Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать


С 23 июня по 28 июля 2020 года РРОО «ЦЕНТР» в рамках проекта «Язык – духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» Фонда президентских грантов 2019-2, провела шесть онлайн мастер-классов для библиотекарей, педагогов, социальных работников, родителей, членов профсоюзов, СМИ.

Цель мастер-классов – расширить компетенцию региональных участников реализации проекта в сфере инновационных подходов, современных приёмов популяризации и продвижения чтения детской донской литературы среди подрастающего поколения региона. Надеемся увидеть участников мастер-классов среди наставников конкурсантов областных литературно-творческих конкурсов для детей http://rroo-center.ru/konkursy.html

Мастер-классы транслировались на канале РРОО «Центр» на канале YouTube и собрали в общей сложности 4,5 тыс. просмотров. Зрителями мастер-классов были отмечены актуальность и необходимость подобных мероприятий.

Работа по обработке анкет участников продолжается. Но уже можно с уверенно сказать, что в мастер-классах приняли участие не только жители Ростовской области, но и жители других регионов: Воронежской, Свердловской, Нижегородской, Магаданской, Томбовской Калининградской, Тульской, Ленинградской области, Алтайского, Красноярского края, Чувашской Республики, Республики Марий Эл.

«Литературное краеведение в формате образовательного пространства»
(инновационные приемы в рамках продвижения чтения)

Виктория Илларионовна Зеленчук,
заведующий отделом обслуживания
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

Как показали результаты опроса «Краеведческая донская литература и детское чтение», проведенного РРОО «Центр» в январе 2020 года из 700 человек опрошенных, около 90% не смогли назвать фамилий ныне живущих писателей Ростовской области, пишущих для детей среднего и старшего школьного возраста. Те, кто всё-таки, смог назвать донских писателей чаще всего упоминали имена Волошиновой Л. Ф., Дика Н.Ф, Кисилевского В. Е., Самарского М. А., Астапенко Н. П., Сухановой Н. А. Знание творчества писателей–земляков, пишущих для детей, обращение к донскому культурному наследию, несомненно, возможно при организации планомерной работы в сфере литературного краеведения.

Литературное краеведение включает в себя исследование истории развития и современной литературной жизни региона и изучение жизни и творчества писателей, родившихся в регионе или тесно с ним связанных в отдельные периоды жизни.

Говоря о том, как сохранять и передавать культурное наследие мы несомненно придем с вами к теме недостаточного пополнения фонда библиотек и книжного рынка вообще краеведческими изданиями. Недостаток новых изданий и переизданий, ветшание книг, несоответствие книг 30-60- летней давности полиграфическому современному исполнению и ожиданиям современного читателя – вот проблемы, которые приходиться брать в расчет как библиотекарю, так и педагогу. Решение проблемы затруднительно, но возможно.

Для знакомства с текстом писателя проводятся громкие чтения, чтения с обсуждением, т. е. организуется непосредственное взаимодействие между читающим вслух взрослым и группой слушающих детей. Таким образом за одно занятие детей или подростков можно познакомить с рассказом, сказкой и обсудить услышанное (громкое чтение и обсуждение произведений «Загадочный зверь», «В степном заповедье», «Атаман». Гавриила Семеновича. Колесникова в Ремонтненской библиотеке). Громкое чтение может сопровождаться специально подобранным звуковым и иллюстративным рядом, музыкальными композициями.

Методику громких чтений можно использовать в кружковой работе с детьми ил взять ее за основу при проведении занятий в рамках краеведческой программы. Так, Центральная городская детская библиотека имени Крупской в г. Шахты открыла Мастерскую вдумчивого чтения «Сказка-ложь, да в ней намёк» для детей младшего школьного возраста. С помощью сказок донских писателей (П.В. Лебеденко, А. Скрипова, Ю. Харламова, Н. Дика и др.) ребята знакомятся с культурой Дона, ее природой. Сказочные истории могут быть не только прочитаны, но и обыграны, театрализованы, иллюстрированы, зашифрованы в загадки, ребусы и кроссворды.

Другим вариантом работы с текстом и предоставление его в доступ читателю в отдельно взятой библиотеке - может стать издание книги силами библиотеки и читателей. Обычно основной мотивацией такого поступка становится желание читателей – раскрасить или иллюстрировать книгу нашего земляка после знакомства с его произведением.

Межрегиональная акция «Читаем книги Нины Павловой» (организатор Акции – Межпоселенческая центральная библиотека Красносулинского района) помогла обратить внимание на хорошие, но уже давно не издававшиеся природоведческие сказки и истории Н. Павловой. Тексты пересылались участникам акции с помощью библиотечной службы предоставления электронного экземпляра. Многочисленный интерес к акции «Читаем книги Веры Павловой» повлиял на переиздание детских экологических сказок Нины Михайловны Павловой, уроженки п. Сулин (ныне г. Красный Сулин Ростовской области).

Обращение непосредственно к тексту и распространение краеведческих знаний также возможно, если Организатор акции/чтений передает участникам акции/ чтений отрывок или текст в сокращении конкретного произведения донского детского автора и информационные и методические материалы о писателе. Задача участника - получив все материалы, организовать встречу с детьми и подростками , познакомить их с основными вехами творческого пути писателя и провести громкое чтение с обсуждением (Например, в ходе межрегиональных краеведческих чтений «Память книга оживит» (Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной) подростки слушали и обсуждали рассказ И. Д. Василенко «Сад» и отрывок из повести Н. Сухановой «АльфаЦентавра».

