Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать

Городская набережная, названная гордым именем одного из знаменитейших русских флотоводцев адмирала Федора Ушакова — одна из самых известных достопримечательностей города. История набережной Ростова – это история торговли по воде и в то же время эволюция благоустройства города. Все поселения в районе Ростова начинались с воды.

Ростовская набережная. Современный вид

История ростовской набережной неразрывно связана с историей улицы Береговой – одной из старейших улиц города. На месте старинной дороги сформировалась улица, названная в 60-х годах XIX века Береговой. Получивши однажды это название, она никогда не переименовывалась. Улица осваивалась очень интенсивно, не оставляя свободных участков. Строения стояли стена к стене. В связи с частыми пожарами Городская Дума запретила в 1873 году деревянное строительство на Береговой улице. Здания здесь должны были быть кирпичными и с крышей из железа.

Набережная Ростова, XIX в.

Узкая Береговая улица не удовлетворяла растущие потребности грузового товарооборота. Проблема была решена путем наращивания, расширения берега, сооружения рядом с улицей насыпной, каменной набережной, предусмотренной еще первым городским планом 1811 года.

Первый проект строительства набереж-ной был выдвинут военным строителем - подполковником Шмелевым в 1834 году. Проект остался на бумаге – не нашлось средств.

Постройка набережной реки Дон

В 1842 году ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров капитана барона Фиркса. По этому проекту набережная шла на протяжении 433 саженей (924 метра) и представляла ряд свай с каменной отсыпью откосов.

Работы были сданы с торгов керченскому купцу Сазонову, но контракт не утвердили, а начатые работы прекратили.

Осуществление работ по благоустройству набережной растянулось на долгие годы. От бесконечных разговоров в 1895 г. переходят к делу, и начинается постройка портовой набережной.

Ростовская набережная, 1915 г.

После многих неудачных попыток в 1895-1905 гг. удалось, наконец, построить грузотоварную набережную. В проект входило устройство пирса, водопровода, электрического освещения, столовой и чайной, а также оборудование набережной механическими кранами.

Выгрузка хлеба на берегу Дона

Набережная являлась самым оживленным местом. Сезонные рабочие нанимались в порт в поисках заработка. Здесь находились громадные каменные корпуса хлебных амба-ров, склады железа, меди и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, таможня, биржи по торговле рыбой и прочее. Здесь были сосредоточены пароходные пристани пассажирского и грузового движения. Порт был известен особенно хлебными грузами. Суда с пшеницей шли в Голландию, Англию, Италию, Грецию, Францию, Испанию. Зерновые экспортные склады середины – конца XIX в. и сейчас можно увидеть у берегов Дона по ул. Береговой, 47-51 (пять корпусов) – всем известные как «Парамоновские склады».

Парамоновские склады на берегу реки Дон

Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний — в конце 1890-х годов. Строили склады инженеры В. Якунин и Эрнст Шульман. За время своего существования склады принадлежали разным владельцам и фирмам, но их принадлежность до сих пор приписывается одному хозяину, знаменитому зернопро-мышленнику Елпидифору Парамонову.

Инженеры грамотно воспользовались уникальной природной особенностью данного места — родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Они собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом — 9°C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна.

Современное состояние Парамоновских складов

Склады чудом уцелели во время бомбардировок времён Великой Отечественной войны. Хотя одна авиабомба всё-таки в них попала, нарушив систему водоохлаждения. Наиболее существенным разрушениям склады подверглись в эпоху их бесхозного существования. Одних только пожаров склады пережили не менее пяти. В период последних лет СССР склады использовались по прямому назначению, в них хранили цемент и стройматериалы.

Современное состояние Парамоновских складов

В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Чуть позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения.

Чугунный кнехт на Ростовской набережной

Только в советское время благоустройство набережной стало связываться со строительством и озеленением города. Очередной генеральный план Ростова был составлен в 1939 году. Великая Отечественная война помешала его осуществлению. В 1944 году академик архитектуры В. Н. Соколов составил новый проект реконструкции центральной части набережной. С берега убрали железнодорожные пути и склады. Портовые краны перенесли выше по течению Дона. Главная идея архитекторов - повернуть город лицом к Дону – включала не только обновление набережной, но и превращение ее в зону отдыха, массовых народных гуляний. Набережную расчистили, разбили несколько бульваров и цветников.

