Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать

Пётр Васильевич Лебеденко
(20 марта 1916 – 11 февраля 2003)

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)
Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)

Пётр Васильевич Лебеденко родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле. Детство прошло в Азове Ростовской области. Там он и «заболел» небом.

«Было мне, кажется, лет десять, – вспоминал Пётр Васильевич – когда я впервые увидел лётчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолёт, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города – километрах, наверное, в восьми от Дона. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и – само собой, впереди всех – мальчишки…

Лётчик курил в нескольких шагах от своей чудо-машины – весь в блестящей чёрной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный.

До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели.

Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Когда мы взбирались на турецкий вал и смотрели на блестевший внизу Дон, на зеленоватый, затянутый тиной ерик и едва видимые в туманце рыбачьи каюки, это было красиво до щемящего в груди чувства. Что же видел этот затянутый в кожу человек, поднимаясь под самые облака!? Что чувствовал он? И что он мог рассказать, если бы у него вдруг спросили: «Ну, как оно там видится, сверху?»

Через час лётчик улетел.

В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрывал глаза – и сразу вижу самого себя в чёрной кожаной куртке, в таких же брюках, чёрные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо…

Наверное, я был необычайно потрясён событием, потому что долгое время не мог прийти в себя и войти в русло той повседневной мальчишечьей жизни, которой жил до сих пор».

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)
Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)

До войны Пётр Лебеденко окончил лётное училище Гражданского воздушного флота, служил в авиации. Но прогремели первые залпы Великой Отечественной войны, и вот уже в крепких руках молодого лётчика – штурвал боевого самолёта. Во время Отечественной войны сделал более восьмисот вылетов, чаще всего в тыл противника, к партизанам. За боевые заслуги удостоен наград, в том числе ордена Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и II степени, польского ордена «Серебряный крест за заслуги» и других.

«…когда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолёта и дымил последней перед вылетом папиросой, – тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни».

И всё же первыми книгами Петра Васильевича были книги не о лётчиках. Они были адресованы детским читателям. В 1950 году Ростиздат выпустил его «Сказки Тихого Дона». В 1954-м была написана повесть «В дальнем лимане», в 1959-м Детгиз издал его книгу сказок «Доброе сердце дороже красоты». Затем были написаны повесть «Клуб отважных», книга рассказов «Компас» и ещё одна повесть для детей – «Шхуна «Мальва».

Смелость и благородство героев этих произведений, романтическая одухотворённость повествования объясняют заслуженную популярность книг Петра Лебеденко среди юных читателей.

Как же родился писатель Пётр Лебеденко?

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)
Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)

«Сразу после войны – вспоминал Пётр Васильевич – я работал начальником небольшого аэропорта, изредка подлётывая, но летали мы тогда лишь при более или менее нормальной погоде, потому что основное, что у нас было, – это карта и компас. А тут почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть.

И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей лётной работе, о том, как нам, в прошлом боевым лётчикам, не хватает неба.

Передо мной лежала чистая тетрадка, я никак не мог придумать, с чего начать. Конечно, начать надо было с войны – мы ведь все сюда пришли оттуда. Но всё, что было на войне, сейчас казалось очень далёким. Так вот и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу.

«Давным–давно это было…» Да ведь это же классическое начало старых милых сказок!

Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю её я…

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко. «Сказки Тихого Дона» (фото книги из архива библиотеки)
Петр Васильевич Лебеденко. «Сказки Тихого Дона» (фото книги из архива библиотеки)

«Сказки Тихого Дона». Название пришло само собой, и удивительно легко перо побежало, будто всё уже выношено и заранее обдумано, хотя ещё четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило.

К вечеру одна из сказок была написана. Я испытывал не только какое-то неизведанное доселе чувство удовлетворения, но и подъем, и неистребимое желание снова сесть и писать, ни на мгновение не отвлекаясь.

Второй день начался как обычно, и я принялся за следующую сказку. С пяток – не более! – минут подумав, назвал её так: «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслёзном». Один за другим вставали передо мной образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое – Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслёзный, освобождающий её из неволи…

В каждой сказке – свои герои, своя мораль, свой нравственный урок.

