ища что-то у себя под ногами. Поэтому герои Ефремова так поражают нас, поэтому хочется быть похожими на них. Когда все вместе, когда есть то, ради чего стоит жить, когда все население Земли ради межзвездной экспедиции целый год экономит электроэнергию. Ведь это прекрасно – иметь светлые цели и чистые помыслы. И автор говорит нам, что возможно все, абсолютно все, о чем человек может мечтать, нужно только верить в свои возможности, не бояться идти вперед. Быть преданным своему делу, любить его, самозабвенно стремится к чему-то.

Эта утопия не предостерегает нас от опасностей, она показывает, каким бы прекрасным могло стать наше общество, если бы каждый думал не только о себе. И здесь нам есть чему поучиться у главных героев.


Счастье для всех. И пусть никто не уйдет обиженным.

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Хищные вещи века

Стругацкий, А. Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век / А. Стругацкий, Б. Стругацкий; сост. Николай Ютанов.- М.: АСТ: Terra Fantastica.- 2007.-666 с.- (Миры братьев Стругацких).

О хищные вещи века!

На душу наложено вето.

А. А. Вознесенский

Перед нами роман братьев Стругацких «Хищные вещи века». Мир этой антиутопии предельно прост – здесь царит Счастье. Но знаем ли мы, что это такое на самом деле? Изобилие и достаток? Многие так думают. И в государстве, которое предстает нашему взору, эта версия победила. Это общество потребления в самом своем расцвете – ешь, пей, развлекайся – можно все, всего достаточно. Нет ничего такого, чего нельзя купить. И нет недостатка в деньгах. Каждая потребность будет удовлетворена, каждое желание исполнено. Бери все, что пожелаешь. Нет ни нужды, ни голода. И на первый взгляд может показаться – разве это так плохо? Так чего не хватает человеческому сердцу? Что остается в мире, где больше не о чем мечтать? Скука – страшная болезнь, которая отягощает душу сытого человека. Куда бежать от нее? Как убить время? Если все достигнуто, если есть абсолютно все? И здесь авторы ярко показывают эти способы ухода от серой реальности. Например, здесь есть рыбари – некая общественная организация, которая специализируется на представлении всем желающим возможности участия в опасных для жизни приключениях, выживание в которых зависит от моральных и физических качеств участника. Есть и меценаты, которые на собранные деньги скупают произведения искусства, для того, чтобы их уничтожить. Также есть дрожка и слег – цветомузыка, действующая как легкий наркотик и прибор, заставляющий уйти в мир грез. Вам это ничем не напоминает наш мир? То, как мы ищем любые способы уйти от реальности – множество компьютерных игр, телевидение, все новые и новые наркотики, развлечения, граничащие с опасностью. И все это от скуки. Все потому, что сегодня есть мало вещей, которые мы не можем себе позволить. Нам больше не о чем мечтать. Сытые и довольные, мы перестаем думать о будущем, смотреть вдаль, грезить покорением космоса и исцелением смертельных болезней. Нет благородных надежд и чаяний. Есть только бесконечное потребление и все новые способы справиться со смертельной скукой. Это бегство от мира, нежелание познавать себя и открывать что-то новое в глубине своей души. Проще простого пустить фантазию внутрь себя и жить ей, но это опасно. И авторы говорят нам: «Фантазия – бесценная вещь, но нельзя давать ей дорогу внутрь. Только вовне, только вовне…».

Главный герой – Иван Жилин, пытается изменить этот мир, который уничтожает человека изнутри, пытается понять этих странных рыбарей, меценатов и слегеров, ненавидящих друг друга и нежелающих проявить понимание. Но если мы на минуточку осмотримся вокруг, то увидим, что все это наши соседи: уткнувшиеся в монитор геймеры, живущие в компьютерных играх, стритрейсеры и многие другие. Это рассказ о нас и о том, что бороться с хищными вещами века сложно, но на кону стоят наши души. Поэтому игра стоит свеч. Получится ли у главного герой изменить этот сумасшедший и агрессивный мир к лучшему? Читайте сами и помните – нельзя убежать от жизни и спрятаться в иллюзиях, потому что придет момент, и они рухнут в одночасье. И что тогда останется у каждого из нас?


Джорж Оруэлл. Скотный двор

Оруэлл, Д. 1984. Скотный двор / Джорж Оруэлл; пер. с англ. –М.: АСТ: Астрель, 2011.-352 с.- (Зарубежная классика).