Сегодня, как в учебном процессе, так и в пространстве библиотеки, чтобы привлечь внимание даже к произведениям признанных мастеров слова, необходимо формирование информационной потребности и, соответственно информационной среды. Чтобы пробудить у детей и подростков интерес к литературному наследию региона проводятся многочисленные акции. Участие в акциях требует от каждого по возможности (прочитать наизусть, вслух, вместе и проч.). Чувство сопричастности большому делу делает акции очень популярным видом популяризации книги и чтения. Наиболее заметными в Ростовской области стали: Всероссийская сетевая межбиблиотечная акция «Читаем книги донских писателей», межрегиональный сетевой марафон «Ростов.Пушкин.Чехов.Крым.», всероссийская сетевая акции «Читаем Чехова вместе».

Действенной формой работы в библиотечных, образовательных, культурных учреждениях с детьми, особенно, подростками, становятся квесты. Их проводят по определенным правилам и сценарию. Разнообразие заданий, динамика, командная игра все это привлекает ребят. Прохождение квеста после прочтения книги детского донского писателя – отличная мотивация. Нужно отметить, что некоторые виды квестов практически не требует материальных и технических затрат.

Местный, краеведческий компонент стал наиболее интересен и востребован именно в режиме ограничений. Опыт дистанционной работы дает нам карты в руки, так как за это время были освоены программы, позволяющие работать с читателем удаленно. Связь в видеоэфире с детьми и подростками, по большому счету, можно считать видеомостом. Видеомост может позволить объединить как детей из одной группы, класса, клуба, так и связаться с другой территорией. Делиться своими впечатлением о прочитанной книге, обсудить творчество писателя–земляка, провести громкие чтения с обсуждением, представить итог исследовательской работы – всё это позволяет сделать видео связь (видеомост с Республиканской детской библиотекой им. Н. Юсупова» (республика Дагестан, г. Махачкала) провела Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара г. Новочеркасска). Так что видеомосты возможны, технически вопрос отработан -можно приступать!

Внутри каждого района Ростовской области есть творческие люди, которые за пределами территории уже не известны. Хранить и собирать информацию – традиционная функция библиотек, краеведческих объединений и творческих союзов. Заполнение тематических папок «Современные писатели и поэты нашего района», «Встречи с талантливыми земляками», подготовка публикации для СМИ, на сайты, интервью и видео интервью - вся эта работа помогает заполнять и формировать литературную карту района. Возможность общения с действующими поэтами и писателями своей малой родины активно используют в своей работе Азовские библиотеки. Сильны традиции в Мясниковском, Егорлыкском, Константиновском районе Ростовской области.

Исследование современной литературной жизни региона в художественной литературе неимение разработанная форма литературного краеведения. Дать мотивацию для чтения произведений краеведческих авторов и проявления своих талантов, возможно тогда, когда мы привлекаем детей и подростков к литературно-творческим краеведческим конкурсам. На конкурсы могут выставляться исследовательские работы, рефераты, сочинения и эссе; рисунки, кроссворды, сказки, рассказы по мотивам творчества донских детских писателей. В таких конкурсах неоценима роль наставников и наличие качественных библиографических пособий.

Набирает популярность такое направление как литературная география. Цель - составление целостного представления о литературном пространстве региона и продвижение литературного туризма. Используются такие практики как пешеходная экскурсия, виртуальные и реальные экспедиции. Разработка литературных карт отдельных населенных пунктов позволяет читателю путешествовать или по местам, которые были дороги писателю-земляку или по местам действий его произведений (часто поэтических). Некоторые библиотеки делают литературные карты с использованием интерактивных меток, разрабатывают путеводители, объединяют карту, электронный каталог и справочные базы данных в единый информационный ресурс.

Изобрести нечто новое достаточно трудно, технологии нам помогают только быстрее найти путь к детям и подросткам, предоставить им информацию о донских детских писателях более полно и объемно.

Результаты опроса «Краеведческая донская литература и детское чтение», проведенного РРОО «Центр» в январе 2020 года: http://rroo-center.ru/novosti/761-rezultaty-oprosa-kraevedcheskaja-donskaja-literatura-i-detskoje-ch...

Опыт работы МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Егорлыкского района. Смотреть

Опыт работы МБУК г. Шахты Центральной городской детской библиотеки им. Н.К. Крупской. Смотреть

Опыт работы отдела стационарного библиотечного обслуживания детского населения МБУК «Ремонтненская МЦБ». Смотреть

«Границы моего языка означают границы моего мира или секреты литературного кроссворда»

Светлана Викторовна Рыбак,
заведующий отделом методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

В рамках реализации Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр») проекта «Язык - духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» в соответствии с Договором № 19-2-011180 Фонда президентских грантов о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в онлайн-формате прошел мастер-класс «Границы моего языка означают границы моего мира или секреты литературного кроссворда»

Ведущая напомнила слушателям основные виды кроссвордов и определение слова «кроссворд».

Кроссворд (от англ. сrossword — пересечение слов) — это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Как правило, значения слов описываются под определенным знаком, который включает слова, которые должны получиться по горизонтали и по вертикали.

Классический — стандартный кроссворд, рисунок которого симметричен. Вопросы представлены в виде отдельного пронумерованного списка — по горизонтали и по вертикали, а слова-отгадки вписываются сверху вниз и слева направо.

Сканворд (скандинавские кроссворды) — один из самых популярных кроссвордов. Задания в этом кроссворде внесены прямо в сетку самого кроссворда, а слова разгадываются при помощи стрелок-указателей. Кроме слов заданием в сканворде может служить картинка или фотография.

Японский кроссворд — в отличие от других кроссвордов разгадкой будет не слово, а картинка. Японский кроссворд состоит из трех полей — одного основного и двух вспомогательных. Основное поле содержит в себе само зашифрованное изображение, а в ячейках вспомогательных полей располагаются цифры-подсказки. Числа, расположенные вертикально и горизонтально по сетке, указывают на количество слитных клеток. Между группами чисел должна быть минимум одна пустая клетка. Задача игрока узнать, сколько же пустых клеток между группами цифр.

Алфавитные — слова, загаданные в таком кроссворде, имеют определённый общий признак, например, состоят из одного количества букв или начинаются с одинаковой буквы.

Филворды (венгерские кроссворды) — кроссворды выполненные в виде поля, заполненного буквами. Задача — из всей комбинации букв отыскать слова, которые указываются в виде отдельного списка или отыскать слова-ответы на ряд вопросов, прилагающихся к данному кроссворду. Слова-отгадки могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз. В филвордах возможны варианты, когда после нахождения всех слов в поле еще остается несколько отдельно стоящих букв, из которых необходимо составить слово.

Кроссворд-ребус — кроссворды, в которых загадкой является ребус или шарада, разгадав которую, игрок вписывает отгаданное слово.

Крисс-кросс (американский) — в сетку такого кроссворда необходимо вписать определенные слова, данные рядом.

Дуаль — кроссворд, в сетку которого уже вписаны буквы, но в каждой клеточке их по две. Необходимо догадаться, какая из букв лишняя в каждой клеточке, и тогда кроссворд будет решен.

Кейворд — кроссворд, в котором буквы заменены числами. Одним и тем же буквам соответствуют одинаковые цифровые обозначения. Игроку необходимо угадать, какому числу соответствует какая буква. Подсказкой может служить открытое слово, либо несколько букв.

Линейный — кроссворд в виде цепочки слов, где последняя буква слова является первой для следующего. В отличие от обычного кроссворда, слова в линейном кроссворде не могут пересекаться.

Секреты составления увлекательного кроссворда.

1. Определить тему кроссворда.

2. Составить список слов:
- Слова-ответы должны быть именами существительными в именительном падеже и единственном числе.
- Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
- Трёхбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
- Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

3. Сформулировать вопросы (толкования) кроссворда: - Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. - Старайтесь подать слово с наименее известной стороны. - Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

4. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

5. Оформить готовый кроссворд.

Типичные ошибки при составлении кроссвордов.
- «Висячие» слова.
- Бесформенная кроссвордная фигура.
- Малое количество пересечений слов.
- Использование названий, состоящих из двух слов.

Далее в ходе мастер-класса был сделан обзор интернет-сервисов для составления кроссвордов.

Ведущая обратила внимание участников на то, что классический кроссворд можно составить только вручную, только так на листе бумаги можно составить симметричную кроссвордную фигуру.

Педагогам и библиотекаря Ростовской области напомнили о конкурсе кроссвордов «Знатоки донской литературы», чтобы они пригласили к участию детей и подростков.

Составление кроссвордов стимулирует интерес в подростковой и юношеской среде к русскому языку и произведениям донских детских авторов. Составление и разгадывание кроссвордов развивает познавательные способности, тренирует мышление, способствует развитию эрудиции и увеличению словарного запаса, также это увлекательное и полезное совместное времяпровождение детей и родителей.

Сказка донская. Литературный час. Опыт работы Смотреть

Чудеса случаются. Литературно-экологический квест для читателей 8-10 лет. Смотреть

 «Особенности медийных средств продвижения чтения:
книга или социальная сеть?»

Безрукова С.В.,
заместитель директора ГБУК РО
«Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

Третий онлайн мастер-класс из шести запланированных Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр) совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной, в рамках реализации проекта: «Язык – духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» Фонда президентских грантов 2019-2.

Цель онлайн мастер-класса: рассмотреть особенности работы в различных социальных сетях, разобрать на примерах возможные методы и формы работы библиотек по продвижению книги и чтения в медиапространстве.

Роль медийных (медиа множ. число от латинского «medium» — середина, посредник) средств распространения информации в нашей жизни сложно переоценить. Радио, газеты, журналы, телевидение – средства массовой информации сведения из которых формируют мнение о ком-либо или о чем-либо, цитируются, служат ориентиром. Эти привычные всем источники информации, так называемые традиционные медиа, активно используют в своей деятельности и библиотеки, публикуя статьи и очерки, готовя материалы для репортажей и видеосюжетов.

Однако в настоящее время всё большее значение во всех сферах жизни, в том числе и в деятельности библиотек, приобретают новые медиа - социальные сети, мессенджеры, блоги, форумы, стрим-сервисы, влоги и т. д.

Почему же эти медиа новые? В чём их отличие от традиционных? Традиционные медиа – транслируют информацию, не предполагая сиюмомоментной обратной связи, новые медиа, напротив, настроены на обмен информацией, т.е. создают возможность коммуникации.

Из всего многообразия новых медиа сегодня я хотела бы остановиться на социальных сетях, как наиболее часто используемых библиотеками в своей работе средствах.

Зачем библиотекам социальные сети?

Библиотечным маркетингом социальные сети рассматриваются как интернет-сообщества или площадки (хабы) общения, с помощью которых пользователи обмениваются информацией, объединяются в группы (исходя из социального статуса, круга интересов, схожих целей), получают возможности поиска единомышленников, то есть возникает организованный библиотекой интерактив. Возможные формы сетевой интерактивности: публикация собственных текстов; публикация комментариев; участие в обсуждениях; публикация фото, видео; оценивание; рекомендации (лайки, звездочки и прочее).

Из вышеизложенного видно, что у новых медиа есть ещё одно существенное отличие от традиционных – в социальных сетях, блогах и т.д. каждый получил возможность стать автором. Но библиотекари лучше всех знают, что не каждого автора читают с удовольствием. Поэтому, начиная вести аккаунт в социальной сети, необходимо помнить, что контент – это главное!