Петрусь – мальчонка русский, хоть и вырос в ханской неволе, не забыл своей родной сторонушки, своего Тихого Дона. Копил в себе силу духа на борьбу с ханом турецким в образе хищного орла. Как не пытался хан воспитать его в ненависти ко всему доброму и живому, сохранил Петрусь свою душу русскую, не запятнал её кровью невинных. А пришло время, восстал Петрусь против хана и морской царевны Зуралы, только силы были неравны, как увидел герой, что не устоять ему против них, подумал: «Эх, стали бы мои ноги каменными – не видать бы разбойникам Тихого Дона…» И окаменели его ноги, и стала его грудь утёсом, и разбился о него насмерть хищник злой, не стала больше литься кровь русская от его когтей, не льются больше слёзы материнские от горя страшного.

В тяжёлую битву за Тихий Дон вступила девица Светланка со зверем–рыбой Чудом-чудищем из «Сказки о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице». Помогли ей в том рыбки-стерлядки, одарили волшебной палицей и волшебной кольчужкой, да только с условием: сотню лет жить рыбой. Не было в ней сомнения, соглашаться ли сто лет носить волшебную кольчужку, в Дону плавать, и землю родную от горя избавить. А серая волчица быстрее ветра доставила Светланку к месту жестокой битвы. Победила храбрая девица Чудо-чудище, стала маленькой рыбкой и осталась жить в реке. А только «…старые люди говорят, что когда приходил откуда-нибудь враг на Тихий Дон, появлялась на серой волчице девица-красавица в рубашке-кольчужке, с волшебной палицей в руках, – и бежал тогда враг с Тихого Дона».

Герой сказки «Игнатка» помнил слова деда: «Нет на свете ничего сильнее силы народной, Игнатка. Когда трудно будет тебе в жизни – ищи силу в людях, и будешь ты сильным их силой». Эта сила народная помогла мальчику спасти дочь славного богатыря Тихого Дона Пи-кви-ли-ви от злого Кваррадамала, спасти русских людей от его ига. Чуть было не погиб Игнатка, поверив Кваррадамалу, притворившимся дряхлым стариком, выпил сонного зелья. Спас его богатырь Тихий Дон, да впредь наказывал: «Запомни, Игнатка: не всякие сладкие речи – мёд».

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко. «Доброе сердце дороже красоты» (фото книги из архива библиотеки)
Петр Васильевич Лебеденко. «Доброе сердце дороже красоты» (фото книги из архива библиотеки)

О необыкновенно доброй девушке Груне и её злой сестрице Улите рассказывает нам сказка «Доброе сердце дороже красоты». Ушел казак на войну и почувствовал в себе силу богатырскую, а сила в нём – от сердца девушки Груни, от доброты ее. Решил казак найти девушку, да облик её забыл, одна надежда – отметинка от его поцелуя у неё на руке осталась. Злая Улита решила убить Груню и самой стать женой казака. Совсем было свершилось дело злое, да вмешалась старушка древняя. Оживила Груню, а Улиту наказала: превратила её в улитку-горбатку. Казак узнал девушку, обнял её и сказал: «Доброе сердце дороже красоты. Будешь женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти».

Пётр Васильевич позднее вспоминал: «Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чём писал. Всё рождалось мгновенно и для меня самого загадочно. …Cудьба оказалась для первой книжки весьма счастливой: когда я показал её М.А. Шолохову, он сказал: «Неплохо. Довольно-таки неплохо!».

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко. «В дальнем лимане» (фото книги из архива библиотеки)
Петр Васильевич Лебеденко. «В дальнем лимане» (фото книги из архива библиотеки)

О второй книжке, тоже детской, полуприключенческой-полудетективной повести «В дальнем лимане» Михаил Александрович отозвался значительно холоднее и не преминул добавить: «В жизни есть вещи более серьёзные и более значительные. Ты внимательнее оглядись, и если уж решил писать, то пиши о том, что вокруг тебя кипит»

И всё-таки, несмотря на строгую критику Шолохова, повесть читается с увлечением. Может потому, что она о мальчишках и девчонках послевоенной поры, у многих из которых отцы погибли на фронтах Великой Отечественной, может, потому, что главные герои Олег Трошин и Дима Усенко увлечены изобретательством и хотят вывести новые сорта рыб и огурцов, а, может, потому, что ребята разоблачили самых настоящих вредителей, которые травили рыб редких пород в заповеднике и молодь на опытной рыбоводческой станции.

