Версия для слабовидящих

«Истории виртуальной жизни». История тринадцатая (заключительная часть). О компьютерной зависимости.



Рассмотрев со всех сторон это сложное явление, осудив его, мы забыли дать слово ответной стороне.

Сегодня мы опубликуем несколько фактов и мнений о проблеме компьютерной зависимости, и в целом об отношении к глобальной компьютеризации, серьёзных экспертов.

Вот, например, свежая публикация в солидном источнике – газете «Ведомости», в которой президент Русского географического общества, глава Минобороны Сергей Шойгу предупреждает о вреде гаджетов: «Чрезмерное использование смартфонов и других гаджетов привело к тому, что люди стали меньше путешествовать, жить «коротко и непотребно», заявил Сергей Кужугетович в интервью «РИА Новости». «Человек зашёл на сайт, в чей-нибудь блог, посмотрел фото, видео, и у него такое ощущение, что он вроде как там побывал, что он эту страницу своей жизни, своих желаний, перелистнул», – сказал Шойгу, подчеркнув, что гаджеты в данном случае выступают в роли врага, который мешает человеку увидеть страну своими глазами» (https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/09/02/838527-shoigu-predupredil-o-vrede-gadzhetov, 2 сентября 2020 года, дата обращения 08.09.2020).

А вот мнение писателя Сергея Лукьяненко, который откровенно признаётся в любви к компьютерным играм и считает их полноценным видом искусства наряду с книгами фильмами, комиксами и всем прочим.

Однако, как человек, много времени проводящий за компьютером, он тоже призывает не забывать про реальную жизнь, отдавая ей приоритет: «Когда выходит долго ожидаемая и заранее популярная игра, то главы крупных корпораций просто смиряются с фактом и заранее подсчитывают свои потери. Работа будет парализована, пока программисты и простые юзеры не наиграются вдоволь. В чём же тут дело? Нет, я понимаю, что в нашей безалаберной стране этой беды не оценивают. Привыкли к авралам и перекурам. Но как мирятся трудолюбивые капиталисты? Неужели... неужели и они слабы перед Игрой? И вся деловая хватка и накопленное веками трудолюбие меркнут перед экраном, на котором всё больше и больше цветов, точки приобретают фотографически правильные лица, но в общем-то ничего не меняется. Один бежит, другие догоняют. Нет, надо разобраться. Хоть самому успокоиться. Начнём с чего-нибудь общеизвестного... вроде того, что игры развивают реакцию, образное мышление... Слабое утешение. Ничего они не развивают, кроме близорукости. Умение быстро нажимать на две-три клавиши не поможет даже в машинописи. Способность ловко двигать "мышкой" по коврику в лучшем случае накачает вам кисть. А самая точная стрельба по монстрам в подземных лабиринтах ничего не даст при встрече с юной гопотой в подворотне» (Лукьяненко С., «История болезни или Игры, которые играют в Людей» // ЛитРес. - URL: https://www.litres.ru/sergey-lukyanenko/istoriya-bolezni-ili-igry-kotorye-igraut-v-ludey/chitat-onla... (дата обращения 08.09.2020)

Этот текст написан 20 лет назад. За это время изменились обстоятельства, но не изменилась суть.

Актуальными остаются и выводы, сделанные С. Лукьяненко, который сам является автором игр (с 2004 по 2007 год по произведениям С. Лукьяненко выпущено около 20 различных игр, среди которых многопользовательские online стратегии для сотовых телефонов, online Java-игры, тактические ролевые и настольные карточные игры, РПГ (RPG/MMORPG) игры, 3D автогонки, SMS-игры. Как пишет С.Лукьяненко, от любви к играм и игромании «Лечения не существует. Профилактика – малоэффективна. Лучший способ победить болезнь – выработать иммунитет».

Если мы совершим экскурс в историю, окажется, что с иммунитетом к игре в целом, как к процессу, у писателей были сложности. В далёкие докомпьютерные времена от пасьянса и других картежных игр нельзя было оторвать великого поэта А.С.Пушкина, который, как гласят предания и исторические свидетельства, заигравшись, даже поставил на кон вторую главу неопубликованного романа «Евгений Онегин», проиграл ее, и лишь по удачному стечению обстоятельств смог отыграться. Как говорят литературоведы, не случайно поэту так удался образ Германа в «Пиковой даме» и вся эта мистическая история с тройкой, семёркой и тузом – Пушкин знал, о чём писал!