К типичным ошибкам, которые совершают библиотеки при создании и ведении аккаунтов в социальных сетях можно отнести: нерегулярные публикации; однотипные публикации (аннотации, фотоотчеты); работа без контент-плана; однообразные фото; много официоза (анонсы и отчеты); попытки вести сразу много групп.

По мнению специалистов, наибольшей популярность у аудитории до 18 лет пользуются такие социальные сети как: ВКонтакте, Instagram, видеохостинг YouTube. Стремительно набирает популярность Tik Tok.

Рассмотрим вкратце наиболее популярные ресурсы.

«ВКонтакте»

Социальная сеть предлагает две модели ведения сообществ: это группы и публичные страницы. Различия между моделями минимальны, но у каждой есть свои особенности. Например, создатели групп «ВКонтакте» могут приглашать пользователей в сообщество в личных сообщениях, а владельцы публичных страниц – нет. Записи публичных страниц открыты всем пользователям Интернета, а в группах есть возможность скрыть публикации от посторонних глаз. Группы «ВКонтакте» могут существовать в закрытом режиме. «ВКонтакте» – универсальная социальная сеть и дает широкие мультимедийные возможности, например, подкасты, прямые трансляции и видеоархивы, опросы, публикации больших историй. Весь этот инструментарий доступен как администраторам сообществ, так и авторам личных страниц.

Instagram

Эта соцсеть возникла на заре развития возможностей фотографирования в гаджетах. В Instagram пользователи обмениваются снимками и видеороликами, и это, пожалуй, главная «фишка» платформы. Без привлекательных видео и фотоматериалов поддерживать активность и развивать аудиторию вашего профиля не получится. Существуют и технические ограничения: без гаджета (поддерживаются платформы iOS и Android) добавлять в профиль контент нельзя. Для ведения аккаунта Instagram с компьютера потребуется установить один из эмуляторов Android.

Видеохостинг YouTube

Ресурс подходит библиотекам, которые хотели бы разместить в Сети свой видеоахрив, подкасты и презентации. Платформа позволяет завести канал, в котором вам предстоит публиковать видео, а при необходимости вести трансляции с мероприятий. Контент, размещенный в YouTube, можно встраивать в публикации на сторонних веб-сайтах и в других социальных сетях. Есть возможность монетизации, которая доступна после привлечения на канал 1000 подписчиков и 4000 часов просмотра ваших видео за 12 месяцев.

Какую бы социальную сеть библиотека не выбрала, в любом случае ВАЖНО соблюдать определённые правила при публикации постов: визуализация (картинки, эмоциональные фото); ориентация на общение, а не трансляцию (поменьше официоза); ясно представлять вашу аудиторию в конкретной соцсети (представьте к кому вы обращаетесь: примерный возраст, пол, интересы; планирование разнообразия (наличие контент-плана обязательное условие, постоянные рубрики, которые сделают ваш аккаунт узнаваемым); регулярные публикации (в идеале – ежедневные, а не от случая к случаю, чтобы быть востребованным, ваш аккаунт должен быть «живым»). НЕ нужно вести аккаунты сразу во всех известных вам социальных сетях. Лучше всего сосредоточиться на одной-двух, опираясь на основную аудиторию вашей библиотеки. Безусловно, необходимо назначить сотрудников, ответственных за ведение каждой конкретной страницы, это позволит оптимизировать многие процессы.

Чем наполнить аккаунт, если как мы помним, контент – это главное!

Возможные типы постов: анонсы событий (с выразительной картинкой); фотоотчеты/репортажи (соблюдая «фотоправила») плюс текст – простой, краткий, с деталями; аннотации к книгам (чередовать с другими публикациями!); фото/видео библиотечной «кухни»; конкурсы для читателей – фото (темы о библиотеке, чтении, краеведческие), рисунков (темы аналогичные), мини-рецензий, рекомендаций, буктрейлеров и т.д.; сторителлинг (рассказывание историй).

Надеюсь, что всё изложенное выше, поможет библиотекам стать ближе и понятней своим юным читателям и донести до них ценность книги и чтения.

Источники:

1. Курносова, Екатерина. Социальные сети в цифрах [Электронный ресурс] //режим доступа https://2019.rif.ru/program/5144

2. Черный, Василий. Социальные сети. Цифры и тренды 2019. [Электронный ресурс] //режим доступа https://2019.rif.ru/program/5144

3. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа / Пер.с англ. И. Бергер [Электронный ресурс] //Вестник ВолГУ. – 2008 – Сер.8., Вып.7.// режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media/viewer

4. Библиотека в соцсетях: 5 принципов контент-маркетинга и 7 бесплатных способов расширения аудитории [Электронный ресурс] // https://lala.lanbook.com/biblioteka-v-socsetyah-5-principov-marketinga-7-sposobov-rasshireniya-audit...

5. Бейненсон, Василиса. Возможности новых медиа для библиотеки. [Презентация]. – Н. Новгород. – 2019.

Особенности медийных средств продвижения чтения книга или социальная сеть. Опыт работы детских библиотек МБУК ЦБС г. Таганрога Смотреть

«Библиотека, дети и социальные сети опыт работы МБУК Песчанокопского района Межпоселенческой центральной библиотеки» Смотреть

Литературная гостиная писателя-сказочника

Нажмите для увеличения. Литературная гостиная писателя-сказочника
Литературная гостиная писателя-сказочника

Светлана Викторовна Рыбак,
заведующий отделом методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

В рамках реализации Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр») проекта «Язык - духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» в соответствии с Договором № 19-2-011180 Фонда президентских грантов о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в онлайн-формате прошел мастер-класс «Литературная гостиная писателя-сказочника»

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Рассказы и сказки – это первые произведения художественной литературы, с которыми знакомится юный читатель. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Культуролог Владимир Яковлевич Пропп разделил все сказки на следующие виды:

  • Сказки о животных;
  • Волшебные сказки;
  • Бытовые сказки;
  • Кумулятивные сказки;
  • Небылицы;
  • Докучные сказки.