Этим ребятам близки и понятны поступки мальчика Степана из легенды об острове, которую рассказала пионервожатая Валя, пока ребята пережидали грозу.

Попал казачок Степан на ханский остров, где погибали от тяжёлых работ люди разных национальностей. Условие для всех пленных было одно: забыть родной язык, родные песни и родную сторонушку. Бросили непокорившегося Степана в темницу, где был ещё один пленник, долгие годы томившийся в подземелье и знавший тайну острова. Он и открыл её Степану: если на чёрный флаг, развевающийся над островом и делающий этот остров невидимым для проплывающих кораблей, попадёт человеческая кровь, засветится он тысячами огней и будет остров виден за тысячи верст.

Решил тогда Степан притвориться, что готов стать верным рабом хана. Каждый день мыл он хану ноги, целовал руки, а сам ждал удобного часа, чтоб дать знать людям об острове. И дождался, услышал песню русскую, бросился на башню и ударил себя ножом в руку. «Брызнула кровь человеческая на полотнище чёрное и засветилось оно вдруг ярким светом на сотни верст вокруг. Закружилась голова у Степана, склонился он на выступ башенный, смотрит он глазами затуманенными на корабли русские, а оттуда уже крики боевые несутся. Увидели казаки остров ханский, повернули свои корабли к берегу. Плывут, торопятся люди русские с ханом силой померяться. Слуги ханские и опомниться не успели, как покатились с них головы злодейские. Нашли казаки хана, взяли его и бросили в бассейн с акулами. А пленники к казакам навстречу бегут, плачут от радости». Нашли казаки Степана, очнулся он, смотрит на людей, и счастьем великим глаза его светятся.

Счастьем светятся глаза и у героев повести «В дальнем лимане» потому, что закончилась война, что живут они на могучем, свободном Дону и сила их в дружбе и в любви к Родине.

Сказки в книгах для детей у Петра Васильевича Лебеденко – «Сказки Тихого Дона», «В дальнем лимане», «Доброе сердце дороже красоты» – как мостик, который объединяет их и ведёт юного читателя от книжки к книжке.

С 1957 года Петр Лебеденко становится членом Союза Писателей.

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко. «Клуб отважных» (фото книги из архива библиотеки)
Петр Васильевич Лебеденко. «Клуб отважных» (фото книги из архива библиотеки)

Ребятам младшего школьного возраста адресована повесть «Клуб отважных», которая вышла в 1961 году в издательстве «Детская литература».

В городе, в большом доме живут хорошие ребята – пионер Никита Лобов и его друзья – октябрята: Валерий Сомов, Митя Воеводин, Костя Бурцев, Шурик Игнатов и другие.

Чтобы веселее провести каникулы, они затеяли во дворе интересную игру, организовали «Клуб отважных». Но в этот клуб не сразу всех принимали. Многим октябрятам пришлось держать испытание на храбрость, выносливость, бороться с недостатками своего характера. Ведь член клуба никогда не обижает маленьких мальчишек и девчонок. Член клуба должен защищать слабых. Член клуба всегда должен уважать старших, уступать им место в трамвае и автобусе. И, самое главное, член клуба должен быть смелым, решительным и выносливым.

Валерку Сомова не приняли за то, что он даже в тёплые дни завязывает под подбородком шапку-ушанку. Все ребята из «Клуба отважных» ушли в поход играть в военную игру, а он остался один на улице, которая показалась ему скучной и неуютной.

И тут на трамвайной остановке он увидел растерянную соседку, Лидию Ивановну, маму Кости Бурцева. Выяснилось, что она потеряла в трамвае маленькую дочку. Мальчик вызвался помочь её найти. Валерка нашел Лялю в доме с аварийной лестницей с надписью: «Ходить по лестнице запрещается. Опасно», но Лялька умудрилась залезть на самый верхний этаж. Страшно было Валерке, но надо было помочь маленькой девочке, и он, забравшись к ней, помог ей спуститься по шатающейся лестнице, приговаривая: «Ну, чего же ты боишься Ляля? Тут же ничего страшного нет. Совсем ничего страшного нет. Это специально так лестница шатается, понимаешь? Вот давай руку, и потихоньку будем спускаться. Потихоньку-потихоньку, потому что нам с тобой спешить некуда»

А когда Валерка, белый от страха, вывел Лялю на улицу, она показалась ему весёлой и нарядной. Ребята вернулись из похода, и Ляля рассказала Косте, как Валерка спас её. Утром все члены «Клуба отважных» пошли смотреть на опасную лестницу и вопрос о том, быть ли Валерке в их клубе, отпал сам собой.

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко. «Компас» (фото книги из архива библиотеки)
Петр Васильевич Лебеденко. «Компас» (фото книги из архива библиотеки)

Эта повесть вошла в сборник «Компас», вышедший в Ростовском книжном издательстве в 1962 году. В нём рассказы для читателей младшего школьного возраста, написанные с мягким юмором и удивительным знанием детской психологии.

Оказывается, не так-то легко пользоваться компасом двум неразлучным друзьям Вадику и Димке из рассказа «Компас». Они долго копили деньги, купили желанную вещь и решили ходить «правильно», по компасу. Но почему-то всегда упирались в стену! На помощь пришёл моряк в кителе с золотыми нашивками. Он-то и помог мальчишкам разобраться в том, как устроен компас. А на прощание сказал: «За какое бы дело ни брался человек, он должен сначала его хорошо изучить».

Лёньке Макушкину из рассказа «Лёнька-гипнотизёр» пришлось стать гипнотизёром, потому что он, неожиданно для себя, дал обещание выступить на утреннике с необычным номером. И всё бы удалось, ведь Ленька договорился со своим «асистином» (слово ассистент ему так и не удалось выучить), но всё перепутала одноклассница Машка. Вместо задания «пожар» она предложила «наводнение», а они-то отрепетировали пожар! Но ребята так хохотали над горе-артистами, что в конце наградили их долгими и дружными аплодисментами.

Мальчишки из рассказа «Красный вымпел» вначале не поняли, что такое утильсырье, и даже кошку и собаку постригли, чтобы сдать шерсть и заработать красный вымпел. Уже потом они больше всех собрали металлолома и получили желанный вымпел.

Горе-мастера Димка и Шурик из рассказа «Мебель» делали стол и стул, да только при первом же испытании их изделия развалились. Но ребята не смутились: «Ничего,- ответил Димка, - Сперва ни у кого не получается. Научимся, правда, Шурик?»

Почтальон тётя Катя из рассказа «Контора» поделилась со Славкиной мамой проблемой: не хватает почтальонов, некому разносить письма и газеты. Может ребятишки младших классов за это возьмутся, ведь старшеклассники все в поле работают. И Славка решил организовать контору по привлечению ребят к работе, самую настоящую: с секретарём, начальником кадров, анкетами. Да только пока они всё «организовывали», другие ребята просто пришли на почту, взяли почтовые сумки с газетами, письмами да и разнесли всё по адресам. Понял Славка, что нельзя быть «бурократом», а надо просто пойти на почту и сказать, что завтра их очередь разносить почту. Ведь это же интересно!

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко. «Шхуна «Мальва» (фото книги из архива библиотеки)
Петр Васильевич Лебеденко. «Шхуна «Мальва» (фото книги из архива библиотеки)

В повести «Шхуна «Мальва», писатель рассказал об участии подростков, юношей и девушек в защите Родины, о борьбе юных патриотов с фашистскими оккупантами, об опасных операциях партизанской шхуны «Мальва».

В маленьком приморском городке открылась частная кофейня. Хозяйничал в ней старый грек Христо Юрьевич Араки, оставленный советской властью для связи с подпольщиками. Много обидных слов приходилось ему слышать от когда-то хороших знакомых и друзей, но особенно тяжело было это слышать сыну Юре.

«Отец молчал, будто ничего не слышал, но Юра знал: опять он будет стонать во сне, опять будет хвататься за сердце. И Юра тоже молчал. Он понимал: никто посторонний не должен знать, что кофейня – это и штаб, и явочная квартира, где встречаются люди, делающие большое и важное дело. Не мог он сказать об этом даже своему лучшему другу Саше Аджарову: это была не его тайна.

– Сын за отца не отвечает, – серьёзно сказал Саша, – но мы то… Время идет, а мы сидим, мечтаем, когда прогонят немцев. Разве наше время не пришло?