Иван Андреевич Крылов пытался развить математические способности, играя в карты, пробовал создать беспроигрышную формулу игры, но со временем отчаялся.

Русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин в молодости был заядлым картёжником, и даже проиграл деньги, которые его мать скопила для покупки имения. Как пишут историки, после сорокалетнего возраста патологическое влечение к азартным играм у Державина затихло, он играл лишь по финансовой необходимости, выработав даже собственную систему игры.

Николай Алексеевич Некрасов был потомственным игроком: его прапрадед, прадед и дед постепенно проиграли состояние. Сам поэт играл для решения финансовых проблем и из-за страсти к чувству победы. Благодаря успехам в картах, литератору удавалось содержать журнал «Современник» и расплачиваться по кредитам.

Михаил Юрьевич Лермонтов имел пристрастие скорее не к картам, а к риску. В поэме «Маскарад», где значительная часть действий происходит за карточным столом, есть такие строки: «Да в вас нет ничего святого, Вы человек иль демон?» – «Я? — игрок!». История последних дней жизни поэта свидетельствует, что после проигрыша в карты, Лермонтов заявил, что раз он проиграл в карты, то непременно победит в следующей дуэли. Эта дуэль и стала смертельной.

Таким же страстным и азартным игроком был Владимир Маяковский. Карты и бильярд – игры, проигрыш в которых поэт воспринимал чуть ли не как личное оскорбление. Если не было возможности играть, Маяковский заключал денежные пари.

Исследователи биографии и творчества Льва Николаевича Толстого пишут, что страсть его к игре ослабевала лишь тогда, когда писатель садился за новое произведение.

Нажмите для увеличения. «Истории виртуальной жизни». История тринадцатая. О компьютерной зависимости.

И, пожалуй, самым знаменитым в своей страсти к игре был Федор Михайлович Достоевский: контракт с издательством на написание романа «Игрок» был заключён, чтобы выпутаться из карточных долгов. В письмах к супруге Достоевский часто просил денег на игру, обещая распрощаться со своим пагубным пристрастием и умоляя не допускать его к игре в рулетку.

Все эти случаи пристрастия к играм сегодняшняя психология называет «проблемным или патологическим гэмблингом» (англ. gambling — азартная игра) или лудоманией (от лат. ludus — игра и греч. mania — страсть, одержимость), отмечая при этом, что для одной части людей игра — всего лишь часть досуга, которая не является зависимостью, а для других – трагедия жизни. Если сегодня задать поисковый запрос о людях, страдающих игровой зависимостью, интернет выдаст десятки статей с именами и историями современных известных лудоманов.

А еще – десятки публикаций о писателях, по книгам которых созданы игры – ведь эти люди – тоже игроки, только поставившие свою страсть на службу финансовому благополучию. Конечно же, в первых рядах – фантасты. При этом есть истории, в которых вопрос о том, что первично – произведение или игра, остается открытым. Например, такие споры вызывает линейка игр Thief и трилогия «Хроники Сиалы» Алексея Пехова.

По произведению «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких, написанному еще в 1971 году, в 2007 году вышла компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R. «Тень Чернобыля», ставшая культовой классикой.

Игра «Metro: 2033» полностью основана на оригинальном фантастическом романе «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.

Есть даже игра, идея которой взята из «Божественной комедии» Данте Алигьери – Dante Inferno, – о рыцаре, который должен пробиться через семь кругов ада, чтобы спасти свою любовь. Неплохой способ представить классическую повествовательную поэму тем, кто никогда не слышал о ней, неправда ли?

Завершая наш экскурс в мир человеческих слабостей, где сегодня значительное место заняла зависимость от виртуального пространства и его трансляторов – гаджетов – от компьютера до смартфона, приведём еще одну цитату.

В 2018 году многие СМИ перепечатали статью одного из самых популярных у IT-сообщества ресурса habr.com под названием «Не торчи на собственной дури». Почему владельцы соцсетей не пользуются соцсетями» (автор оригинала Alex Hern, 22 февраля 2018 г.), в которой утверждалось, что разработчики платформ для соцсетей признаются: социальные сети создавались таким образом, чтобы вызывать зависимость.

Вот что сказано в этой публикации: «Шон Паркер, президент-учредитель Facebook, нарушил омерту [негласный кодекс] в октябре прошлого года, сообщив на конференции в Филадельфии, что он «в некотором роде сознательный противник» социальных сетей. «Рассуждения при создании этих приложений — и Facebook был первым из них — были такими: «Как нам поглотить как можно больше вашего времени и сознательного внимания?» Для этого мы должны давать вам дозу дофамина время от времени, потому что кто-то «лайкнул» или оставил комментарий к вашей фотографии, посту или чему-то ещё. Что в свою очередь заставит вас выкладывать больше контента, за который вы получите еще больше лайков и комментариев», — рассказал Паркер. «Это замкнутая цепочка социального подтверждения. Именно то, что придумал бы такой программист, как я сам, чтобы использовать уязвимость в человеческой психологии. Изобретатели, творцы — я, Марк Цукерберг, Кевин Систром из Instagram, все эти люди — осознают этот принцип. И всё равно создали такой продукт» (https://news.myseldon.com/ru/news/index/215460020).

Как говорится, выводы делайте сами.

Задача «взломать человеческую психологию», понять, что заставляет людей быть вовлечёнными, и максимизировать эту вовлеченность, выполнена.

За нами – решение, как себя вести в этом сложном мире, где границы реальности с каждым днём все более расширяются в сторону цифрового и виртуального пространства.

Книги, использованные для иллюстрации этой истории, вы можете взять в нашей библиотеке:

Данте, А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир / А. Данте ; вступительная статья Б. Кржевского ; иллюстрации Г. Доре. – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 1998. – 958 с.

Достоевский, Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Игрок / Ф. М. Достоевский. – Москва : АСТ : Астрель : АСТ МОСКВА, 2009. – 444, [2] с.

Лермонтов, М. Ю. Маскарад: драма в 4-х действиях, в стихах / М. Ю. Лермонтов ; иллюстрации А. Д. Рейпольского. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. – 191 с.

Пехов, А., Хроники Сиалы. Трилогия в одном томе / А. Пехов ; иллюстрации О. Юдина. – Москва : Армада : Альфа-книга, 2005. – 1150 с.

Пушкин, А. С. Пиковая дама / А.С. Пушкин ; художник В. Панов. – Москва : Белый город, 2001. – 46 с. : ил. – (Классика - детям).

Стругацкий А., Стругацкий Б., «Пикник на обочине» // ЛитРес. – URL: https://www.litres.ru/arkadiy-i-boris-strugackie/piknik-na-obochine-23467386/ (дата обращения 08.09.2020)



15 Сентября 2020

Возврат к списку

24 Сентября

Всемирный день моря. Был учреждён на 10-й сессии Ассамблеи Международной морской организацией (IMO), отмечается, начиная с 1978 года. В России отмечается 24 сентября.


Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

Мы в Instagram

Мы в ВКонтакте

контакты


ЛитРес: один клик до книги

Сайт Занимательная Ростовология

75 Победа! 1945-2020. Год памяти и славы в России

Сайт Год памяти и славы

Министерство культуры Ростовской области

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 20.04.2020. Подготовлено Правительством РФ

Ростовская область: меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 29.04.2020. Подготовлено Министерством экономического развития Ростовской области

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

ПроДетЛит

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Летопись мужества. 1941-1945. Просветительский проект Российской государственной детской библиотеки.

Президент России - гражданам школьного возраста

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.РФ. Единый портал популяризации культурного наследия России

Национальные проекты «Культура»

Государственная программа РФ «Доступная среда»

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

Финансовая культура

Приложение «Мой налог»

Отцовство – твой главный жизненный проект

Подростковая агрессия




Наверх