Рассмотрев виды сказок, можно сделать вывод, что сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплетается в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествует справедливость, а добро побеждает зло.

Далее ведущая мастер-класса сделала небольшой обзор донских сказок: в основном это авторские сказки: Петра Лебеденко, Александра Скрипова, Натальи Сухановой, Юрия Харламова, Владимира Банцевича, Любови Волошиновой и других авторов. С биографиями этих и других писателей можно познакомиться на сайте Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной, и там же прочитать некоторые сказки.

Ещё вниманию слушателей были представлены 31 функция сказки, которые были выделены В.Я. Проппом. Учёный отметил, что они есть в каждой сказке, их может быть и меньше, но больше никогда.

Известный итальянский сказочник Джанни Родари переработал схему В. Проппа и сократил её до 20 функций. Свои опыты творческих занятий итальянский автор описал в книге «Грамматика фантазии». Схема Родари проста и понятна, её можно применить, если начать сочинять сказки с детьми.

И ещё одна схема в помощь юным сказочникам и их наставникам - «Матрица речетворчества», предложенная Еленой Станиславовной Романичевой — кандидата педагогических наук.

Каждый кто решит заняться творчеством и сочинять сказки может выбрать для себя подходящую схему.

И ещё несколько советов тем, кто будет сочинять сказку со своими детьми: 1. Разбудите свое воображение. Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них живое воображение!

2. Придумайте главного героя. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

3. Набросайте план будущей сказки. Придумайте начало, какие трудности преодолеет главный герой, где будут происходить события, и каким будет завершение сказки.

4. Переделайте старую сказку. Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового героя или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Или придумайте продолжение старой сказки.

5. Поиграйте в игры со словами. Придумайте, какие слова будут характерными в новой сказке, например в известных сказках: жили-были, долго ли, коротко ли и т. д. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных.

6. Расскажите свою сказку. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Литературная гостиная писателя – сказочника. Опыт работы детской библиотеки имени Гайдара г. Донецка Смотреть

Литературная гостиная писателя – сказочника. Опыт работы Старостаничного детского отдела МУК Каменского района «МЦБ» Смотреть

«Постижение донской культуры и русского языка средствами народного изобразительного искусства: донской литературный лубок»

Ордынская Марина Валентиновна,
профессор кафедры живописи, графики и скульптуры
Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета

Тема значения и своеобразия лубка в искусстве и культуре очень интересна. А донской лубок — это особая увлекательная страница истории развития лубочной картинки. Надеюсь, что рассказ искусстве донского лубка сможет заинтересовать и гостей этого сайта. Я некоторую часть своего творческого пути с радостью и удовольствием посвятила лубку и участвовала в выставках художников, занимавшихся поднятием и обновлением этого замечательного направления графического искусства.

Лубок или лубочная картинка – это совершенно особый вид народного творчества, который стал и особым видом изобразительного графического искусства, самобытным и по содержанию, и по форме. Это народная картинка, в которой объединены изображение и текст. Текст часто является цитатой из устного или письменного образца литературы или кратким высказыванием: пословицей, поговоркой, загадкой. Лубок развивает используемый текст с помощью изобразительного образа. Этот вид искусства характерен для всех славянских народов, но наиболее любим он оказался в России, Украине и Белоруссии.

Вот несколько популярных тем лубочных картинок:

Библейские и евангельские сюжеты, христианские праздники, изображения святых и их жития;

Храбрые витязи, полководцы, богатыри;

Бытовые сценки народной жизни;

Герои ярмарочных представлений и многих народных праздничных гуляний: коза и медведь в праздничных одеждах;

Петрушка и другие герои народных театральных представлений;

Загадки, пословицы, поговорки, песни;

Названные темы не исчерпывают многообразия направлений развития лубочной картинки.

Коротко расскажу о возникновении лубка. Искусство лубочной картинки зародилось в Китае еще в VIII веке. Это были гравюры на дереве (ксилография), которые раскрашивали цветной тушью. Темами были изображения богов, пожелания добра и благополучия через мифологические образы, воинские или бытовые сценки.

В Европе лубок известен с XV века, его появление связано с развитием книгопечатания: как и первые печатные книги лубок делался способом гравирования на деревянной доске изображения и текста. Доску закрепляли в печатном станке, и делали с нее оттиски на бумаге, которые потом вручную раскрашивали. Лубочная картинка продавалась и продолжала свою жизнь одним листом, а оттиски страниц для книг сшивали в книжные блоки и одевали в переплёты.

Позже печатные картинки стали делать методом гравюры на меди или литографии, печати с изображения, выполненного на специальном литографском камне. Часто они служили самым простым методом донесения информации до народа. Изображение производило яркое впечатление, а короткий текст легко было запомнить, примером могут служить «летучие листки» времён Крестьянской войны в Германии и лубочные картинки времен Великой французской революции).

В Россию весёлые, остроумные картинки пришли из Франции, Голландии, Италии. Назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы».

Первые религиозные лубки печатали в начале XVII века в Киево-Печерской лавре.

Русский лубок получил своё развитие в эпоху Петра Великого и стал очень популярен и вскоре стоил совсем не дорого. Доступным, ярким, острым языком народный художник изображал праздники, карнавальные действа, сцены из деревенской, городской, ярмарочной жизни. Лубок напоминал самые известные сцены из легенд, былин и притч. Существовали различные жанры лубка: исторический, военный, религиозный, сказочный, песенный, бытовой. И рисунок и текст были доступны для понимания, несли в себе дорогие сердцу образы в емкой, яркой и очень декоративной форме. Легко воспринимаемая наглядная информация часто бывала наполнена просветительским смыслом и высокой духовностью общечеловеческих ценностей.

В течение трёх столетий начиная с 17 века лубки печатались сотнями тысяч Рисунки изготавливали на досках особого пиления, которые назывались лубом. Отсюда и пошло название «лубок». В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен станок для печати фряжских листов. Мастер-резчик Алексей Зверев для самого царя Петра гравировал на медных досках «фряжские рези».

Вскоре лубки настолько полюбились, что их можно было встретить в царских и боярских палата, в монастырях, на постоялых дворах и в мужицких избах, практически в каждой избе. У знаменитого патриарха Никона в покоях висело около 270 картинок, у юного царевича Петра около 100 картинок.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона мы можем прочесть:

«Лубочные картинки для любителей и исследователей русской старины представляют высокий интерес: они ярко отражают в себе дух народа, служат драгоценным пособием для изучения его быта и нравов, дают понятие о том, чем пробавлялся он по части художеств, знакомят с его верованиями, воззрениями и предрассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чем сказывалось его остроумие».

В России 17-19 века изготовлением лубка занимались целые группы или артели мастеров, каждый этап работы имел свое название и был для его выполнения особый мастер. Контурный рисунок по выбранной теме вначале рисовал на бумаге знаменщик, а затем переносил на подготовленную доску. Этот процесс назывался знаменованием. Далее доска с рисунком попадала в руки резчика, который обрезал контур рисунка с двух сторон острым ножом и затем углублял фон, который должен при печати остаться белым, с помощью специальных резцов. Сначала для гравюры использовались доски из липы, очень мягкого дерева, позже стали изготавливать доски из твёрдых пород дерева: груши и клена. Гравюра стала торцовой. Готовые печатные доски продавались печатнику или заводчику.

В печатной мастерской или на фабрике награвированная доска закатывалась краской необходимого цвета, на неё накладывался лист бумаги и под прессом производился оттиск (отпечаток), который просушивался. Отпечатанные листы назывались простовками. Их снова передавали в деревенские артели мастеров-цветальщиков, занимавшихся раскраской картин-простовок. Работали цветальщики целыми семьями, часто это становилось обязанностью женщин и детей, которые могли расписать до 1000 экземпляров в неделю. Мужчины могли быть резчиками. Краски в артелях делали сами из трав, древесной коры, тёртого камня (лазурит, малахит, кровавик)…

Листы с картинками продавали на ярмарках, в городских лавках и офени – торговцы, которые путешествовали со своим товаром по всей стране.

Типографское дело развивалось, и лубочное дело уходило из деревни в города на фабрики.

Листы с яркими забавными картинками часто называли потешными листами, сюжеты в них рисовались с юмором и фантазией. Например, царь Пётр 1 поощрял распространение лубка, и герои лубочных картинок часто приобретали черты государя, и в лубках о битвах Александра Македонского с индийским царем Пором, греческий полководец был очень похож на Петра I, и в сюжете про Илью Муромца и Соловья-разбойника русский богатырь и обликом, и одеждой походил на царя, а сказочный разбойник был одет в шведскую военную форму и в нём узнавался шведский король Карл XII.

Отдельные лубки заказывал сам Петр1, и были картинки с сюжетами, заказанными противниками преобразований царя. Таким образом лубок служил целям агитации, выполнял функции информационных листков или газеты. Например, Лубок «Васька, кот прусский – враг русский» демонстрирует злого кота с прусскими усами. Этот образ смешон и раздражает.

Очень известным стал сюжет со сценой похорон кота мышами, в котором намекалось на то, что после смерти Петра 1 (кота) жадные мыши (чиновники), готовы растащить собиравшиеся царём под единым руководством земли и богатства.

Вспомнив о котах, нельзя не сказать о любви лубочников к изображению животных, героев сказок и загадок. Такие картинки охотно вешали в своих домах. Их любили как взрослые, так и дети.

Популярность лубка на протяжении трёх столетий только усиливалась, сюжеты лубочных картинок становились все разнообразнее: о жизни горожан и крестьян, военно-патриотические сюжеты, портреты известных военно-начальников, царей, сказочные сюжеты, пословицы, загадки, песни.

Особенно нужно сказать о влиянии лубка и формы оформления и печати старинной русской книги на создание новой формы книжных иллюстраций, примером могут служить работы Ивана Билибина.

В 19 веке в одной Москве работало 13 литографских типографий, в которых наряду с основной продукцией печатались лубочные картинки. Крупнейшим предприятием по изготовлению и распространению лубка по праву считалось предприятие И. Сытина, которое производило ежегодно около 900 тысяч картинок светского содержания и до полутора миллионов оттисков с библейскими сюжетами. Были ещё крупные литографские типографии Морозова, Голышева и другие - поменьше. Дешевые листы без раскраски можно было купить за полкопейки, самые дорогие картинки стоили 25 копеек. (Частично используется материал с сайта: https://fb.ru/article/430008/narodnyiy-russkiy-lubok-istoriya-opisanie-tehnika-i-foto). 

Количество созданных лубков огромно, только в коллекции собирателя русского лубка Дмитрия Александровича Ровинского их насчитывалось более восьми тысяч листов.

Новое дыхание лубочные картинки приобрели после Великой Октябрьской революции, в них появились новые агитационные ноты и новая авангардная яркая форма. Лубочная стилистика применялась в рекламных листовках, плакатах, газетных иллюстрациях, в карикатурах, в оформлении театральных постановок, в театрализованных революционных действах, в росписи посуды… Работали такие художники как Владимир Маяковский, писавший и тексты, Казимир Малевич, Ларионов, Чекрыгин, Лентулов, Горский.

Думаю, пора перейти к лубку, который обновлялся и приобретал новые черты на протяжении 20 века и в наши дни. Поговорим об этом на примере авторских лубков и отдельно, на примере донского лубка.

Как и во времена своего становления современный лубок связан со словом и текстом. В основу изображения кладётся некое высказывание, цитата, пословица, поговорка и пр., - сформулированная в тексте мысль. Изображение тоже выглядит как короткое, яркое, запоминающееся высказывание, имеющее декоративное, авторское звучание, иногда стилизованное под народную манеру рисования. Изображение обладает условностью, часто гротесковостью, даже некоторой степенью театрализованности, словно застывшая сцена народного театра или кукольного балагана. Часто добавляются орнаменты и узоры, что тоже приближает изображение к декоративному народному стилю.

Есть Музей русского лубка и наивного искусства, который находится в Москве на Сретенке. Основой музея стала замечательная коллекция директора музея Виктора Пензина. В коллекции музея представлены работы художников донского края: Анатолия Петухова, Людмилы Улыбиной, Владимира Купреянова, Василий Чаусов, Дмитрий Уздемир, Георгий Есаулов, Анатолий Ковалёв и автор этого мастер-класса Марина Ордынская. В 1982 году московским художником Виктором Пензиным была создана Мастерская народной графики "Советский лубок", а в Ростове-на-Дону художником Анатолием Петуховым – творческая группа "Донской лубок". Яркие и пользовавшиеся успехом выставки провели художники творческой группы.

В лубочных листах наших земляков нашла своё отражение богатая героическая история Войска Донского, быт донских казаков и народный фольклор жителей донской земли: песни, шутки, загадки.

Давайте познакомимся с донскими художниками, увлечёнными темой лубочной картинки.

Петухов Анатолий Федорович, основатель группы «Донской лубок», увлёкший многих художников-графиков этим увлекательным искусством. Темы его работ разнообразны: история городов Ростова-на-Дону, Старочеркасска и других исторически значимых мест донской земли: Ливенцовской крепости, Крепости Св. Анны и других. Мы видим, каковы планы крепостей и вновь основанных городов, как выглядели корабли, жители и воины, оружие и предметы быта. Есть целая серия работ, посвящённых Войсковым атаманам Донского казачьего войска и др.

Улыбина Людмила Хамидовна создала значительный ряд замечательно красивых и декоративных работ, темами для которых стали казачьи песни, прибаутки, пословицы и поговорки.

Купреянов Владимир Петрович, создавший серию красивых и значимых лубков, выполненных в технике цветной автолитографии: портреты донских атаманов.

Чаусов Василий Александрович, создатель остроумных и красивых графических листов, погружающих зрителей в мир народного устного творчества.

Графические листы Юрия Борисовича Бессмертного, яркого и креативного художника-графика и дизайнера, очень разнообразны, содержательны и эффектны. Можно было бы начать отдельную беседу, посвящённую его творчеству, тем более, что из-под его руки появляются всё новые работы. Сейчас можно услышать, что лубок стал менее известен, применим и популярен. Во многом это так, и есть для этого много причин. Но если рассмотреть работы Бессмертного, то можно сказать, что графические качества лубка, его современность, нужность и применимость зависят от энергии и мастерства художника, и от тех задач, которые он перед собой ставит. Тематика работ обширна: история, быт, нравы родного края, устное народное творчество.

Ордынская Марина Валентиновна работает и в лубке в своей любимой технике офорта с добавлением акварельной раскраски. Основные её лубки имеют отношение к серии «Святыни Войска донского» и посвящены донским Соборам: Старочеркасский Воскресенский Войсковой собор, Новочеркасский Вознесе́нский Войсково́й всеказачий патриарший собор, Ростовский-на-Дону Кафедральный собор; а также ярким событиям из истории донского края.

Уздемир Дмитрий Мефодьевич. Многоплановый донской график, создатель объёмных серий лубков из истории донского края.

Ковалев Анатолий Петрович. Его яркие и декоративные лубки выполнены в технике автолитографии.

Ещё раз хочу повторить, что мир офорта – увлекательный, весёлый, глубокий и бесконечно разнообразный. Мне приходилось разговаривать с многими художниками, когда-либо занимавшимися лубком. Они все отзываются о этом особом виде творчества с любовью, понимая, как наполнен он смыслом, остроумием, острословием, задором и значимостью формы, и выражают надежду на возвращение широкого интереса к этому замечательному искусству.

Хочется завершить свой рассказ словами выдающегося педагога, профессора, заслуженного деятеля искусств России Николая Николаевича Третьякова:

«В целом, лубок был защитой русского народного мировоззрения. Если Петр I вводил точные науки, то в лубке защищался, как бы мы теперь сказали, поэтический замысел, сказка. Если гравюры Шхонебека подписывались, в общем-то, языком газеты и официальных документов, то в лубках мы находим сказы, былины, песни, а также прибаутки, поговорки. Если на гравюрах Петра было все абсолютно серьезно, потому что они являлись, прежде всего, документами, то в лубке появляется много смеха, иронии. И, наконец, если петровская гравюра всегда выполнялась на меди, была чистой графикой, за что ее ценили некоторые художники XX века и опирались на нее как на чистую графику (мирискуссники, например)…, то лубок графикой не назовешь, – это совершенно особое, не только графическое изображение». /Н. Н. Третьяков/.

