(21.06.1910-18.12.1971)
И дорога до смерти жизнь…
![]() |
Александр Твардовский – советский писатель, прозаик, поэт, публицист, журналист, пятикратный лауреат Государственной премии, редактор лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир».
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском, в семье кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской (Плескачевской).
Отец, Трифон Гордеевич, был начитанным человеком, и детям старался привить любовь к книге. Отец на память знал «Бородино», «Сказания князя Курбского», чуть не всего ершовского «Конька-Горбунка». Кроме Александра в семье было ещё шестеро детей, четыре сына и две дочери. Вечерами семья Твардовских устраивала дома «избу-читальню», и кто-то один читал вслух. Больше всего им нравились произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.
Мать поэта, Мария Митрофановна – добрая, красивая, работящая женщина, была дочерью обедневшего дворянина. С малых лет и до последних дней Твардовский всегда нежно любил Марию Митрофановну, об этом свидетельствуют не только посвященные ей стихи, но и материнская тема, образ женщины-матери, присутствующий в его творчестве.
![]() |
Александр Твардовский начал сочинять стихи очень рано, ещё до того как научился писать. Но уже в школе (она находилась в деревне Ляхово, в шести километрах от хутора Загорье) Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Первое стихотворение Твардовского – ему только что исполнилось пятнадцать лет (1925 г.) – было напечатано под рубрикой «Деревенское – бытовое. Крестьянин, сделай газету и книгу оружием против старого быта!»
Новая изба. |
Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». С лёгкой руки редактора их напечатали, М. Исаковский сумел помочь Александру справиться с робостью и убедил его продолжать писать.
После получения школьного аттестата Александр Твардовский переехал в Смоленск, в надежде найти работу или продолжить обучение, однако все его попытки были безуспешны. Александру приходилось выживать на скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Он отправлял свои произведения и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения. Окрылённый успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. В этот период произошли перемены и в личной жизни поэта.
![]() Александр Твардовский и Мария Горелова |
В 1931 году Твардовский женился на Марии Илларионовне Гореловой, с которой прожил всю жизнь. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленником. У них были две дочери – Валентина и Ольга, ещё один ребёнок, сын Саша, умер в младенчестве.
В 1932 году Твардовский поступает на первый курс Смоленского педагогического института, но бросает его ради переезда в Москву. В 1936-м он становится студентом Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), диплом которого получил в 1939-м году. В это время Твардовского начали активно печатать, в 1936-м он издал поэму «Страна Муравия» (1934-1936) главной темой которой была коллективизация. Главный герой – Никита Моргунок. Он трудолюбив, хочет разбогатеть, а эту возможность он видит лишь, ведя хозяйство самостоятельно, не присоединяясь к колхозу. Герой уверен, что коллективизация ведёт к бедности. Вот он и едет искать страну, где люди живут без колхозов. Поэма имела успех у читателей и критики.
В этот же период Твардовский пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу», ряд других заметных произведений. В 1939 году он окончил МИФЛИ с отличием, выпустил книги «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939). Были написаны стихотворения «Матери», «Иванушка».
![]() |
В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии, во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты. В Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Великую Отечественную войну — Василия Тёркина.
Поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца без начала и конца» (1941-1945) — самое известное произведение Александра Твардовского. Это рассказы в стихах из жизни рядового Тёркина, воюющего «не ради славы — ради жизни на Земле».
Ни одна армия мира не имела такого произведения, как «Василий Тёркин», – книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат. Её публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа, каждая история публиковалась в одном номере газеты как отдельное произведение. Уже в 1942 году «Василий Тёркин» вышел за пределы маленькой фронтовой газеты. «Тёркина» стали перепечатывать другие газеты, столичные – «Правда», «Известия», да и журналы. По радио главы из поэмы читал Левитан, приглашали читать и автора.
Автор создал прекрасный народный образ героя, защитника Родины.
![]() |
Тёркин — кто же он такой? |
Солдаты писали автору:
"Сожалею, что условия не позволяют написать Вам обстоятельнее (мы на марше, бивак кончился, и мы идём дальше, времени нет). Не оставляю надежды написать Вам ещё, а пока с Тёркиным иду в бой."
"Главное достоинство — это правдивость, ничего выдуманного. Ваша поэма — это сама наша жизнь, подмеченная Вами до самых мельчайших подробностей."
"Вашими стихотворениями о войне я восхищён. Они доходчивы и понятны любому малограмотному бойцу. Как Вы искусно, не надуманно, а так, как оно есть, отражаете в них боевую современную действительность. Как глубоко Вы отразили жизнь и мысли бойца и командира. Когда читаешь Ваши стихотворения или поэму «Василий Тёркин», то, кажется, что Вы описываете подлинно жизнь нашего подразделения или жизнь каждого из нас."
За поэму «Василий Тёркин» в 1946 году А.Т. Твардовскому была присуждена Сталинская премия первой степени. За участие в боевых действиях в ходе Второй мировой войны Твардовский был награждён орденом Отечественной войны I и II степени. За годы войны им было написано множество стихов, которые впоследствии были объединены в сборник «Фронтовая хроника» (1941-1945).Также в это время он пишет стихотворение «Я убит подо Ржевом», поэму «Дом у дороги», в которых рассказывает об ужасах и жестокости войны, о её бессмысленности.
«Прошла война, прошла страда, |
Поэма «Дом у дороги» – о семье солдата Андрея Савицкого, о родном доме у дороги, откуда угнали в Германию его жену и детей. Дом сожгли. Поэма соединяет в себе мотив мира и войны, семьи во время войны.