Мемориальная доска на ростовской набережной

Свой современный и благоустроенный облик Ростовская набережная обрела в 1949 году. Ростовчане впервые со дня основания города получили выход на правый берег Дона. Тысячи жителей несколько месяцев в свободное от основной работы время трудились на благоустройстве набережной. Тогда были отлиты и установлены чугунные перила. От прежней торговой набережной сохранились только большие кнехты (кнехт – тумба, служащая для крепления швартовых тросов), изготовленные на заводе Пастухова. Они отлиты еще в 1899 году по заказу купца Парамонова. Старинные кнехты стали настоящей ростовской достопримечательностью. Никто в Ростове долгие годы не знал, насколько они большие и как глубоко «сидят» в земле. При реконструкции они были извлечены, и выяснилось, что они действительно гигантские – более двух метров каждый. Над поверхность земли торчит только их незначительная часть.

Состояние железнодорожного моста после освобождения Ростова в 1943 году

Дальнейшее благоустройство набережной было проведено уже после Великой Отечественной войны, в 1949 году. Береговая территория была реконструирована и превращена в зеленый бульвар. Работами по устройству набережной руководили архитекторы Валентин Разумовский и Ян Ребайн.

Набережная дона, 1952 г.

7 августа 1949 года состоялось торжественное открытие Ростовской набережной. В 1949 году в её пейзаж вошел силуэт восстановленного железнодорожного моста рядом с рекой Темерник, в 1965-м — бетонный автодорожный Ворошиловский мост.

В 1971 году было завершено строительство нового участка набережной от проспекта Соколова до Кировского проспекта, протяжённостью больше километра. Общая длина набережной составляет уже 3 километра.

Памятник Максиму Горькому на Ростовской набережной

Разные люди работали на набережной. Много было приезжих, оседавших потом в Ростове. В 1891 году был здесь и Алексей Максимович Пешков, тогда еще не писатель Максим Горький, а просто странствующий молодой человек. На набережной в 1938 году была установлена мемориальная доска: «Здесь, на территории Ростовского-на-Дону порта летом 1891 года работал грузчиком великий пролетарский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936)». В 1961 году на набережной, против Газетного переулка, установлен памятник писателю.

Памятник «Ростовчанка» на Ростовской набережной

В 1984 году на набережной появилась скульптура «Ростовчанка» – это символ красоты ростовских женщин. И символ любви. Автор композиции – Анатолий Андреевич Скнарин. На постаменте вырезаны стихи Льва Ошанина:

«Девушки хорошими бывают
Не в одном Ростове-на-Дону!
Но играть не стану я в молчанку,
Безо всякой лишней суеты
Я признаю честно,
Ростовчанки — люди всесоюзной красоты!»

В процессе реконструкции набережной, начавшейся осенью 2013 года, в судьбе «Ростовчанки» произошли изменения: скульптуру развернули лицом к Дону, а у ног создана фонтанная чаша.

Памятник «Дед Щукарь» на набережной

В 2000-е годы произошло некоторое оживление - появилось несколько новых красивых объектов, новое тротуарное покрытие, освещение, цветники, газоны. Появились красивые «Апельсины» с соками, газировкой, мороженым, детские аттракционы, тенты, литые скамейки.

В мае 2000 г. на набережной Дона установлен памятник писателю Михаилу Александровичу Шолохову. Ростов получил памятник в подарок от скульптора Николая Васильевича Можаева. Памятник представляет собой фигуру писателя в полный рост.