«Роль рекламы в развитии читательской активности и популяризации донской литературы в молодёжной среде»

Безрукова С.В.,
заместитель директора ГБУК РО
«Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

Заключительный онлайн мастер-класс из шести запланированных Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр) совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной, в рамках реализации проекта: «Язык – духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» Фонда президентских грантов 2019-2.

Цель мастер-класса: знакомство с различными типами и видами рекламной деятельности и особенностями их применения в библиотеках.

Реклама – отдельный вид информации и к большому сожалению, на сегодняшний день реклама воспринимается нами, в как нечто назойливое, надоедливое, мешающее. Реклама выступает в роли раздражителя и не всегда вызывает положительные эмоции.

Если заглянуть в этимологию слова «реклама», то мы узнаем, что оно происходит от латинского reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать». На сегодняшний день наиболее близкими по значению можно считать слова «агитация», «пропаганда», «проповедь».

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ч.1ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. От 13.07.2020) «О рекламе»).

В соответствии с законом библиотечную рекламу определяют как не коммерческую, а социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому.

Реклама в библиотеке ставит перед собой определённые цели и задачи.

Цели библиотечной рекламы: привлечение новых пользователей; привлечение внимания к самой библиотеке; активизация чтения конкретной книги или жанра; привлечение новых партнеров и спонсоров.

Основная задача заключается в том, чтобы оповестить и ознакомить потенциальных потребителей о библиотечно-информационных изданиях, ресурсах и услугах, которые предоставляет библиотека своим читателям. Крайне важно суметь заинтересовать их и подвигнуть к выбору того или иного «товара» из числа аналогичных информационных продуктов, услуг и ресурсов.

Информировать, напоминать, заинтересовывать - вот задачи, которые, являются приоритетом библиотечной рекламной деятельности.

К рекламе в библиотеке предъявляется ряд требований. В частности, считается, что она должна быть: систематической; целенаправленной; многообразной; периодически изменяющейся по формам и содержанию. Практика показывает, что библиотечная реклама может быть направлена на распространение информации, как о деятельности отдельного библиотечного подразделения, так и о деятельности конкретной библиотеки в целом. Более того библиотечная реклама является одной из базовых составляющих библиотечного или библиотечно-информационного маркетинга. Так или иначе, она должна быть направлена на реализацию стратегии и тактики развития библиотеки.

Средства библиотечной рекламы на сегодняшний день весьма разнообразны.

1. РАДИОРЕКЛАМА (радиообъявления, радиоролики, радиожурналы, рекламные радиопередачи)

2. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА (телефильмы, телевизионные ролики, телезаставки, рекламные объявления, телерепортаж)

3. РЕКЛАМА В ПРЕССЕ (рекламные объявления ,статьи, обзоры, интервью.

4. ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА (каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки, афиши) Средства печатной рекламы: листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, пресс-релизы.

5. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ РЕКЛАМА (рекламные кинофильмы, видеоролики, буктрейлеры, презентации).

6. НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА (рекламные щиты, панно, рекламные транспаранты, световые вывески, электронные табло, экраны, фирменные вывески, указатели, реклама на транспорте, оконные витрины, рекламно-информационное оформление фасадов)

Наибольшим ассортиментом отличается печатная реклама благодаря жанровым особенностям и многообразию существующих форм. Так, например, форма листовки пригодна как закладка в книгу с кратким библиографическим списком или просто броским слоганом и как памятка о библиотеке

Буклет нередко выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки. Также буклеты могут быть посвящены проводимым научно-практическим конференциям, круглым столам и т.д. Нередко буклеты посвящены памятным и знаменательным датам и содержат необходимый материал, позволяющий пользователю более эффективно и качественно подобрать литературу нужной тематики.

Отражение краеведческого материала также может быть представлено в буклетах и составляет содержание краеведческой деятельности библиотеки в данном регионе.

Одно из главных преимуществ печатных средств связано с возможностью одновременно обратиться к широкой аудитории, а ещё они легко трансформируются в свою электронную версию. И тогда буклет, плакат, листовка или закладка в виртуальном виде демонстрируются на сайте библиотеки или в социальных сетях.

Вынужденный уход библиотек на цифровые информационные площадки подтолкнул развитие и новых инструментов библиотечной рекламы, таких как буктрейлеры (короткие рекламные видеоролики о конкретной книге), сетевые акции, флешмобы, челленджи. Кроме новых инструментов совершенствуются и уже хорошо знакомые, такие как книжные выставки, плакаты и листовки, становясь интерактивными.

По функциональному назначению выделяют следующие виды рекламной продукции:

информационная реклама (буклеты, закладки, листовки, проспекты, обложки CD);

˗ сувенирная реклама (памятные адреса, календари, открытки);

˗

˗ презентационная реклама (дипломы, пригласительные билеты);

˗

˗ внутрибиблиотечная или выставочная (оформление заголовков и иллюстраций книжных выставок, информационных стендов).

Для детских библиотек Ростовской области традиционными и привычными уже стали информационная и выставочная реклама (подтверждение тому – многочисленные виртуальные выставки, презентации книг и авторов, буктрейлеры, размещённые на официальных сайтах библиотек), активно осваивается презентационная (всё больше по итогам активностей, устраиваемых библиотеками, участники получают какие-либо сертификаты, дипломы и др.), и, пока в меньшей степени – сувенирная.

На сегодняшний день библиотечная реклама, трансформируясь в соответствии с велениями времени продолжает оставаться значимым инструментом трансляции общечеловеческих ценностей и установок, продвижения книги и чтения.

Сетевая акция как одно из средств библиотечной рекламы: опыт работы.

Продвижение краеведческой литературы для детей: опыт работы Детского отделения Красносулинской Межпоселенческой центральной библиотеки




Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans