Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать





Нажмите для увеличения. Сурб-Хач. Фотография из архива семьи Зуб
Сурб-Хач. Фотография из архива семьи Зуб

В тихой части Ростова-на-Дону среди вереницы массивных жилых домов возвышается небольшое аккуратное белое строение, с ведущей к нему старой каменной лестницей. Это один из старейших историко-этнографических памятников нашего города – армянский средневековый монастырь Сурб-Хач («Святой крест»).

История его появления на Дону весьма интересна. Как известно, во второй половине XVIII века было организовано переселение армянского народа из Крыма на нашу землю. И одним из его условий архимандрит Петр Маргосов еще в 1778 г. поставил сооружение на новом месте за счет имперской российской казны нового монастыря Сурб­-Хач взамен оставляемого в Крыму одноименного монастыря. Так в 1779 году обра­зовалась на Дону самая крупная армянская колония в России с центром в городе Нахичевань. Сурб­-Хач изначально было задумано превратить в центр религиозной жизни армян на донской земле. В 1783 году был построен деревянный храм. Строительство же каменного началось в 1786 году, а закончилось в 1792 году. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта считается русский зодчий Иван Егорович Старов.

Точный внешний облик первого храма Сурб­-Хач для нас остался неизвестен, потому что в 1862 году он был основательно перестроен. В нем хранилось множество реликвий армянского народа, привезенных еще первым караваном переселенцев под особой охраной. Из Крыма было вывезено около 600 хачкаров — мра­морных и гранитных плит с высеченными на них креста­ми и надписями об определенных событиях древнего времени. Некоторые из них были созданы до IX — X вв. еще в Армении. Наиболее древние и ценные были вмонтированы в стены пяти городских церквей, а осталь­ные — в стены монастыр­ской церкви. Самой почетной святыней хра­ма стал хачкар, привезенный из Ани - древней столицы Армении, датируемый XI веком. Интерьер храма, освещенного тремя художественными люстрами, был укра­шен фресками и рисунками на религиозные и историче­ские темы. Дере­вянная дверь, датируемая XI веком, представляет собой особый интерес. Украшенная мелким резным орнаментом, ранее она принадлежала одной из старинных церквей Ани, в XIII веке была привезена в мона­стырь Сурб-Хач в Крыму, а в конце XVIII века - в одноимен­ный монастырь на Дону.

И долго еще Сурб­-Хач сохранял свое формальное положение монастыря как церковно­хозяйственной организации, но отсутствие монахов и послушников, а также фактическое управление земельными угодьями сельской общиной села Большие Салы не позволяло ему полностью самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами. Эта община на протяжении многих лет обращалась к городским нахичеванским властям с просьбой взять земельные угодья монастыря в свое управление, и только в 1883­ г. это свершилось. Тогда же, в 1883­ г., в Нахичевань­ была перевезена и монастырская библиотека.

В 1921 году здание бывшего монастыря по распоряжению вла­стей передали отделу народного здравоохранения, и разместили в нем детский дом. Через некоторое время бывшее монастырское подворье превратили в скотный двор, что, естественно, не способствовало сохранению монастырского статуса. В этих условиях редкие богослужения в храме отправлялись до 1931 года, после чего храм принудительно за­крыли, превратив его в совхозное зернохранилище.

К сожалению, в середине 1960-­х предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу, тогда же были уничтожены и все ценные хачкары. Об их существовании теперь напоминают только пустые глубокие ниши в стенах древней церкви. Ростовское областное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры встало тогда на защиту самого древнейшего ростовского здания. Обратились за помощью к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета СССР М. С. Сарьяну. Мартирос Сарьян, уроженец Нахичевани­, откликнулся на просьбу, и ростовские партийные органы не смогли устоять перед его авторитетом. От пол­ного уничтожения монастырь спасло создание на его месте в 1972 году Музея русско-армянской дружбы.

С 2002 года в музее участилось проведение церковных обрядов, а ещё через год на всех законодательных уровнях города был решён вопрос о возвращении Сурб-­Хачу культового статуса. Но понадобилось ещё несколько лет, чтобы Музей русско­-армянской дружбы 26 марта 2007 года прекратил свою деятельность, а в храме стали регулярно совершаться богослужения. В настоящее время от монас­тырского комплекса в сохранно­сти осталась только церковь, которая является архитектурным памятником федерального значения.

Сегодня Сурб-Хач передан ар­мянской апостольской церкви, а музей должен переехать в дом Искидарова (на углу 23-й линии и площади Свободы, в здании бывшей библиотеки для взрос­лых имени А. С. Пушкина).


Список литературы


  1. Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт.
  2. Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта.
  3. Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8.
  4. Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь.../ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг.
  5. Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв.
  6. Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля.
  7. Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня.

© РОДБ им. В.М. Величкиной 2009 г.




Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans