Версия для слабовидящих

Литературно-просветительский проект «Библиоразведка Ласточка-звездочка», литературное ориентирование по повести В. Сёмина



70-летию победы в Великой Отечественной войне,
к 50-летию выхода книги ростовского писателя Виталия Семина «Ласточка-звездочка»)

Виталий Николаевич Семин (1927-1978)

Виталий Николаевич Семин (1927-1978) известен в России и за ее пределами, прежде всего как автор романа «Нагрудный знак OST» - об угнанных в фашистскую неволю российских детях остарбайтерах.

Виталий Николаевич Семин (1927-1978).  Нагрудный знак OSG; Плотина

Семин, Виталий Николаевич (1927-1978). Нагрудный знак OST; Плотина : [романы, рассказ] / Виталий Семин ; [предисл. А. Адамовича]. - Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1987. - 477, [2] с.

Своеобразной первой частью к этой книге можно назвать написанную в 1963 и вышедшую отдельным изданием в 1965 году, повесть «Ласточка-звездочка» - о ростовских подростках во время немецкой оккупации Ростова-на-Дону в 1941-1942 г.

Виталий Николаевич Семин (1927-1978). Ласточка-звездочка

Семин, Виталий Николаевич (1927-1978). Ласточка-звездочка : [автобиографическая повесть : для среднего и старшего школьного возраста] / Виталий Семин ; [послесл. Станислав Дудкин ; ил. Юлия Бычкова]. - Москва : Самокат, 2014. - 288 с. : ил., портр. - (Серия "Как это было" / сост. : Илья Бернштейн).

В 2014 году эта книга переиздана московским издательством «Самокат» в серии «Как это было». Её главный замысел - «рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно – насколько это возможно. Честность гарантируется именами авторов: это русские писатели с безупречной личной и творческой репутацией». Вместе с книгой В. Семина в этой серии уже вышли повесть В. Драгунского «Он упал на траву» (о судьбах московских ополченцев) и книга В. Шефнера «Сестра печали» (о студентах, на чью долю выпали бомбежки, голод и холод блокады Ленинграда).

Высокие художественные достоинства и важные и актуальные содержательные смыслы повести «Ласточка-звездочка» определили выбор этой книги для работы в нашем литературно-просветительском проекте «Библиоразведка Ласточка-звездочка», литературном ориентировании по повести В. Сёмина. Его мы рассматриваем как определённого рода художественно педагогическое исследование. Это понятие необычайно важно для творческой позиции писателя В. Семина. К нему он неоднократно прибегал в своих размышлениях. «Если литература не исследование, то ею и заниматься просто не стоит», - считал он. Практическим основанием в работе это утверждение послужит и нам.

Важным для нас представляется и определение содержания проекта, как литературное ориентирование. В этом нам видится особый смысл. С одной стороны, это ориентирование в системе образов книги и практической географии, описанных в ней реалий военного Ростова. С другой – это попытка осмысления на материале книги основных ценностей и нравственных категорий, должных стать опорой в выстраивании траектории жизни современных подростков.

Задача проекта. Добиться у его участников, учащихся ростовских школ, эмоционального переживания событий и фактов книги Семина как фактов личной биографии и истории. И помочь им с помощью реалий и проблем, описанных в повести определить базовые ориентиры в собственной жизни.

Основными участниками проекта станут сверстники героев повести, учащиеся седьмых и восьмых классов ростовских школ №33; 45; 75; 77.

Кроме них к работе планируется привлечь студентов ростовского художественного техникума имени Б. Грекова, студентов Ростовского колледжа культуры, а также молодежь других учебных заведений и творческих объединений, пожелавшую принять участие в реализации проекта.

Развертывание проекта предполагает следующие основные этапы.

Первый этап: организационно-методологический.

Сроки проведения: июль-октябрь 2014

1. Формирование рабочей группы проекта, определение школ участников и руководителей проекта в каждой школе.

2. Записи интервью с вдовой писателя В. Семиной-Кононыхиной и прототипами героев повести М.М. Почекайловым и другими.

3. Разработка методологических приемов и практических заданий в работе со школьниками, участниками проекта.

4. Установление контактов и рабочих взаимоотношений с организациями и службами, заинтересованными в поддержке проекта.

5. Поиск источников финансирования проекта.

Этап второй: творческо-практический.

Ноябрь 2014-апрель 2015 года.

Формы и методы работы мы разделили на две содержательные части. Воспользовавшись терминологией К. С. Станиславского, мы их назвали «Разведка умом» и «Разведка действием».

«Разведка умом» предполагает различные интеллектуальные формы работы:

1. Чтение повести школьниками. Проведение обсуждений, дискуссий и бесед по прочитанным главам и эпизодам повести.

2. Работа учащихся над составлением карты военного Ростова с нанесением на нее мест, связанных с событиями повести.

3. Написание школьниками от первого лица биографий героев повести: Хомика, Эдика Камерштейна, Сявона, Сагесы и т.д.

4. Описание конфликтных событий повести с точки зрения их различных участников и т.д.

«Разведка действием» предполагает выполнение ряда практических заданий:

1. Воссоздание внешнего облика героев повести с помощью художественных зарисовок, архивных фотографий, собственных портретов или фотографий одноклассников и друзей и знакомых.

2. Исследование и фотографирование предполагаемых мест действия описанных в повести.

3. Запись воспоминаний ростовчан, свидетелей военных событий в истории Ростова.

4. Сбор предметов обихода и быта военного времени для создания выставочной экспозиции «Быт военного времени в Ростове 1941-1945 годов».

5. Создание художественных инсталляций и видео бук-трейлеров по впечатлениям от повести «Ласточка-звёздочка», воспоминаниям свидетелей военных событий и архивным материалам.

6. Подготовка и проведение театрализованных экскурсий по местам действия повести.

7. Проведение межшкольного командного КВЕСТА на улицах РОСТОВА по материалам, изученным в ходе проекта.

Этап третий: финальная, результативная часть проекта.

Практическим результатом проекта должны стать:

1. Выпуск альбома-буклета «Библиоразведка Ласточка-звёздочка», своеобразного дополнения и комментария к повести Виталия Сёмина, с размещением в нём лучших работ и материалов, подготовленных участниками проекта на разных его этапах, и рассказом о самом проекте и его участниках.

2. Запись всех этапов, форм и приёмов работы в проекте на видео и создание на основе этих материалов фильма.

3. Создание постоянной экспозиции о жизни и творчестве писателя Виталия Сёмина, в ростовской школе №45, описанной в повести «Ласточка-звёздочка».

4. Подготовка материалов и сообщений для информации в СМИ о развёртывании и ходе проекта.

Заключительное мероприятие проекта пройдёт на сцене одного из ростовских театров или клубов и включит в себя:

выставку визуальных работ, выполненных участниками проекта (карты Ростова военных времен с нанесенными на неё местами событий повести, фотоиллюстрации и живописные иллюстрации к повести, бук-трейлеры, экспозицию быта ростовчан военного времени и т.д.);

демонстрацию видеофильма (20-30 мин.) о проекте и его участниках;

презентацию альбома-буклета «Библиоразведка Ласточка-звёздочка»;

концертную программу по сценарию военного времени тимуровцев библиотеки им. В.М. Величкиной с награждением наиболее активных участников проекта.

Ещё одним важным событием этого проекта может стать театрализованная акция в честь дня рождения писателя В. Сёмина 12 июня 2015 года (День России) во дворе дома на углу проспекта Кирова и ул. Б. Садовой в Ростове, одного из основных мест действия в повести. Содержанием её может стать упомянутая выше «концертная программа тимуровцев военного времени» и другие наиболее удачные фрагменты всего проекта.

Авторы проекта:
сотрудники ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»
А. С. Пхида и Г. В. Зверева.

Рабочая группа проекта :
А. С. Пхида, Г. В. Зверева, М. Ю. Гаврилова


27 Апреля

Георгий Михайлович Садовников

85 лет со дня рождения русского писателя, кинодраматурга Георгия Михайловича Садовникова (1932-2014). «Продавец приключений», «Спаситель океана, или Повесть о странствующем слесаре».

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная  детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Наверх