Для того, чтобы что-то поставить с ног на голову,

надо твердо знать, где у этого что-то голова, а где – ноги.

Л. Кэролл

Зачастую, молчанием или намеком можно выразить больше, чем словами. Это можно сказать и о книге, к которой мы сейчас с вами обратимся. Повесть замечательного писателя, ставшая классикой, - «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. Ее можно назвать антиутопией, сатирической сказкой, в какой-то степени притчей.

Это история животных, изгнавших со скотного двора его предыдущего владельца, жестокого мистера Джонса. Это путь от безграничной свободы к диктатуре свиньи по кличке Наполеон.

В ходе революции власть на ферме захватывают свиньи, которые изначально боролись за равенство и братство. Все животные довольны, они провозглашают новые законы, свои законы, согласно которым они теперь будут жить. Семь заповедей:

  1. Тот, кто ходит на двух ногах — враг.
  2. Тот, кто ходит на четырёх ногах или имеет крылья — друг.
  3. ​ Животное не носит одежду.
  4. Животное не спит в кровати.
  5. Животное не пьёт спиртного.
  6. Животное не убьёт другое животное.
  7. Все животные равны.

Но постепенно ферма эта пришла в еще большее запустение. Свиньи, опьянённые властью, стали менять заповеди в угоду себе. Например, теперь животные не могли спать в кровати только с простынями, пить спиртное сверх меры, убивать друг друга без причины. А позднее Наполеон и вовсе отменил все заповеди кроме одной, седьмой. Однако и она не осталось неизменённой, и приняла следующий вид — «Все животные равны, но некоторые животные равнее других».

Конец сказки пессимистичен и, как это ни печально, предсказуем: на ферме утверждается новая элита — свиньи, которая по сути своей еще хуже старой. Свиньи начинают напоминать людей, а люди — свиней. И к концу ее уже и сам не отличаешь, кто есть кто.

Так о чем же эта повесть? О том, как лучшие помыслы в невежественных руках превращаются во зло. О том, что не все способны нести на себе ответственность, обладая непомерной властью. И о том, что люди иногда, забывая все приличия, теряют лицо и превращаются в свиней. Сколько сможем мы вспомнить примеров из нашей истории, когда революции обращались еще большим злом, чем режим, который они хотели свергнуть?

Важно помнить об ответственности, которую мы должны брать на себя. Если есть закон, то он один для всех, если животное не должно убивать другое животное, то причины тут не важны, они не должны смягчать вину. Автор показывает нам мышление массы, которая не выделена ничем. И это сигнал нашему обществу – быть внимательными. Если мы хотим перемен, мы должны верно понимать, чего именно хотим и осознавать последствия.

«Скотный двор» Оруэлла актуален сегодня как никогда – во времена, когда массовое мышление пытается вытеснить индивидуальное, когда человек, как творческая единица и личность, ценится все меньше и меньше. Это предупреждение, которое гласит – если бы каждый из нас следил за чистотой своих стремлений и помыслов, мир вокруг нас не нуждался бы в революциях. Общество могло бы эволюционировать в нормальном темпе, не подрывая устои и основные моральные нормы.


«Сомы грамм – и нету драм!»

Олдос Хаксли. О дивный новый мир

Хаксли, О. О дивный новый мир / Олдос Хаксли; пер. с англ.- М.: АСТ; Астрель, 2013.- 288 с.- (Зарубежная классика).

Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,

Не бойтесь мора и глада,

А бойтесь единственно только того,

Кто скажет – я знаю, как надо!

А. Галич

Перед нами блестящая антиутопия британского писателя Олдоса Хаксли – «О дивный новый мир». Нашему взору предстает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии. Человеческая история подменена фальшивкой - отсчитывается новое летоисчисление — Эра Т — с появления Форда Т. Потребление возведено в культ, а символом потребительского бога выступает Генри Форд.

В этом мире все доведено до абсурда. Люди больше не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах — человекофабриках. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Для поддержания кастовой системы общества посредством новейших генных модификаций людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передается людям лишь для того, чтобы занять их свободное время, попросту справиться со скукой. Свои внутренние проблемы и социальные недовольства люди решают с помощью легализованного наркотика – сомы. Зачастую они изъясняются заученными установками, с рождения посаженными им в сознание - «Сомы грамм — и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое носить». Девиз этого общества – общность, одинаковость, стабильность. Будь как все – держись в рамках своей касты, не мечтай о большем. Каждому – свое место, и оно предопределено еще до твоего появления на свет. Здесь больше нет брака и семьи, нет таких слов как «отец» и «мать».

Люди больше не ищут работу лучше - их всё устраивает и так. Они не хотят любви – у них есть беспорядочные связи. Им не нужны переживания – все можно забыть благодаря соме. Они не желают иметь своё мнение - оно уже заложено на уровне подсознания. А главное – никто не хочет бороться за счастье - оно у них есть с самого рождения, навязанное другими, чужое и одно на всех. Не будет творчества, индивидуального восприятия мира, свободы мысли и самовыражения, а также свободы выбора. И только некоторые смогут продолжать восторгаться произведениями искусства, наслаждаться натуральными эмоциями, тосковать, испытывать меланхолию и интерес к неизведанному – те, кто не испугается идти против течения навязанной серой жизни.


Сказка с несчастливым концом.

Кормак Маккарти. Дорога

Маккарти, К. Дорога: роман / Кормак Маккарти; пер. с англ. Ю. Стапененко.- М.: Азбука-классика, 2010.- 224 с.

Если конец света наступил, то не всё ли равно как?

А. Марион

До этой минуты мы с вами все время рассматривали ситуацию, в которой общество стоит в шаге у пропасти, готовое соскользнуть, но все-таки цепляющееся за спасение из последних сил. Но представьте себе мир, который все же упал в эту пропасть. Представьте мир, в котором не осталось ничего из того, что составляет нашу сегодняшнюю реальность. Мир, до краев наполненный страхом и болью. Если вы готовы, обратимся к следующей истории – Кормак Маккарти «Дорога».

Нашему вниманию представлена безымянная страна с безымянными городами, Земля, которую постигла катастрофа. Людей почти не осталось – а те, кому удалось уцелеть, сбиваются в группы и пытаются выжить – кто как может. Кто-то собирается в банды, грабит, занимается каннибализмом. А кто-то идет своей дорогой, пусть и нелегкой. Нет больниц, электричества, телефона, нет магазинов и заправок. Нет больше ничего. Только бесконечная дорога на юг, по которой двигаются главные герои, пешком. Отец и сын – тоже безымянные. В этом мире все имена утратили смысл, они больше не нужны. Мальчик уже не помнит настоящего нормального мира, он знает его таким: жестоким, холодным и отвратительным. Им надо идти, нельзя останавливаться, чтобы выжить. Они боятся каждого встречного на дороге, прячутся. В револьвере всего две пули и мальчик знает – в случае, если отца убьют, а его найдут, он должен вставить ствол в рот, направить его вверх и выстрелить. Ему только десять…

Поражает здесь, что отец пытается сохранить веру сына в то, что в конце этой дороги есть что-то светлое – есть спасение, место, в котором можно будет не бояться жить. Но правда в том, что такого места больше нет. Есть только бесконечный путь. Остановишься – умрешь.

Автор дает нам возможность подумать – а как бы каждый из нас поступил в такой ситуации? Как выжить? И главное – зачем? Зачем идти по этой дороге, если можно уйти из жизни, избавив себя от всего этого, как жена главного героя? И ответ приходит сам собой – потому что иначе нельзя. Нужно хоть кому-то передать надежду, передать эту искру жизни. И если есть хоть один шанс на миллион – от него нельзя отказываться. Его нельзя отдавать. Оставаться Человеком в нечеловеческих условиях – вот идея этой книги. Стоять горой за правду, даже если никто больше не хочет. Сохранить доброту и сострадание в мире, где бросают голодного на дороге, обрекая его на смерть, где борьба за оставшиеся ресурсы превратила самих людей в пищу. В этом мире нет оттенков и неразрешенных вопросов, нет шанса и времени подумать. Человечество все потеряло. И это страшно – потому что пали все преграды, все сдерживающие факторы. Закона больше нет. Есть только черное и белое, есть только та сторона и твоя. Убей или умри сам – это единственное правило. Здесь невозможно растить детей, здесь невозможно жить. И, тем не менее, книга вселяет надежду. Даже несмотря на страх и боль.

Так о чем же эта история? Эта история о том, как узы цивилизации, еще недавно кажущиеся такими крепкими, рушатся в считанные секунды. О том, как люди превращаются в зверей – кровожадных и опасных. Печальная сказка с несчастливым концом, которая учит нас беречь в себе все человеческое.

В статье использованы фото книг и иллюстраций из фонда библиотеки.

Составитель Д. В. Зверева

Скачать все материалы одним файлом, 351 kb, doc


https://www.high-endrolex.com/26