Версия для слабовидящих

Концепция библиотечного обслуживания детей: подходы и размышления

18-24 апреля 2011г. в Российской государственной детской библиотеке состоялось Всероссийское совещание директоров детских библиотек. Обсуждалась тема «PR и внешние связи детских библиотек. Стратегическое партнерство и PR детских библиотек как технология создания толерантного общества».

Участникам совещания была представлена Концепция развития библиотечного обслуживания детей, разработанная заведующей научно-методическим отделом РГДБ Н.В. Бубекиной. Основу Концепции составляет применение библиотеками сервисов Веб 2.0, что позволяет им выйти на новый современный уровень работы с пользователями.

В дополнение к материалу Н.В. Бубекиной рекомендуем познакомиться со статьей канд. пед. наук Е.В. Ивановой, преподавателя Волго-Вятской академии госслужбы (Нижний Новгород), опубликованной в газете «Библиотека в школе», 2010г., №№21,23.

Концепция библиотечного обслуживания детей: подходы и размышления

Бубекина Н.В.,

заведующая научно-методическим отделом РГДБ

Библиотечное обслуживание детей - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития личности ребенка.

Библиотечная услуга - конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки.

Этапы развития личности и приобщения ее к культуре:

I этаппренатальный и первые годы жизни (примерно до 3-х лет). Характеризуется интуитивным (на бессознательном уровне) осваиванием среды обитания.

II этап– (примерно до 6-7 лет) – это осознание своей особенности и неповторимости, сопровождаемое интуитивным и доброжелательным принятием всей внешней культуры.

III этап– (примерно до 12 лет) - образное схватывание культурных норм и ценностей оттесняется развитием рационального и критического отношения к среде.

IV этап – (примерно до 15 лет) – углубление автономности культурного саморазвития. Культурное самоопределение подростка осуществляется в рамках молодежной субкультуры, которая развивается в оппозиции к субкультуре взрослых. Это этап кризиса отношения к культуре.

V этап – (примерно до 18 лет) – этап выбора личности, ее культурного самоопределения.

В чем нуждаются дети?

1. В безопасности как собственной жизнедеятельности, так и окружающего мира;

2. В любви, уважении и принятии близкими как уникальной личности, независимой, обладающей собственной волей, целью и желаниями;

3. В достижение успеха, одобрения, признания;

4. В своевременном развитии интеллекта (познавательные потребности: знать, уметь, исследовать);

5. В самоактуализации (реализация своих целей, способностей);

6. В развитии эмоциональной сферы, чувств, способности к эмпатии;

7. В развитии творческих способностей;

8. В гармоничности окружающего мира как единства прекрасного и доброго (красоты и добра);

9. В развитии поликультурности (понимание и уважение различных культур);

10. В вере в достойное будущее и в понимании своей ответственности и возможного вклада в это будущее;

11. В устойчивой связи с окружающими, развитии коммуникативных способностей, как в реальной, так и в виртуальной среде.

Кто осуществляет библиотечное обслуживание детей?




Проблемы в сфере библиотечного обслуживания детей:

1. Отсутствие государственной поддержки библиотечного обслуживания детей в силу отсутствия продуманной стратегии развития детства.

2. Усиление конкуренции в борьбе за читателя, размывание типологических и видовых особенностей библиотек.

3. Сокращение сети детских библиотек, перевод в части школ библиотечных работников на ½ и ¼ ставки.

4. Слабые фонды (моральное устаревание, недостаточное финансирование новых поступлений, снижение тиражей и, как следствие, не поступление их в детские и школьные библиотеки).

5. Слабая информированность населения о деятельности современных детских и школьных библиотек.

6. Отставание в развитии от общества и требований общества.

7. Параллелизм и дублирование многих библиотечных процессов в библиотеках разных ведомств.

8. Отсутствие координации и кооперации ресурсов детских и школьных библиотек.

9. Влияние Интернета и современных информационных технологий на уровень пользования библиотеками.

Детская библиотека - специализированное библиотечное учреждение или структурное подразделение библиотечных систем, обладающее организованным универсальным фондом и справочно-информационными ресурсами, выполняющие информационные, образовательные, культурно-просветительские функции и функции организации досуга детей, предоставляющие библиотечные услуги своим пользователям.

Миссия детских библиотек: создание комфортных условий для приобщения детей к ценностям мировой и отечественной культуры, самообразованию и осмысленному досугу, выполнение просветительской функции.

Школьная библиотека - структурное подразделение образовательного учреждения, обладающее организованным фондом и справочно-информационными ресурсами, выполняющее функции обеспечения учебно-воспитательного процесса данного учреждения, а также информационную и культурно-просветительскую функции и предоставляющее библиотечные услуги своим пользователям.

Миссия школьных библиотек: наиболее полное информационно-библиотечное обеспечение целей, задач и содержания образовательного и воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.

Международный вектор:

Приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей

Дания, Норвегия, Япония, Южная Корея

Появились национальные центры детского чтения и литературы для детей

Франция, Япония, Южная Корея и др.

Открываются самостоятельные детские библиотеки

(специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании)

Франция, Италия, Нидерланды

Открываются небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона

Германия, Нидерланды, Аргентина, Куба, Индонезия, Китай, Бенин


Концепция библиотечного обслуживания детей: подходы и размышле-ния


17 Июня

Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой. Отмечается 17 июня начиная с 1995 года. Установлен на 49-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № № A/RES/49/115 от 30 января 1995 года). Дата этого Всемирного дня была выбрана в знак годовщины принятия конвенции по борьбе с опустыниванием.

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

Мы в Instagram

Мы в ВКонтакте

контакты


Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Всемирная зимняя универсиада – 2019

Официальный интернет-портал правовой информации.

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум




Наверх