344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Георгий Николаевич Юдин

https://www.high-endrolex.com/26

(к 75-летию со дня рождения художника - иллюстратора и писателя).
Родился 27 сентября 1943 г.

Нажмите для увеличения.Георгий Николаевич Юдин. Фото с сайта https://kniga3000.ru/sites/default/files/artist/yu/yudin_georgij_nikolaevich/yudin_georgiy_nikolaevich_03.jpg
Георгий Николаевич Юдин. Фото с сайта https://kniga3000.ru/sites/default/files/artist/yu/yudin_georgij_nikolaevich/yudin_georgiy_nikolaevi...

Заслуженный художник России Георгий Николаевич Юдин – строитель и актер, художник кино и иллюстратор детских книг. А для тех, кто любит читать, он еще и автор сказочных историй про трогательного поросенка из пластилина Пашу, про «Главное чудо света» - человека («Птица Сирин и всадник на белом коне»), про древнерусского художника Егория, умеющего строить дома, расписывать стены, лепить из глины игрушки, про богатыря Илью Муромца, жившего на Руси в XII веке, и множества замечательных былин, рассказывающих про Русь христианскую.

Георгий Юдин родился близ Ашхабада в туркменском ауле Каакха в 1943 году. А Каакха в переводе означает «ха-ха-ха». Так хохотали жестокие кочевники, когда напали на маленький аул: хитрые жители встретили их огромными кривыми зеркалами. Увидев свое отражение в таком зеркале, любой станет хохотать доупаду. А уж если солдат смеется, какой из него вояка! После службы в армии, двадцати лет от роду, Георгий приехал в Москву – поступать в полиграфический институт. Но студентом сразу стать не удалось, пришлось пойти в маляры. Больше всего он любил красить полы. А вечером Георгий спешил домой, в общежитие строителей, где, положив на колени альбом, до самой поздней ночи рисовал. И вот, наконец, Георгий - студент художественно-графического факультета Московского полиграфического института, где учатся будущие иллюстраторы. Он ходит в музеи, слушает лекции, много читает, пробует писать масляными красками. Делает рисунки к первой в своей жизни книжке, заказанные туркменским издательством. Книжки, которые он иллюстрировал после окончания института, полны удивительных сказочных происшествий. Это приключенческие романы А.Беляева «Человек-амфибия», Ф. Купера «Шпион», сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица». Всего Г. Юдиным оформлено иллюстрациями 130 книг.

Рассматривая рисунки Г. Юдина, замечаешь, какими живыми, подвижными умеет нарисовать художник своих героев. Он был художником-постановщиком нескольких знаменитых кинофильмов. Таинственный серебристый «Наутилус» - подводный корабль из романа Ж. Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника – широкоплечего рыжеволосого бородача. В середине 70-х годов, рисуя сказки и стихи других писателей, Юдин пять лет думал про свою будущую книжку. Про то, как сделать увлекательной игрой разговор о буквах. Так родился «Букваренок» – книга, в 1989 году получившая серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.

«Букваренок»:

«Только для девочек и мальчиков, не умеющих читать!».

«Все о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире» – так написал сам автор в предисловии к своей первой книге. Кто не пробовал разглядеть что-то знакомое в привычных очертаниях разных букв? Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Так появился «Букваренок» – удивительная книга, при помощи которой любой человек 5-6 лет может научиться читать. Наверное, придумывая эти сказочные истории, художник вспоминал свою жизнь, в которой – как у каждого из нас - веселое перемешано с очень грустным. «Букваренок» - это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. В современной педагогике дидактическая игра признана одним из методов обучения. Ребенок, взяв в руки «Букваренок», сразу попадает в многообразие интересных для него явлений. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок – «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои – мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Следующим замечательным учебником для дошкольника стала книга «Заниматика». Это – веселая младшая сестра арифметики. Она поможет детям не только быстро запомнить цифры и решать несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения, как в арифметике, так и в жизни. Вышедшая позже «Заниматика для малышей» поможет детям с трех лет ознакомиться с простейшими математическими понятиями решить маленькие задачи, которые автор Г. Юдин изобразил с помощью знакомых игрушек, сказочных персонажей. Оба этих пособия с успехом можно использовать в работе учителя начальной школы (1-2кл.) в качестве дополнительного, занимательного материала, в подготовке к школе в старшей труппе детского сада. Их можно рекомендовать родителям для занятий с 5-6 летними детьми. В творчестве Г. Юдина писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Очень серьезной работой для Г. Юдина стало создание «мудрого» пособия для родителей и детей «Главное чудо света». Книга с уважением, любовью, восхищением рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, где у него почки, печень, сердце, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств.

Г. Юдин не побоялся взяться за столь сложную для детской литературы тему: психофизиология человека. Задача была весьма не простая: нужно знать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковый стиль. Г. Юдин нашел верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором, ответы на вопросы малышей доступны и занимательны. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,– делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

В последнее время Г. И. Юдин полностью посвятил себя созданию книг духовно-нравственного содержания. Автор воздействует на своего читателя как прирожденный педагог, воспитатель, как поэтически настроенный, верующий в красоту и добро, христианскую святость прозаик и художник. Эту веру он стремится передать детям. Одной из первых книг такого направления стала «Птица СИРИН и всадник на белом коне». Что такое родная история, что такое русский человек, чем одарен, на что способен? – задается вопросами автор повести (1993г.). Через сиротство, душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление, очищение проходит Егорий, прежде чем становится иконописцем. Читатель переживает его духовный путь, узнает, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Г. Юдин, как и Егорий осознаются частью своего народа, с присущими ему традициями, культурой. Книга эта – прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.

Душа любого ребенка, а особенно живущего в наши дни, – хрупкий сосуд. И заполнить его надо светом, добром и любовью. Рассказы, притчи и сказки, помещенные в сборник «Спасенная душа» позволят маленькому человеку лучше узнать русскую культуру, приблизиться к традициям предков, стать чище, добрее и, может быть, найти благодатную искру Божью. Эта книга требует определенной подготовки и духовных знаний. Очень трудно читать о чудесах Богородицы, не зная, кто Она такая, откуда в Ней бесконечное милосердие и любовь ко всем без исключения: бедным и богатым, больным и здоровым, негодяям и праведникам. Возможно, после прочтения этой книги, у читателей возникнет желание побольше узнать о реально живших на земле Богородице, сыне Её Иисусе Христе, святых апостолах и старцах, об их необыкновенных духовных подвигах, о чудесах, творимых ими как при жизни, так и после смерти.

Разные науки изучаются в школе. Полнота знаний никогда не будет лишней. Знания делают человека личностью, а личность не может обойтись без души. Однако без добрых дел и духовной пищи душа человека, увы, мертва. Об этом повесть «30 лет и три года» - о былинном богатыре земли Русской Илье Муромце. О подвигах Ильи Муромца известно много былин, но Г. Юдин рассказал нам о душевном его подвиге, о том, как была побеждена его хворь и немощь. Илья Муромец был не наказан, а награжден своей болезнью и (сидел тридцать лет и три года), чтобы, пройдя через испытания неподвижностью не ожесточиться, а созрев духовно, стать защитником Руси.

В необычной для нашего читателя книге «Нечаянная радость» Г. Юдин рассказывает о тонком и порой необъяснимом с точки зрения человеческого разума духовном мире, о помощи небесных заступников и ангелов людям, попавшим в беду. Говорить доступно о высоких понятиях трудно - это особый дар. Книга Г. Юдина соединяет в себе необходимое единство простоты речи и ее духовного звучания. Вдобавок и еще радость - автор текста является и автором оформления рисунков в книге. И, может, только сам Г. Юдин знает, когда и какой дар в нем объявился раньше: художника или писателя. Книга «Нечаянная радость» - особая для самого автора. В ней собраны судьбы многих и многих людей. Иногда действие уносит в далекое прошлое, иногда герои – наши современники, но все они входят в наше сознание как реально живущие в земной или вечной жизни.

С удивления, с восторга начинается книга «Муромское чудо». Свою «цветистую» речь, богатую эпитетами, Юдин сопровождает не менее декоративными изображениями всех Муромских святых на красивом развороте, напоминающем церковную настенную роспись! Для повествования выбирает четырех: Петра и Февронию, епископа Василия, а главное – Илью Муромца, жизнь и судьба которого становится настоящим открытием.

«Тихий ангел пролетел». В этот сборник вошли православные сказки и легенды, в том числе и из коллекции знаменитого собирателя русских сказок А. Афанасьева, легенды и предания из древнего Патерика (сборник жизнеописаний отцов Церкви), художественные рассказы и притчи. Это интересное и полезное чтение ребенка любого возраста, ведь подрастая, он будет открывать в самом простеньком сюжете философские глубины. Великолепно изданные, эти книги – подарок каждому, кто к ним прикасается, это эстетическое наслаждение, это чтение для сердца и разума.