Памятник Михаилу Шолохову на набережной

Особой популярность пользуются скульптуры, посвященные героям шолоховских произведений – «Дед Щукарь» и «Нахаленок». Памятник деду Щукарю (персонаж произведения «Поднятая целина») был установлен осенью 1981 года. В 1982 году был установлен памятник Нахаленку (персонаж донских рассказов М. А. Шолохова) на набережной у речного вокзала. Памятник представляет собой мальчишку, сидящем на плетне. Скульптор этих композиций — Николай Васильевич Можаев.

Памятник «Нахаленок» на набережной

В 2001 году открыт памятник великому русскому флотоводцу Федору Федоровичу Ушакову (1744-1817). С Ростовом его связывает то, что во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он служил лейтенантом на судах Азовской флотилии, которая частично базировалась вблизи крепости Дмитрия Ростовского. Автор памятника – Анатолий Андреевич Скнарин.

Памятник адмиралу Ушакову на Ростовской набережной

Набережная Ростова-на-Дону пестрит различными композициями, с которыми любят фотографироваться не только гости нашего города, но и коренные жители. Это «Дон-батюшка» и «Рыбак», над созданием которых трудился заслуженный художник России Сергей Михайлович Исаков.

А чтобы запечатлеть себя с работой Олега Кукушкина «Художник», достаточно всего лишь встать в раму. Портретист (прототипом которого является сам автор) стоит без постамента и творит на мольберте без холста, словно приглашая прохожих «дорисовать» картину.

Скульптура «Художник»

В мае 2014 года завершилась реконструкция набережной на участке между переулками Соборным и Газетным.

Идею о реконструкции набережной чуть больше года назад высказал губернатор Ростовской области Василий Голубев. На реконструкцию набережной было направлено около 350 миллионов рублей. По условиям соглашения, на отрезке в 480 метров должны были появиться здания выставочного зала и нескольких кафе, отремонтированы причалы и гидротехнические сооружения.

Скульптура «Индустриальное сердце»

Помимо привычных скульптур появилась композиция в стиле стимпанка «Индустриальное сердце». Для романтичных натур создана Аллея влюблённых, где на специальных деревьях молодожёны смогут прикрепить замочек. Плитка на набережной выполнена из натурального камня, а новые постройки отделаны светлым травертином, как Колизей и собор святого Петра в Италии.

Аллея Влюбленных на набережной Ростова

Также из новшеств – розетки для подзарядки мобильных устройств, бесплатный Wi-Fi, дорожные знаки, работающие на солнечных батареях, питьевые фонтанчики и многое другое. Особая гордость авторов проекта — озеленение. Посажены десятки видов растений, кустарников и деревьев. Все вместе они создают необычную атмосферу и располагают к отдыху.

Источники.

1. Беленький, Г. Ростов-на-Дону. Город у Тихого Дона [Текст] : Краеведческие очерки / Геннадий Беленький. – Ростов н/Д : Сигма, 2005. – 288 с. : ил.

2. Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События : Ленинский район [Текст] / сост. Ю. А. Бибиков, Е. Ю. Бибикова. – Ростов н/Д, 2008. – 164 с.

3. Усачева, Л. И. Ростов-на-Дону [Текст] / Л. И. Усачева. – Ростов н/Д, 2006. – 144 с. : ил.

4. Самойлова, Н. В Ростове бронзовый художник пишет портреты без холста [Текст] / Н. Самойлова // Вечерний ростов. – 2013. – 30 мая. – С. 5.

5. Самойлова, Н. У нас художники и рыбаки теперь в металле у реки [Текст] / Н. Самойлова // Вечерний ростов. – 2014. – 14 янв. – С. 2.

6. Улица Береговая [Текст] // Вечерний ростов. – 1981. – 29 мая.

7. Береговая улица (Ростов-на-Дону) [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ : Свободная энциклопедия. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%28%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83%29

8. Набережная реки Дон [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ : Свободная энциклопедия. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%94%D0%BE%D0%BD

9. Открытки Ростова-на-Дону [Электронный ресурс] // Открытки Российской Империи : Информационно-краеведческий портал. – Режим доступа : http://ruscarts.ru/gallery?cat=693&page=13

10. Парамоновские склады [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ : Свободная энциклопедия. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B



Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans