344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Онлайн мастер-класс по творчеству донского писателя Михаила Павловича Астапенко

https://www.high-endrolex.com/26

 Анонс. Онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского историка, писателя Михаила Павловича Астапенко (изображение с сайта https://rroo-center.ru/)
Онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского историка, писателя Михаила Павловича Астапенко (изображение с сайта https://rroo-center.ru/)

С 19 по 25 декабря 2022 года пройдет онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству историка и публициста, академика Петровской академии наук и искусств, донского писателя Михаила Павловича Астапенко.

Смотреть трансляцию. Начало 19 декабря в 10.00.

После просмотра обязательно заполните анкету

Мероприятие пройдет в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Михаил Павлович Астапенко с 1975 года живет в казачьей станице, на родине Кондратия Булавина, атамана Матвея Платова, казака-поэта Николая Туроверова. До недавнего времени работал в Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике и до сих пор пишет исторические очерки, статьи, книги. Является одним из самых издаваемых в России автором по истории казачества. Книги изучают не только на Дону, но и далеко за его пределами: в казачьих диаспорах Канады, Аргентины, Австралии. Для писателя важны как главные исторические и политические вехи существования казачества, так и традиции и быт казаков. В каждом издании только факты, изложенные подробно и беспристрастно.

В мастер-классе будут рассмотрены такие книги автора:

«И славен Дон» –очерки о донской земле и её истории, о вольности казачьей и традициях;

  • «Подвиг дивный» – историческое повествование о мужестве донских казаков, проявленном в период битвы за Азов в 1637-1641 годах;

  • «Донские казачьи атаманы» – сборник исторических очерков-биографий выборных и наказных атаманов Войска Донского с 1550 по 2006 гг.;

  • «Атаман Платов» – историческое повествование о знаменитом атамане, который всю жизнь свою посвятил служению России, её величию и славе;

  • «Николай Туроверов. Казак, воин, поэт» – книга посвящена нелегкой судьбе выдающегося поэта казачьего зарубежья, родившегося в донской станице Старочеркасской, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн.

Знакомство с творчеством Михаила Павловича Астапенко обогатит ребят новыми историческими знаниями и фактами, обоснует научно-публицистический стиль его произведений, подчеркнёт богатство русского языка и литературы, позволит расширить представление о родном крае, приобщиться к донским традициям, вдохновит на участие в конкурсах проекта.

Информация о мероприятии будет размещена на сайте http://rroo-center.ru/ и на сайтах партнеров проекта за три и один день до трансляции, а просмотр будет доступен всем желающим по размещенной на сайте ссылке с 10.00 – 19 декабря 2022 года.

Творчество донского историка и писателя Михаила Павловича Астапенко

Книги и публикации Михаила Павловича Астапенко – профессионального историка, работника Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника с большим стажем, общественного деятеля, академика Петровской академии наук и искусств занимают видное место среди краеведческой литературы региона.

В своих профессиональных интересах и творчестве писатель верен одной теме – истории и культуре казачества. В его книгах только проверенные факты и достоверные доказательства того, что в России казаки играли важную роль, а ценности казачьей жизни прошлых веков, могут стать для нас опорой и сегодня. Астапенко – проводник в мир традиций и далёких исторических событий, связанных с казачеством.

Именно поэтому рассказ о творческой биографии Михаил Павловича Астапенко лёг в основу онлайн мастер-класса «Писатели Дона – детям» в рамках реализации проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ссылка на трансляцию.

Михаил Павлович Астапенко родился 17 ноября 1951 года в селе Плавна Брянской области. С подросткового возраста зачитывался историческими повестями, особенно на него произвели впечатление книги «Степные рыцари» (об Азовском сидение казаков 1637-1642 гг.) и «Сыны степей донских» (о донских казаках и атамане, генерале Платове) Дмитрия Ильича Петрова-Бирюка (1900-1977).

С большой радостью Михаил ехал поступать на исторический факультет Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ). Во-первых, он был уверен, что история – дело его жизни, во-вторых, чувствовал, что донская земля «это моё, я хочу здесь жить», «когда я узнал что эти люди (Платов, Булавин, казаки) жили здесь, ходили по этой земле – это впечатлило буквально до слёз».

(изображение)
(изображение из архива библиотеки)

В 1974 году после окончания университета, Михаил Павлович год отработал учителем истории в школе поселка Гигант в Сальском районе. Но хотелось исследовательской работы… Михаил Павлович переехал в станицу Старочеркасскую, чтобы начать свою деятельность в историко-архитектурном музее-заповеднике.

Первая книга писателя была посвящена истории и памятникам станицы Старочеркасской и называлась «Останется вечно монументом». Она увидела свет в 1984 году в Ростовском книжном издательстве и на долгие годы стала настольной для экскурсоводов и краеведов Дона.

Через год в том же издательстве вышла книга для младших школьников «Славен Дон». Полное название книги: «Рассказ о донской земле, о вольности казачьей и богатырских битвах, о могучих разумом и духом людях, которыми СЛАВЕН ДОН и вся наша держава, а также о многом другом, достойном внимания и изучения». Иллюстрации к изданию выполнил, знающий историю донского казачества, художник-график Наль Александрович Драгунов (1924–1986). Всего на 80 страницах разворачивается перед читателями история казачества с 14 по 20 век, от Дикого поля – необъятной седой ковыльной степи, ничейной земли до первых стачек ростовских рабочих и революции 1917 года.

В 2012 году, книгу переиздали и теперь её можно встретить в библиотеке под названием «И славен Дон… История Донского края в рассказах и картинках».

Книга «Донские казачьи атаманы» знакомит читателей со славными биографиями донских войсковых атаманов с 16-го по 21 век. Прославили Дон героическими деяниями атаманы из родов Иловайских, Орловых, Ефремовых, Краснощековых, Красновых, Леоновых, Кутейниковых, Власовых, Фроловых, Богаевских и других. Годы систематической и кропотливой работы с архивами и документами воплотились в 69 глав, каждая посвящена одному, редко нескольким атаманам.

Астапенко пишет: «Разными были они, атаманы, но общим являлось то, что все они были личности, ибо не обладай они выдающимися качествами, их никогда бы не признали своими лидерами, вожаками донские казаки… Об одних (Ермак, Разин, Булавин, Платов) написаны романы, повести, рассказы, о других же до наших дней дошли только имена и прозвища».

Навечно осталось в истории России знаменитое Азовское осадное сидение (1637-1641) – образец стойкости казачьего духа, величие которого признавали даже враги. Книга М.П. Астапенко «Подвиг дивный…» повествует о мужестве донцов, проявленном в битвах за Азов. Дорогой ценой досталась казакам эта победа. И всё же вскоре им пришлось снова отдать Азов туркам. На память они захватили с собой крепостные ворота, калитки и петли, коромысло и стрелу торговых весов. С апреля 1642 года эти трофеи хранятся на майдане станицы Старочеркасской Аксайского района.

«Что дает история? Она дает возможность не забыть людей, которые достойны того. Сохранить память», – говорит Михаил Павлович. Сохранение памяти – кредо его творческого служения. Писатель неустанно решает важную задачу – привлечь внимание читателей к истории донского края, его природе, к судьбам известных людей.

Следующая книга, о которой шла речь в онлайн мастер-классе «Писатели Дона – детям» повествует о самом прославленном атамане Донского казачьего войска, герое Отечественной войны 1812 года – Матвее Ивановиче Платове (1753–1818). Его жизнь была полна событий, приключений и героических подвигов. «Вихрь-атаман» – так называл его поэт В. Жуковский. А преданные ему казаки сочиняли песни о его военных победах.

Михаил Павлович провёл большую исследовательскую работу и, проработав 272 источника: письма, воспоминания, ведомости, списки и многое другое, смог рассказать читателям о служении Платова России. Книга получила название «Атаман Платов».

Много поймёт о натуре атамана читатель, когда узнает, как воспитывали маленького Матвейку, как Матвей Иванович оказался в костромской ссылке, как вёл себя с родными и кто были его друзья, как император Наполеон встречался с героическим атаманом Платовым и признал его боевой талант и успехи на поле боя. Но донская земля обязана ему основанием новой столицы донских казаков. По его воле в пустынном урочище Бирючий Кут вырос замечательный город – Новочеркасск.

Имя Матвея Ивановича Платова хранят стены Георгиевского зала Кремля, Военная галерея Эрмитажа и храма Христа Спасителя, но самая главная память – память о судьбах и подвигах прославленных земляков должна быть на их родине и в наших сердцах.

Знакомство с творчеством Николая Туроверова (1899-1972) началось для Астапенко с небольшого стихотворения «Уходили мы из Крыма Среди дыма и огня, Я с кормы все время мимо В своего стрелял коня». Узнав, что поэт родом из Старочеркасска, Михаил Павлович начал искать то немногое, что было доступно.

Сегодня мы можем узнать о судьбе донского поэта, историка, журналиста из книги писателя «Николай Туроверов. Казак, воин, поэт». Николай Туроверов участвовал в боях Первой мировой войны, в сражениях гражданской войны на Дону, в тяжелейшем Степном походе генерала Корнилова.

После окончания гражданской войны Россию покинули около двух миллионов человек. среди них более ста тысяч казаков. За границу эмигрировал и Николай Николаевич с женой и братом. Он служил во врангелевских войсках. Когда Врангель отступил в Сербию, то Туроверов начал работать там мукомолом и грузчиком. Потом перебрался в Париж. Учился в Сорбонне, по вечерам разгружал вагоны… А в 1939 году ушёл с Иностранным легионом в Африку.

Вторая мировая для Туроверова прошла в сражениях с немцами в составе французских войск. По возвращении с войны Николай Николаевич устроился на работу в парижский банк, и занимался литературной деятельностью, хранил уникальную библиотеку генерала Д. Ознобишина.

Поэзию Туроверова высоко ценил И. Бунин. Некоторым она казалась простоватой, но настоящие знатоки отмечали богатство ритма и чёткость определений. Главное, его стихи были созвучны душам, тоскующим по Родине.

Обо все этом рассказывает Астапенко на страницах своей книги «Николай Туроверов. Казак, воин, поэт». Для чего написана эта книга? Чтобы в очередной раз рассказать о силе духа казаков и истории казачества. Главная мысль, которую до нас хочет донести писатель, это то, что казак – это человек, высоко ценящий волю, независимость, не падающий духом, любящий свою семью, род, Родину, готовый защищать эти ценности с особым упорством.

Николай Николаевич скончался в Париже в сентябре 1972 года. В 2007 году в станице Старочеркасской была открыта памятная доска поэту. Ожидается торжественное перенесение праха Николая Туроверова, согласно его завещанию, на родину, в станицу. Михаил Павлович Астапенко ратует за это дело.

За прошедшие годы Михаилом Павловичем был проделан колоссальный труд по выявлению многих, ранее неизвестных фактов и сведений по истории Дона и России. Кстати, и супруга Михаила Павловича – Галина Даниловна, и один из сыновей – Евгений, тоже пошли по стопам главы семьи, выбрав изучение истории родного края своей профессией. Книги семьи Астапенко рассчитаны на думающих читателей, на людей, неравнодушных к истории родного края.

В ходе мастер-класса ведущая рассказала всего о пяти произведениях из 78, написанных автором. Читая их, дети и подростки вместе с автором смогут исследовать дух непобедимых вольных донцов, погружаться в исторические пласты казачьей истории, прикасаться к изучению такого уникального явления, невиданного в истории Западной Европы, да и мира, каким было российское казачество.

Найти книги Астапенко можно в библиотеках или Интернете. Михаил Павлович человек серьезный, творческий и современный, он давно и на ты общается с компьютером, у него есть своя Дзен-студия на Яндексе, там он ежедневно публикует по три-пять коротких статей. Часто это главы из его книг. Итак, – «Михаил Астапенко. Яндекс Дзен», ищем и читаем! Подрастающее поколение, прочитав любую книгу М.П. Астапенко сможет представить свою творческую работу: рисунок, рассказ/эссе, художественное чтение на конкурсы РРОО «Центр». Прочитаете, подумайте, что вас удивило, поразило, чем хочется поделиться, о чем порассуждать, что нарисовать, как это сделать.

Команда проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» желает вам не бояться трудностей, идти вперед, узнавать новое, читать, творить.

В мастер-класс вошло интервью писателя Михаила Павловича Астапенко, данное им в ноябре 2022 года представителям Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной и РРОО «ЦЕНТР», а также художественное чтение режиссёра, актера, педагога, сотрудника ДГПБ Александра Семёновича Пхиды. Ведущая мастер-класса: заведующий отделом обслуживания ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной» Виктория Илларионовна Зеленчук, видеосъёмка и монтаж – Наталья Владимировна Ковалёва, сотрудник ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной».

Книги Михаила Астапенко: читаем, изучаем русский язык и историю Донского края

Феофанова Елена Александровна,
Центральная детская библиотека им. А. Гайдара, г Аксай

Библиотеки Аксайского района присоединяются к проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» реализуемому РРОО «ЦЕНТР» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Мы очень рады, что одним из донских писателей, творчество, которого раскрывает проект, стал Михаил Павлович Астапенко – наш земляк, донской историк, писатель, человек влюбленный в донской край, лауреат премии Всесоюзного литературного конкурса им. Максима Горького (1987г.); областного литературного конкурса им. В. А. Закруткина (1997г.); областного конкурса, посвященного 100-летию М. А. Шолохова (2006г.).

Фото И. Василенко https://www.aksayland.ru/city/information/15048/
Фото И. Василенко https://www.aksayland.ru/city/information/15048/

Михаил Павлович написал около 80 книг и огромное количество статей и очерков, снимался в художественных и документальных фильмах, встречался с российскими министрами, народными артистами, самыми любимыми актерами, певцами и музыкантами. Как-то он рассказал такую историю: «Помню, знаменитый французский киноактёр и кинорежиссёр Пьер Ришар признался мне, что до нашей встречи считал казаков полубандитским племенем, которое в 1814 году вломилось в Париж. Мы много успели ему рассказать о донской казачьей культуре, о традициях и обычаях. Так вот, после нашей недолгой встречи Пьер изменил своё мнение о казаках и их культуре». Талант Астапенко именно в том, что, вооружившись только фактами он может рассказать о казачестве многое, доказать его роль и влияние на историю России и мира. У Михаила Павловича благородная миссия – рассказать читателям историю донского края, познакомить с судьбами известных людей.

Михаил Павлович автор «Истории казачества России» в 15-ти томах. В этом издании, настоящей энциклопедией казачьей жизни, писатель зафиксировал и обобщил всю историю казачества нашей страны от его зарождения до сегодняшнего времени. Каждый том поистине является кладезем исторических фактов и событий. Уникальный труд автора известен как в России, так и во многих странах мира. Рассказывая о казачестве, его истории и культуре, Астапенко всегда подчёркивает, что у казаков было три принципа жизни: воля, справедливость и верность. На это мы всегда обращаем внимание наших читателей!

Библиотекари и ранее знакомили юных читателей с книгами земляка, неоднократно встречались с самим писателем, принимали с благодарностью его книги в свои фонды. Работа в проекте даёт возможность более углубленно раскрыть его творчество, получить на него отклик читателей. Очень ценно то, что в онлайн мастер-класс вошло интервью Михаила Павловича, данное автору проекта Александре Пятаковой и ведущей мастер-класса Виктории Зеленчук.

Хочется пожелать всем коллегам удачи в работе над проектом, ярких открытий, интересных идей в деле продвижения литературного наследия донских авторов детям и подросткам великой России.

Фото И. Василенко https://www.aksayland.ru/city/information/15048/

Книги Михаила Павловича Астапенко в школе Дубовского района

Директор МБОУ Мало-Лученской
КОШ № 13 им. Я.П. Бакланова,
советник юртового атамана
по социальным вопросам Дубовского района,
подхорунжий Самохина С.А.

Педагоги и учащиеся МБОУ Мало-Лученской казачьей основной школы №13 имени генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова Восточного округа «Всевеликого Войска Донского» (Дубовский район) стали участниками 3-го онлайн-мастер класса проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого РРОО «ЦЕНТР» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

22 декабря в сопровождении директора Самохиной Светланы Александровны, библиотекаря Молчановой Натальи Константиновны и учителя родной (донской) литературы Тепляковой Татьяны Валерьевны, наши учащиеся с большим интересом слушали и смотрели онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского историка и писателя Михаила Павловича Астапенко.

Михаил Павлович Астапенко – наш современник, земляк, житель станицы Старочеркасской Аксайского района, историк и публицист. Благодаря своему творчеству внёс большой вклад в формирование нравственно-мировоззренческих и гражданско-патриотических позиций детей и подростков.

Ребята много узнали о самом авторе, его творческом пути и книгах. Особенно учащимся понравилось видеоинтервью с писателем.

Наши казачата умеют слушать, прекрасно воспринимают живой, непосредственный рассказ о новых и знакомых книгах. Они уже знают, что будут участвовать в конкурсах от РРОО «ЦЕНТР», поэтому очень бережно относятся ко всей информации, которую получают из онлайн мастер-классов. Мероприятие по творчеству Михаила Павловича Астапенко было особенно ожидаемым, потому что учащиеся уже знакомы с некоторыми его книгами и у них сформировалось собственное отношение к прочитанному.

На протяжении 10 лет в нашей школе преподаются предметы «История Донского края», «Доноведение» в рамках дополнительного образования «Казачье образование», на которых ребята знакомятся с книгами М.П. Астапенко «Хрестоматия по истории Донского казачества», «Краткое пособие по истории Донского края», «Донские казачьи атаманы», «Атаман Платов».

В «Хрестоматии по истории донского казачества» собраны отрывки из произведений выдающихся деятелей русской литературы и культуры — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Н. А. Добролюбова, В. Г. Белинского, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. Н. Радищева, Е. А. Баратынского, К. Ф. Рылеева, А. И. Герцена, К. Д. Кавелина, М. А. Волошина, В. О. Клочковского, А. И. Куприна и других литераторов и историков. В каждом произведении отражена героическая и многоплановая история донского казачества XVI — начала XX веков. Обращаясь к этим строкам, дети и подростки несомненно должны понять, что казаки сами себя сформировали и сознательно сохраняли свои традиции.

Небольшой сборник «Краткое пособие по истории Донского края» — коротко повествует о самых важных вехах, битвах и судьбах казаков. Здесь учащийся находит ту базу, которая должна лежать в основе дальнейшего изучения истории и культуры казаков. К сожалению, книга была издана в 1995 году и больше не переиздавалась.

Важно отметить книгу «Донские казачьи атаманы». Это исторические очерки-биографии выборных и наказных атаманов Войска Донского с 1550 по 2006 года. С этим изданием ребята знакомятся, готовя сообщения и исследовательские проекты. Узнавая о делах и судьбах предводителей казачества, дети осознают, что служить родине можно разными способами. И для этого можно использовать свои разные умения и таланты. Ведь одни атаманы вошли в историю как тактики, другие – как стратеги, переговорщики, дипломаты.

19 августа 2023 года исполнится 270 лет со дня рождения легендарного и прославленного атамана Войска Донского, графа, генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова. Новый 2023 год мы начнем с чтения книги М. П. Астапенко «Атаман Платов». Знакомство с судьбой атамана послужит казачатам примером искреннего служения России, её величию и славе.

В предисловии к своей книге автор обращается к будущим читателям: «Книга издана, чтобы напомнить забывчивым потомкам о знаменитом атамане, который всю жизнь свою посвятил служению России, ее величию и славе. Пусть выдающийся жизненный путь атамана Платова послужит действенным примером для нынешнего поколения русских людей в деле искреннего служения России, особенно в нынешнее смутное время».

В ходе мастер-класса ребята познакомились с новыми книгами М. П. Астапенко, расширили своё представление о творчестве писателя. Теперь они готовятся стать участниками конкурсов от РРОО «ЦЕНТР».

Итоги онлайн мастер-класса «Писатели Дона – детям», по творчеству донского писателя Михаила Павловича Астапенко

С 19 по 25 декабря 2022 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского писателя Михаила Павловича Астапенко.

Астапенко – историк, музейный работник и писатель, по его книгам и публикациям огромное количество людей в России и за границей изучает славное героическое прошлое донских казаков. Для детей и подростков автор становится проводником в путешествии по страницам российской истории, а из его книг можно узнать новые детали, факты и имена из истории казачества. Мероприятие рассчитано на детей 11-17 лет, библиотекарей, педагогов.

Ведущая мастер-класса – заведующий отделом обслуживания Ростовской областной детской библиотеки, Виктория Илларионовна Зеленчук, рассказала о пяти произведениях М. П. Астапенко:

«И славен Дон» – очерки о донской земле и её истории;

«Подвиг дивный» – историческое повествование об осаде Азова в 1637-1641 годах;

«Донские казачьи атаманы» – сборник исторических очерков-биографий;

«Атаман Платов» – историческое повествование о знаменитом атамане;

«Николай Туроверов. Казак, воин, поэт» – книга посвящена поэту казачьего зарубежья.

Читая их, дети и подростки исследуют дух непобедимых вольных донцов, погружаются в историю, прикасаются к изучению такого уникального явления, невиданного в истории Западной Европы, да и мира, каким было российское казачество.

В мастер-класс вошло интервью писателя Михаила Павловича Астапенко, данное им в ноябре 2022 года представителям Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной и РРОО «ЦЕНТР», а также художественное чтение режиссёра, актера, педагога, сотрудника ДГПБ Александра Семёновича Пхиды.

Ссылка на мероприятие была размещена на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров:

RuTube РРОО «ЦЕНТР».

YouTube РРОО «ЦЕНТР».

Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 19 по 25 декабря 2022 года:

Продолжительность видео: 45 мин.10 с.


просмотров – 893


часы просмотров –195,4ч


Полных просмотров — 260, что соответствует ожиданиям проекта.

С 19 по 25 декабря, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.

Количество поступивших анкет – 237. При первичной обработке было установлено дублирование анкет (№ 48,49,62,73,81,100,165,171,178,182,186, 196,197,231) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу была принята 223 анкеты.

Анкеты участников позволили подсчитать количество участников, соотношение участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.

В онлайн мастер-классе приняли участие:

детей и подростков – 815 в том числе,
самостоятельно, без наставника 31
в группах с наставниками –784
представители гуманитарной отрасли –192 человека.

Среди представителей гуманитарной отрасли 176 человек – жители Ростовской области, остальные 16 – жители других территорий России: ДНР (4 чел.), Хакасия (5), Республика Коми (2), Бурятия (1), Ставропольский край (1), Башкортостан (1), г. Курск (1), г. Воронеж (1).

Из представителей гуманитарной отрасли Ростовской области особенно активно подключились педагоги и библиотекари Аксайского, Азовского, Заветинского, Дубовского, Красносулинского, Песчанокопского, Ремонтненского районов, городов Таганрог, Семикаракорск, Волгодонск, Белая Калитва, Ростов-на-Дону.

При этом наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области — 44 человека организовали участие 479 детей и подростков, а наставники из системы образования – 6 человек (5 из Ростовской области, 1 из г. Курска), организовали участие в мастер-классе 305 детей и подростков, причём 220 детей и подростков были организованы на просмотр мастер-класса из ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус». Таким образом, в мастер-классе приняли участие 803 детей и подростков из Ростовской области и 12 детей из г. Курска (в группе с наставником).

Представители гуманитарной отрасли, которые смотрели 1-ый, 2-ой и 3-ий мастер-классы, — 41 чел.

Возрастной состав детей и подростков, участвующих самостоятельно в мастер-классе, согласно анкет:

13-15 лет – 16 чел.;
16-18 лет – 15 чел.

От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки – более 700 человек, остальные — дети младшего и среднего возраста. Подсчитать точно сложно, так как возраст указывали приблизительно (например, 9-14 лет).

Участникам мастер-классов были предложены следующие вопросы: «Вы читали произведения М. П. Астапенко до участия в мастер-классе?», «Вас заинтересовали произведения М. П. Астапенко после участия в мастер-классе?», «Где вы можете взять книги М. П. Астапенко?», «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений М. П. Астапенко».

До участия в мастер-классе с книгами Астапенко не были знакомы 45 человек из 223, из них 12 детей, а 9 взрослых – из других регионов. Не заинтересовались произведениями М. П. Астапенко после участия в мастер-классе – 5 человек, все они учащиеся из Ростовской области. С ними следует провести индивидуальную работу по привлечению к чтению произведений М. П. Астапенко.

Все участники уверены, что книги М.П. Астапенко доступны. Библиотечные сотрудники отметили, что книги есть в их учреждениях, педагоги будут искать книги тоже в библиотеке, дети и подростки рассчитывают на интернет, два участника рассматривают возможность покупки книг.

Самый главный вопрос анкеты «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений М. П. Астапенко» даёт нам возможность понять отношение участников к мероприятию и оценить их готовность к популяризации русского языка, литературы, краеведческих знаний.

Ответы условно можно разделить на три группы:

первая – собрала в себя ответы тех, кто готов сам принять участие в популяризации творчества Астапенко, например,

«Для привлечения детей мы проводим мероприятия и теперь будем показывать мастер-классы»;

«В связи с юбилеем М. И. Платова будем проводить уроки краеведения и обязательно обзор этих книг»;

«Очень интересный обзор, буду применять в работе по краеведению»;

«Личным примером, пересказывая произведения М.П. Астапенко»;

«Расскажу о писателе, его творчестве. Познакомлю с книгами писателя: с героическими страницами донского казачества, о подвигах Платова, Орлова, Краснощекова и других героев, прославивших себя на полях сражений за Отечество, а также многое другое»;

«На библиотечном уроке расскажу о таком замечательном писателе и познакомлю с его творчеством»;

«Подавать детям собственный пример»

«В краеведческий проект библиотеки на 2023 год включены мероприятия по книгам М. П. Астапенко «Атаман Платов» и «Николай Туроверов — казак, воин, поэт». Туроверов был участником Степного похода и в апреле 1918 года участвовал в боях на территории нашего хутора»;

«В нашей библиотеке как ни у кого есть возможность приглашать на встречи с читателями М.П. Астапенко. Это мы и делаем, но, может быть, делать это почаще».

Вторая группа, самая многочисленная, включила в себя советы коллегам, наставникам, руководителям чтения: «Вести мастер-классы, обзоры, рекомендательные беседы» — 43 ответа; «Проводить громкие/выразительные чтения» – 38 ответов; «Проводить выставки книг» – 28 ответов. Были варианты: «проводить мероприятия», «проводить конкурсы по произведениям», «знакомить с историей донского казачества», «сделать викторины по произведениям донских писателей», «организовать встречу детей с писателем», но они были не так многочисленны. Общая мысль всех ответов такова: «Больше проводить мероприятий, выставок, мастер-классов, которые эффективны в привлечении внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, побуждает многих читателей обращаться к литературным источникам».

Третья группа объединила ответы тех, кто посмотрел на популяризацию русского языка, литературы и краеведческих знаний как на проблему, требующую решения. И здесь вот такие ответы:

«Больше читать в школе книги донских авторов»; «Ввести модули и предметы «Родная донская литература», «История Донского края», «Доноведение»»; «Ввести произведения в школьный курс»; «В школах, особенно, где есть казачьи классы, изучать историю казачества».

«Использовать книги М. П. Астапенко при проведении мероприятий, при создании онлайн-продуктов. Могут быть созданы проект или программа, использующие произведения Астапенко»; «Включить в списки рекомендательной литературы летнего чтения».

«Регулярные краеведческие мероприятия, особенно те, которые требуют поиска интересного материала о тех или иных исторических событиях на Дону, или исторических личностях, непременно приведут к чтению произведений М.П. Астапенко»;

«Ввести произведения Михаила Астапенко в хрестоматии для чтения учащихся разных классов начальной и средней школы. Сами сборники необходимо регулярно редактировать и переиздавать в достаточном количестве. Вовлекать в проект, как можно больше общественных и образовательных организаций»;

«Привлечение детей к участию в проекте «Язык — духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов».

Как указывалось, выше, в онлайн мастер-классе приняли участие 815 юных участников от 7 до 18 лет, заполняя анкету, их наставники могли рассказать о том, как ребята реагировали:

«Проявили интерес к книгам», «Слушали с интересом, понравились книги, представленные на мастер-классе», «С интересом просмотрели, много нового узнали о донских казаках. Многие захотели взять книги М.П. Астапенко для прочтения дома», «Открытием для многих стало обилие известных земляков – атаманов», «Многое узнали впервые. А кто-то читал его книги. Было полезно для всех», «Ребятам очень понравилось, то что выступал сам автор произведений», «С вниманием просмотрели и бурно обсуждали историю своего родного края. Были удивлены, что есть такие писатели, которым интересно преподносить материал так, чтобы его использовали и узнавали больше о своём крае, чтоб было что оставить будущему поколению».

Негативных отзывов не было.

Мастер-класс по творчеству донского писателя М. П. Астапенко подтвердил, что выбранная форма эффективна для распространения краеведческих знаний, доступна большому числу участников из разных, и даже дальних уголков нашей страны. К тому же мастер-классы по литературному краеведению вызывают теоретический и практический интерес не только у представителей образования, культуры, различных социальных групп населения, но и у подрастающего поколения.

Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе. Ждем вас на следующих онлайн мастер-классах проекта!


https://www.high-endrolex.com/26