После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-х годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль». Поэма была задумана автором задолго до её написания. Произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Главный герой поэмы – это сам автор, который описывает красивейшие места своей родины — Сибирь, Урал, Дальний Восток, их природу и исторические эпохи. Всё произведение проникнуто романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток.
В 1965 году выходит цикл «Памяти матери» – это четыре стихотворения, представляющих единый отклик на смерть матери поэта. В нём совмещены мотив прощания и мотивы воспоминаний и автора, и матери.
В 1967 году А. Твардовский приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет. Главным героем произведения стал отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. Автор пытался показать правду трагических событий нашей истории.
Персонажи большинства произведений Твардовского — это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому и знакомые ему с детства места. Поэт раскрывает обычаи, привычки, воспроизводит речь — с прибаутками, пословицами, поговорками, бытующими на Смоленщине. О чём бы ни писал Твардовский в самом расцвете поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня всегда присутствовала в его творчестве, как нечто родное и близкое.
В 1950 годку Александр Твардовский стал главным редактором ежемесячного литературно-художественного журнала «Новый мир» (издавался в Москве с 1925 года). Он сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному изображению советской действительности. Он привлекал на страницы журнала таких мастеров русского слова, как В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. М. Шукшин, Ю. В. Бондарев; способствовал появлению в печати произведений М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. И. Солженицына.
![]() Абрамов Федор Александрович |
![]() Чингиз Айтматов |
![]() Василь Быков |
![]() Василий Шукшин |
Позже журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны властей, и в 1970-м Твардовский оставляет занимаемую должность.
![]() Могила Александра Твардовского |
После ухода из журнала, писатель уехал на дачу под Москвой (Красная Пахра), где и провёл последние месяцы своей жизни. Он умер 18 декабря 1971 года.
Трагедия и юмор, героизм народа в дни испытаний — всё это в единстве явилось художественным открытием Твардовского, проявлением его яркого и самобытного таланта. Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие.
Предлагаем вам книги А.Т. Твардовского
из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной,
рекомендованные для чтения детям среднего и старшего школьного возраста.
![]() |
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : письма фронтовиков Александру Твардовскому : [для детей среднего школьного возраста] / Александр Твардовский ; худож. Владимир Гальдяев. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 317, [2] с.
Поэма «Василий Тёркин» и своего рода комментарий к поэме — письма фронтовиков, подтверждающие невыдуманность, реальность характера русского труженика-солдата, его боевых качеств, патриотизма.
Специально для этого издания, рассчитанного на старшеклассников, дочери поэта отобрали самые эмоциональные письма – тех, кто читал поэму на фронте, шёл бой вместе с её героем. Иллюстрации художника Владимира Гальдяева воссоздали достоверную, почти документальную летопись жизни Василия Тёркина – друга, спутника и собеседника советских солдат.
![]() |
Твардовский, А. Т. Я убит подо Ржевом : [для чтения взрослыми детям] / Александр Трифонович Твардовский ; [подбор ил. О. Блиновой]. – Москва : CLEVER : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 14, [1] с.
Одно из лучших стихотворений А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» писалось в конце 1945 и в самом начале 1946 года в форме монолога бойца, павшего за Родину. … Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров: исторической песни, рассказа, монолога, исповеди. Основная тема произведения – историческая память, преемственность жизни живых людей и подвига мёртвых героев. Стихотворение Твардовского воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Победы.
![]() |
Твардовский, А. Т. Рожь, рожь ... : [стихи : для младшего и среднего школьного возраста] / Александр Твардовский. – Санкт-Петербург : Амфора : ТИД Амфора, 2010. – 94, [1] с.
Истинно народный поэт Александр Трифонович Твардовский не уставал воспевать землю, на которой родился, плодоносящую ниву, неброскую красоту родных лесов и полей. В эту книгу вошли его стихи о радостях мирных лет и горестях военной поры. Для младшего и среднего школьного возраста.
![]() |
Твардовский, А. Т. За далью–даль : [Поэма] / А. Твардовский ; [Ил.: О. Верейский]. – Петрозаводск : Карелия, 1973. – 143 с.
Просто путевые картины, впечатления, размышления человека, проехавшегося в транссибирском экспрессе от Москвы через всю Сибирь и посетившего в пути строительство гидростанции на Ангаре в его кульминационный, критический и праздничный момент. А по дороге также встречи с разными людьми, разными ландшафтами, разными собственными воспоминаниями, а также воспоминаниями своих собеседников. И местами уход совсем в сторону от пути. И в конце обобщающая глава — «Так это было», посвящённая пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с этой десятидневной дорогой литератора в транссибирском экспрессе.
Произведения о судьбе и творчестве писателя.
![]() |
Турков, А. М. Александр Твардовский / Андрей Турков. – Москва : Молодая Гвардия, 2010. – 406 с.
О Твардовском написано немало – одна только «краткая библиография» в конце издания включает полтора десятка книг и публикаций о поэте. И у самого Андрея Михайловича Туркова это не первая «твардовсковедческая» работа: дважды – в 1960 и 1971 годах, ещё при жизни Александра Трифоновича – выходила его книга «Александр Твардовский».
![]() |
Твардовский без глянца : проект Павла Фокина / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. – Санкт-Петербург : Амфора, 2010. – 446, [1] с.
Книга продолжает серию документально-биографических повествований о самых ярких русских писателях 19-20 веков. Тщательно отобранные и скомпонованные цитаты из воспоминаний современников, а также из дневников и писем А. Т. Твардовского дают возможность увидеть сложную и богатую натуру поэта в разные периоды его биографии.
Используемые источники:
Составитель:
Сельцова А. В.