Георгий Николаевич – человек и художник необыкновенный. Знакомство с его книгами – нечаянная (высшая!) радость прикосновения к искусству искреннему, неподдельному, талантливому.

Список использованной литературы.

1. Кудрявцева. Л. Художники детской книги. Преданья старины глубокой.. //Дошк. восп.– 2000. – № 4. – С. 78-79.

2. Звонарева Л. Написал и нарисовал Георгий Юдин //Костер.– 1960.– № 12.

3. Юдин. Г. Муромские святые и окаянный змей.– Дет. лит. –1993.– №8-9.– С 54.

4. Евсеев. Б. Его нечаянная радость //.Книж. обоз.– 1999.– №51.

Математика – заниматика

(Утренник для учащихся 1-х классов)

Участники: ведущий (учитель, библиотекарь);

Оборудование: книга Г. Юдина «Заниматика», М «Росмэн», 2000г.; карточки с текстами гороскопа цифр, таблица предметов разных геометрических форм;

Ведущий - Отряд! Смирно! На ле-во! (ребята-цифры поворачиваются в разные стороны);

Ведущий - Ой-ой-ой! Нолик, ты у нас круглый отличник, расскажи всем, где лево, где право.

Нолик - Правая рука - правильная, мы ею пишем, едим, держим ложку, ракетку. А левая - помощница, без нее правая просто не справлялась бы.

Ведущий - Всем понятно? Нале-во! Теперь молодцы! Начинаем разминку для ума. Единичка, иди сюда. Двоечка, встань слева от Единички. Какое число получилось? А теперь справа. Какое? Что больше и на сколько? (Провести еще 2-3 перестановки с разными цифрами);

Ведущий - Играем все. Называем слова, противоположные по значению и добавляем название предмета, действия;

Например: Много - (мало птиц), можно - (нельзя), правый - (левый), впереди - (сзади), внизу - (вверху),близко - (далеко); маленький - (большой), низкий - (высокий), узкий -(широкий), короткий - (длинный). Легкий - (тяжелый) и т.д.

(По выбору учителя прочитать сказку из книги Г. Юдина о любом из этих понятий).

Ведущий - Мы провели игру, где вы показали, как умеете мыслить логически, а это умение очень важно в математике, без него ни одной задачи не решишь. А сейчас, познакомимся с очень важным понятием в математике - формой предмета. Умение увидеть и различать: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

(Здесь могут быть использованы таблицы из книги, рисунки, окружающие предметы). Игра «На что это похоже».

Ведущий - А теперь поиграем!. Называет вразнобой цифры, а дети быстро придумывают предметы (пять - ромашек, три - медведя, семь - козлят, десять - пальцев).

Ведущий - Вы уже давно познакомились с цифрами, знаете, что они означают количество чего-нибудь. А как люди вообще считать научились, кто придумал цифры? (Читает или рассказывает главу из книги «История цифр»).

Ведущий - Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. Попробуем найти свое главное число. (На примере одного из ребят находят его главное число. Читают его гороскоп. Для остальных надо заготовить гороскопы цифр и дать возможность найти каждому ребенку его главное число, дать характеристику его числа. См. книгу Г. Юдина, II главу).

Ведущий - А сейчас конкурс на лучшего матемагика класса:

1. На столе лежали орехи. Два мышонка стоят и думают: если мы возьмем по три ореха, то один останется лишним, а если по четыре - одного не хватит. Сколько было орехов?

2. Двое друзей договорились сесть в четвертый вагон электрички, в которой было семь вагонов. Один сел в четвертый с начала поезда, а другой – с конца. Встретились ли друзья в одном вагоне?

3. Сколько раз надо распилить бревно, чтобы получилось четыре полена?

4. Стоит, в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

5. Каждый месяц года оканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть число 28?

6. Отец с двумя детьми катался на велосипедах. Велосипедов было три, а колес - семь. Как это может быть?

Ведущий – все ребята с задачами справились. А помогли вам логика, знание формы и цифры. И, конечно, веселая и умная книга Г. Н. Юдина «Заниматика», которую он придумал сам, сам и все рисунки к ней нарисовал.

Медведева Т.А.,
библиотекарь ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»




https://www.high-endrolex.com/26