– Наше время пришло, – ответил Юра».

Ребята начали действовать. Начали с листовок, потом устроились матросами на шхуну «Мальва», якобы для обеспечения немцев рыбой, затем освободили пленного коммуниста. И всё это под пристальным вниманием Андрея Ильича Шорохова, шкипера шхуны, тоже оставленного для работы в подполье. Уж очень подходящая у него была биография: сидел в сталинских лагерях четыре года, обижен советской властью, т. е. вне подозрений у немцев.

Шорохов пришел на встречу с Араки, чтобы предупредить о крупной операции немцев против партизан в бухте Светлой. Уже прощаясь, Христо Юрьевич сказал:

– Кто-то помог бежать от немцев одному коммунисту. Никто из наших не знает, кто бы мог это сделать. Увидеться же с бежавшим товарищем пока не удаётся, и мы ломаем голову… – Он испытующе посмотрел в глаза шкиперу: – До вас не доходили слухи?

– Я знаю, кто организовал побег, – ответил шкипер.

– Знаете? Кто же это?

– Ребята со шхуны.

– С вашей шхуны?

– Да.

– Под вашим руководством?

– Нет. Они мне пока не доверяют.

Христо Юрьевич поближе подошел к шкиперу, снова заглянул ему в глаза.

– Поберегите их, – тихо проговорил он. – Они ведь почти дети. Их надо беречь…»

Операция немцев провалилась, погиб в бою Христо Юрьевич Араки, заслонив собой сына Юру, затонула получившая пробоины шхуна «Мальва».

А война ещё шла. «Впереди были новые бои, новые опасности. Боевые друзья знали: покой и счастье, придёт к ним только тогда, когда их обретет Родина».

Нажмите для увеличения. Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)
Петр Васильевич Лебеденко (фото из архива семьи Лебеденко)

Позже стали появляться многочисленные романы и повести Петра Васильевича Лебеденко, которые вам, ребята, ещё предстоит прочитать, когда вы станете взрослыми: «Льды уходят в океан», «Четвёртый разворот», «Чёрные листья», «Красный ветер», «Голубые дороги», «Особый рейс», «Навстречу ветрам», «Дважды жить не дано», «Повесть о разведчике», «Холодный туман».

Роман «Холодный туман», опубликованный в 1994 году, как говорят друзья и близкие, не просто книга о войне – это книга о человеческой совести и порядочности.

«Сегодня такая книга очень нужна, мы мало стали говорить об этом. Нужно и новым поколениям напоминать, что самое главное – это совесть и нравственные основы», – уверена редактор книги «Холодный туман» Валерия Салтанова.

«Вся горечь потерь, несчастий. Я думаю это можно назвать поэмой – это не о конкретных людях и событиях, но впечатление уже выкристаллизовавшегося человека о войне – как о горе народном, потому и «Холодный туман», – пояснила вдова Петра Лебеденко Маргарита Лагунова.

Романы и повести Лебеденко сразу покорили сердца многих читателей. Потому что писались они сердцем, которое одолевали сомнения и страхи. Пётр Васильевич признавался: «День за днём, месяц за месяцем. Вдохновение? Оно приходит. И тогда на едином дыхании пишутся целые главы. Но вдохновение – штука изменчивая… Вечный союзник – труд. Тяжкий, почти каторжный»

Надеемся, что и вас они не оставят равнодушными.

Список использованной литературы


  1. Лебеденко Пётр Васильевич // Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край XIX-XXI вв. – Ростов-на-Дону. – 2006. – С. 211-217.
  2. Лебеденко П. И вдохновение, и тяжкий труд / П. Лебеденко // Литературная Россия. –1975. – 24 окт.
  3. Против неба на земле // Мирошниченко М. Шолоховское притяжение: заметки о современной донской литературе. – Ростов–на–Дону, 1992. – С. 89-100.
  4. Сухорученко, Г. На огненных рубежах: Петру Лебеденко – 80 лет/ Г. Сухорученко // Литературная Россия. – 1996. – 26 апр.
  5. Тартынский, Л. Добрые сказки оставил детям боевой лётчик / Л. Тартынский // Вечерний Ростов. – 2011. – 18 марта.

Подготовила Емельянова Ирина Николаевна,
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans