344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Журнал «Мир Шолохова» № 1(21), 2024

https://www.high-endrolex.com/26
%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98%20%2828%29.png

Уважаемые коллеги!

Ростовская областная детская библиотека получила очередной номер электронного журнала «Мир Шолохова», который издаётся Государственным музеем-заповедником М. А. Шолохова.

Мы изучили содержание 21-го номера и хотим поделиться своими впечатлениями о его материалах.

Для начала — новость: Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова изменил своё название. Полное наименование музея, согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации № 566 от 28 марта 2024 года, звучит теперь следующим образом: ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова “Тихий Дон”».

По словам директора музея Ольги Александровны Анистратенко, «использование названия главного произведения М.А. Шолохова в названии музея является естественным и органичным процессом. В 2024 году музей отмечает своё 40-летие, в 2025 — 120 лет со дня рождения Михаила Александровича. Именно к этим датам приурочено переименование, решение о котором зрело долгие годы».

Открывает двадцать первый номер журнала авторский материал Михаила Тарковского под названием «Донбасс» — о командировке писателя в Донецк (ДНР), о встречах с воинами, о патриотизме: «Мы привыкли к книжному героизму, обёрнутому в пусть прекрасную, но литературную обёртку. Героизм — это далеко, это больше из истории, из культуры. Чем из твоего выбора. А ведь это и есть воля (у нас воля, у них свобода): когда надо встать, отбросить все поблажки и оправдания (что не написал главной книги и что ребёнок маленький) — и пойти добровольцем. Причём испытание совести сегодня серьёзней, изощрённей, чем в прошлую войну, — там меньше было выбора» (М. Тарковский «Донбасс»).

Раздел «Литературоведение»

В разделе «Литературоведение» — большая статья коллектива авторов в составе: доктора филологических наук, главного научного сотрудника лаборатории лингвистических и литературоведческих исследований, профессора Сургутского государственного педагогического университета Н.А. Дворяшиной, заведующего сектором реставрации Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова В.И. Щебуняева и старшего научного сотрудника сектора реставрации Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Н.Н. Щебуняевой ««Святая русская женщина»: няня семьи Шолоховых»»

Она посвящена осмыслению образа Дарьи Александровны Бекетовой — дорогого для семьи писателя М.А. Шолохова человека — няни его самого и его детей. Дарья Бекетова — из простых крестьян, одна из представительниц народной педагогики, закономерности жизненной судьбы которой дают возможность составить представление об особенных чертах духовно-нравственной сущности русского человека. В воспоминаниях писателя и его дочерей душевные качества няни получили самые высокие оценки. Материалы для этой статьи были получены в течение 2022–2023 годов из государственных архивных источников, семейного архива Владимира Ивановича Щебуняева — правнука героини статьи, и устных свидетельств — воспоминаний дочерей Михаила Александровича Шолохова — Марии Михайловны и Светланы Михайловны.

В следующем литературоведческом исследовании кандидата филологических наук, исследователя творчества Ивана Бунина С.Н. Морозова «И.А. Бунин и М.А. Шолохов» рассматриваются взаимные оценки творчества писателей И.А. Бунина и М.А. Шолохова, — представителей абсолютно разных литературно-художественных направлений, которые никогда не встречались лично, но достаточно хорошо знали творчество друг друга. Почитайте это исследование, возможно, вам покажется интересной оценка Иваном Буниным эпопеи «Тихий Дон», далёкая от официальных реакций на произведение.

В статье литературоведа, кандидата филологических наук, доцента кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А.М. Горького. А.М. Панфилова «Не проси у судьбы легкокрылых удач…», посвящённой столетию со дня рождения писателя Юрия Бондарева, рассказывается о повести «Батальоны просят огня». Это интересное исследование представителей «лейтенантской прозы», к которым относился и Ю. Бондарев. Отрывок из статьи мы хотим привести: «Перечисляя представителей «лейтенантской прозы», я неслучайно указал даты их рождения. По большей части это писатели, попавшие в окопы Великой Отечественной войны буквально со школьной парты. У них ничего не было за спиной, кроме дворовых игр, первой смешной влюблённости, выпускного вечера, какой-нибудь романтической мечты — да ещё мамы, образ которой почти неизменно появляется во многих военных произведениях этих авторов. После окончания школы (как мы помним, именно на субботу 21 июня 1941 года назначались выпускные вечера в тогдашних советских школах) — у всех почти одинаковые биографии: необыкновенный патриотический подъём («быстро разобьём врага малой кровью на чужой территории» – известнейший лозунг предвоенных лет), попытки уйти в армию добровольцами, работа на военных предприятиях или в военном строительстве, сокращённые курсы военных училищ, одна или две звёздочки на полученных погонах (если не сержантские лычки) и фронтовая мясорубка, начиная, как правило, с 1943 года, страшные бои, ранения, госпитали, ордена и медали, завершение войны в Германии или в одной из соседних стран, демобилизация и возвращение домой – юными ветеранами…». На фоне этих судеб и дана характеристика особенностей творческой индивидуальности Ю.В. Бондарева. Творцам «лейтенантской прозы», в самом начале публикаций их произведений, пришлось столкнуться с почти разгромной критикой, и в чём только их не обвиняли. И Ю. Бондареву пришлось публично объясняться за свою «окопную правду» – натурализм в изображении реалий войны. Об этом и о других произведениях Юрия Бондарева («Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор»), вы прочитаете в статье.

Следующая статья — учёного секретаря Государственного Музея-заповедника М.А. Шолохова, кандидата культурологических наук Л.М. Слюсаренко «М.А. Шолохов и белорусская литература: общие традиции, константы и параллели». В сентябре 2023 г. делегация шолоховского музея приняла участие в Днях культуры Ростовской области в Республике Беларусь. Музей-заповедник М.А. Шолохова представил площадку «Роман под открытым небом», которая органично соединила фотовыставку «Шолоховское слово в диалоге России и Беларуси», планшетную выставку «Добро пожаловать в Шолоховский край» и несколько интерактивных этнографических зон. Были заключены Соглашения о сотрудничестве с Государственным литературным музеем Якуба Коласа, Государственным музеем истории белорусской литературы. Статья посвящена российско-белорусскому культурному диалогу сквозь призму развития межмузейного сотрудничества на примере сотрудничества Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, Государственного музея истории белорусской литературы и Государственного литературного музея Якуба Коласа. Автор обращается к истории взаимоотношений М.А. Шолохова с белорусскими прозаиками и поэтами, отмечая их связь, творческие и биографические параллели, влияние творчества М.А. Шолохова на белорусскую литературу. Автор приходит к выводу, что межмузейное сотрудничество способствует более эффективной передаче молодому поколению нравственных ценностей и ориентиров, представленных творчеством выдающихся советских литераторов.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета П.П. Каминский представляет материал «Тема войны в позднем творчестве Виктора Астафьева и Валентина Распутина». В статье представлен анализ концепций войны в романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и в публицистике Валентина Распутина позднего периода творчества. Авторские интерпретации и оценки событий военных лет этими писателями иллюстрируют ценностные истоки личного конфликта двух великих писателей, осмысление ими сущности войны, отношений на войне личности, нации, государства и т. д. В статье показан мировоззренческий разрыв Астафьева и Распутина, объясняющий их личный конфликт в 1990-е годы: совпадая в понимании природы войны, во многом сближаясь в понимании противоречий между нацией и государством на войне, писатели принципиально расходятся в оценках последствий войны для нации и личности. Если для В. Распутина война способствует не только сплочению, но и нравственному возвышению соотечественников, то для В. Астафьева, напротив, в долгосрочной перспективе она приводит к духовному падению.

В статье писателя О.В. Сидоровой (Ершовой) «Шолохов и Макаров: писатели-современники» приводится сравнительный анализ творчества писателей М. Шолохова и И. Макарова в ранние годы их творчества, как первых писателей молодой советской республики. По мнению автора публикации, с их произведений начала складываться классическая советская литература, запечатлевшая исторические, революционные изменения в стране 20–30 годов XX века. В статье в научное поле возвращается имя, биографические данные и названия основных произведений писателя из Рязанской области И.И. Макарова (Ивана Буйного), намечаются общие точки соприкосновения Шолохова и Макарова как в жизни, так и в творчестве. Автор анализирует сходные моменты в творчестве двух писателей: в 1922–1923 годах, практически одновременно, публикуются первые произведения и Макарова, и Шолохова. У Макарова — в Рязани, у Шолохова — в Москве. По его мнению, роднят писателей и общие темы — взаимоотношений отцов и детей, и, первоначально, общность творческого пути. Но: Иван Макаров разделит участь многих так называемых «крестьянских» писателей, репрессированных в 1937–1938 годов, а писатель Михаил Шолохов уцелеет. Прочитав эту статью, возможно, вы заинтересуетесь судьбой и творчеством писателя И. Макарова.

Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Ю.А. Дворяшин в статье «Постижение М.А. Шолохова (Исай Лежнев в переписке с автором «Тихого Дона»)» публикует ранее не известные письма литературного критика И.Г. Лежнева, адресованные М.А. Шолохову. Во вступительной статье содержатся основные сведения о личных взаимоотношениях литературного критика и писателя, нашедших отражение в их переписке. Дан анализ содержания и эволюции литературно-критической концепции И.Г. Лежнева, отражающей его представления об эстетической и методологической сущности творчества автора «Тихого Дона». И.Лежнев — автор критико биографического очерка «Михаил Шолохов», вышедшего в апреле 1941 года. В статье приводятся тексты тринадцати писем из переписки писателей в 1940-1953 гг.

Раздел «Музееведение»

В разделе «Музееведение» опубликована статья заведующей научно-экспозиционным отделом Государственного Музея-заповедника М.А. Шолохова. Е.М. Толстопятенко и старшего научного сотрудника научно-экспозиционного отдела Музея-заповедника М.А. Шолохова И.А. Ковешниковой «Радость возвращения домой...» — о выставочном проекте последних лет — «Радость возвращения домой...». Цель этого проекта — показать мало известную широкому читателю сторону жизни писателя — его многочисленные поездки и путешествия по стране и зарубежью. В работе представлены современные подходы к организации экспозиционного выставочного пространства. Выставка «Радость возвращения домой...» стала одним из крупных и важных проектов нашего музея в 2021–2022 гг., с успехом экспонировалась в Ростове-на-Дону в выставочных залах «Шолохов-центра» и в станице Вёшенской. Тема не стала пока сферой специального изучения, но в результате проделанной работы сотрудниками экспозиционного отдела был подготовлен выставочный проект, представляющий собой целенаправленно подобранную и научно обоснованную совокупность музейных предметов. Экспонаты снабжены комментарием, технически и художественно оформлены, являя собой специфический музейный образ поездок и путешествий писателя на протяжении всей его жизни.

Раздел «Из истории шолоховедения»

В разделе «Из истории шолоховедения» вы можете ознакомиться со статьёй чешского слависта, профессора философского факультета Университета имени Франтишека Палацкого в городе Оломоуце Мирослава Заградки «Судьба человека» М. Шолохова. Исповедальность как элемент стиля и исповедь как жанр в монологической форме». Это произведение Шолохова досконально изучено шолоховедами, а его жанр специалисты определяют как «рассказ-эпопея», «эпос, сжатый до рассказа», «маленький роман», «роман в форме рассказа» и т. д. Автор рассуждает о традициях исповедальной прозы в русской литературе.

Раздел «Интервью»

В разделе «Интервью» — беседа американского журналиста Павла Кожевникова с Захаром Прилепиным «...мы рождены в культуре “цветущей сложности”». Это интервью писатель дал в августе 2020 года. Интересна в нём не только личность писателя Прилепина, но и интервьюер — Павел Александрович Кожевников, писатель и публицист, с 1995 года работающий в одной из самых крупных газет в США - «Горизонт», выходящей в Денвере, штат Колорадо. В интервью много острых вопросов, в том числе, и на тему политики. Мы не будем раскрывать его содержание, ограничимся пожеланиями, которые Захар Прилепин адресовал читателям газеты «Горизонт»: «Складывать личное мнение из сопоставления самой разной и самой сложной информации. Не стремиться высказаться немедленно по любому поводу. В мире и так слишком много абсурда и хаоса. Будьте выверенней и спокойней. Мы принадлежим к великой русской цивилизации — она не предполагает простейших решений, мы рождены в культуре «цветущей сложности». Берегите эту «цветущую сложность» в себе, не разменивайтесь на лозунги и огульные характеристики. Сил, терпения и мудрости».

Раздел «Воспоминания. Встречи»

В разделе «Воспоминания. Встречи» вы найдёте статью художника, искусствоведа В.А. Десятникова «О Михаиле Шолохове. Фрагменты «Дневника Русского» 1 мая 1967 г. В пятитомном издании «Дневнике Русского», охватывающем сорок лет российской истории, В. Десятников воссоздал литературный процесс 1960–1990 годов через призму воспоминаний о Леониде Леонове, Михаиле Шолохове, Владимире Солоухине и других писателях, художниках, искусствоведах, архитекторах, композиторах, чьё творчество составляет лучшие страницы отечественного искусства и культуры 20–40-х годов и второй половины XX столетия. В публикуемом отрывке воспоминаниями о Михаиле Шолохове делится писатель Леонид Леонов.

На последних страницах издания, в разделе «Объявления», ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова “Тихий Дон”» приглашает принять участие в работе XXVI Международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы» («Шолоховские чтения–2024»), которая пройдёт с 11 по 13 сентября 2024 года в станице Вёшенской Ростовской области. Условия участия в конференции вы сможете прочитать на сайте музея.

Цветная вклейка в этом номере журнала посвящена няне семьи Шолоховых Дарье Александровне Бекетовой.

Вклейка в журнал

Статьи, представленные в этом обзоре, и другие публикации вы сможете прочитать, ознакомившись с номером журнала «Мир Шолохова» на сайте ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова “Тихий Дон”».

https://sholokhov.ru/museum/research/zhurnal_mir_sholohova/

Журнал «Мир Шолохова» № 1(21), 2024

https://www.high-endrolex.com/26