Марина Аромштам «Читать!»
|
Аромштам, Марина Семёновна (1960 -). Читать! / Марина Аромштам. – Минск : Дискурс, 2018. – 160 с. : ил., цв. ил.
Книга Марины Аромштам «Читать!» – это предложение поговорить о детском чтении. Какие книги и в каком возрасте необходимы детям?
Зачем нужны книги на сложные темы: о страхе и смерти, о красивом и ужасном? Помогут ли книги ответить на больные вопросы: почему семьи такие разные? можно ли простить предательство? что такое любовь?..
Начинается книга вступительной статьёй «Зачем нам нужно, чтобы ребёнок читал». Автор приводит мнение нескольких родителей по этому вопросу, а затем высказывает собственное: «Детское чтение – относительно новое явление для культуры. Но смысл его состоит, мне кажется, ровно в том же, что и во времена эпохи Возрождения: создавать и структурировать внутренний мир ребёнка, способствовать развитию его индивидуальности и человеческой сложности. И при этом чтение нельзя понимать иначе, чем личное дело ребёнка. То есть это «материя» тонкая, не поддающаяся прямому и грубому манипулированию».
Далее часть первая «Книжный старт» – автор рассказывает о первых книгах малыша, сравнивая, какими были издания для детей полвека назад и сейчас. Книги-картинки, весёлые истории, виммельбухи и многие другие.
Часть вторая «Ребёнок учится читать» – здесь автор говорит о том, что не существует идеальных методов обучения чтению, не существует методов обучения, которые без оговорок подходили бы всем детям и приводили к одинаковым результатам. Автор отвечает на вопросы: буквы или слова, что сначала: читать или писать, как объяснить ребёнку, зачем учиться читать? И завершается часть призывом автора «Не бросайте читать ребёнку!». Читать ребёнку нужно до тех пор, пока он сам от этого не откажется.
Часть третья «Книги, которых боятся взрослые» – в этом разделе обсуждаются книги о страхах, монстрах, смерти. Надо ли писать об этом в детских книгах, надо ли читать об это детям?
Часть четвёртая «Сложности понимания» – какие книги выбирают дети и почему, одну книгу дети готовы перечитывать десять раз, а другие нет, как говорить с ребёнком о прочитанном.
На протяжении всей книги автор ведет разговор с мамами и папами, бабушками и дедушками, педагогами и детскими психологами о том, как сделать книгу для ребенка другом на всю жизнь.
К сведению родителей, которые заинтересуются книгами, перечисленными М. Аромштам – большая часть книг есть в фонде Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной.
Об авторе:
![]() |
Марина Семеновна Аромштам – писатель, педагог, журналист. Девятнадцать лет проработала в школе учительницей начальных классов, после этого двадцать лет – в педагогической журналистике. В начале 2000-х годов в качестве эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» курировала инновационные проекты дошкольных образовательных учреждений и проекты по жизнеустройству детей-сирот.
В настоящее время является главным редактором интернет-портала «Папмамбук», посвящённого проблемам детского чтения.
Автор книг для детей и взрослых. Книги, адресованные подросткам, отмечены премиями «Заветная мечта», «Ясная поляна», «Маленький принц» и представлены в каталогах «100 лучших книг для детей».
Рыбак Светлана Викторовна,
заведующий отделом методической работы
13 Июня 2019