Версия для слабовидящих

Москва


«Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём»

Марина Цветаева

Нажмите для увеличения. Москворецкий мост. Худ. К.Ф. Юон. Фото с сайта bona-mente.livejournal.com
Москворецкий мост. Худ. К.Ф. Юон
Москворецкий мост. Худ. К.Ф. Юон. Фото с сайта bona-mente.livejournal.com

В Москву С.А. Есенин приехал вместе с отцом в 1912 году. Бревенчатые и дощатые домики окраин Москвы, поля и рощи были близки сердцу поэта, центр – одетый камнем, наполненный суетой, голосами, рассыпающимися на многие говоры народов России, приводил в оторопь, манил и отпугивал. «Здесь нет зари», – писал Есенин другу.

Нажмите для увеличения. На снимке: С. А. Есенин – в середине; А. Н. Есенин – слева; И. Н. Есенин – справа1913, июль, Москва. Фото с сайта: https://ruslit.traumlibrary.net/book/esenin-pss07-073/esenin-pss07-073.html
На фото: С. А. Есенин – в середине;
отец – слева;
дядя – справа.
1913, июль, Москва.
На снимке: С. А. Есенин – в середине; А. Н. Есенин – слева; И. Н. Есенин – справа1913, июль, Москва. Фото с сайта: https://ruslit.traumlibrary.net/book/esenin-pss07-073/esenin-pss07-073.html

Прагматичная, сытая жизнь приказчика в мясной лавке совершенно не устраивала юношу. Есенин того времени – романтик и максималист. В нем стремительно росла вера в свои поэтические силы. Разрывая отношения с отцом, который его содержал, полный сил и желания заявить о себе, Сергей выбирает для себя путь искусства и смело шагает в «каменные джунгли». «Отец у меня всё отнял… Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал».

Нажмите для увеличения. С. А. Есенин. 1913. Москва. Фото с сайта: https://ruslit.traumlibrary.net/book/esenin-pss07-073/esenin-pss07-073.html
С. А. Есенин.
1913. Москва.
С. А. Есенин. 1913. Москва. Фото с сайта: https://ruslit.traumlibrary.net/book/esenin-pss07-073/esenin-pss07-073.html

Сергей Александрович нашел работу по душе – устроился помощником корректора в типографию. Он много читал – по работе и для себя, знакомился с новыми людьми, встречался с авторами, произведения которых издавала типография, писал сам. Много писал. Вел яркую, насыщенную жизнь. Молодой, обаятельный, талантливый, – он искал возможности заявить о себе и вступил в литературно-музыкальный кружок, основанный Иваном Захаровичем Суриковым – поэтом, ярким представителем «крестьянского направления» в русской литературе.

Человеку, менее одаренному, чем Есенин, жаловаться было бы грешно, в Москве отнеслись к нему по-дружески. И все же чувство неудовлетворенности, стремительность перемен (Столыпинская реформа, подъем революционного движения), желание вмешаться в жизнь прямым действием, породили в нём нигилизм (отрицание) и иронию по отношению к русскому литературному наследию. Высокие идеалы русской литературы разбивались о реалии жизни, переставали поддерживать и направлять. Сергей видел цинизм, ложь, хитрость вокруг себя, и пришел к тому, что образцом любви к ближнему, высоким критериям ума и благородства души, отвечает лишь Христос, что истина жизни – в единстве всего мира, что все люди – одна душа. В поэзии эти идеи проявились «религиозным подсветом», православной темой. Ориентация на духовные жанры (духовный стих, псалмы, каноны), христианские сюжеты – всё это не было в творчестве Есенина только компонентами формы, словами для поддержания «деревенской темы».

Нажмите для увеличения. Крестьянин Худ. Николай Петрович Богданов-Бельский. Фото с сайта: public.fotki.com
Крестьянин.
Худ. Николай Петрович Богданов-Бельский
Крестьянин Худ. Николай Петрович Богданов-Бельский. Фото с сайта: public.fotki.com

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,—
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».

С. Есенин «Шел Господь пытать людей в любови...»,
1914 г.

В 1913 году Есенин поступает вольнослушателем на историко-философский факультет Народного университета А. Л. Шанявского.

В 1914 году в Москве в детском журнале «Мирок» состоялась первая известная на сегодняшний день публикация С. А. Есенина — стихотворение «Береза» было опубликовано под псевдонимом «Аристон». Печатались стихи и в других журналах: «Проталинка», «Млечный путь», «Нива».

Нажмите для увеличения. Журнал «Мирок», 1914 г. «Береза», первая публикация С.А. Есенинаю. Фото с сайта: https://ruslit.traumlibrary.net/book/esenin-pss07-073/esenin-pss07-073.html
Журнал «Мирок», 1914 г. «Береза», первая публикация С.А. Есенина
Журнал «Мирок», 1914 г. «Береза», первая публикация С.А. Есенинаю. Фото с сайта: https://ruslit.traumlibrary.net/book/esenin-pss07-073/esenin-pss07-073.html

Есенин пользовался всеми благами большого города (Москва в то время не столица, а второй город Российской империи). Он посещал театры, ходил на концерты, в Третьяковскую галерею, где выставлялись картины его любимых художников Василия Поленова и Исаака Левитана.

«Смотрел Поленова. Конечно у его «Оки» потянуло домой, в рязанский простор. Сродни мне и Левитан. Идешь от одной картины к другой и вот, вспыхивает осень золотом берез и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине… Смотришь и думаешь: «Да ведь это моё, родное, близкое мне, с детства вошедшее в сердце».

Нажмите для увеличения. Ока. Вечер. Худ. Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Файл: Поленов Ока. Вечер.jpg - Википедия
Ока. Вечер. Худ. Василий Дмитриевич Поленов
Ока. Вечер. Худ. Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Файл: Поленов Ока. Вечер.jpg - Википедия

Нажмите для увеличения. Над вечным покоем. Худ. Исаак Левитан (1860—1900). Фото с сайта: https://procanvas.ru/blog/Xydojniki/reprodykcii-kartin-levitana
Над вечным покоем. Худ. Исаак Левитан
Над вечным покоем. Худ. Исаак Левитан (1860—1900). Фото с сайта: https://procanvas.ru/blog/Xydojniki/reprodykcii-kartin-levitana

Оказавшись в Москве, Есенин чувством и разумом остался в деревне. Между тем, само понятие «крестьянский поэт» часто служило признаком сентиментального, чересчур самобытного, пестронародного, уходящего. Сергей Есенин искал себя. Из ловко складывающего слова «пастушка» он перевоплощался в «последнего поэта деревни».

В Москве он чувствует себя равноправным хозяином современной крестьянской России, по-сыновьи любит деревню. Он пишет о крестьянине-труженике, который не может жить без работы, без общения с природой. Есенин – певец созданной крестьянином немеркнущей красоты. Стихи свои, подчас недоделанные, он обычно читал друзьям и советовался с ними, советами дорожил, относился к ним с благодарностью. Читать свои стихи было его потребностью. Здесь, в Москве, Сергей создавал свой метафорический язык, который впоследствии станет стилевой особенностью его поэзии.

В марте 1915 года Сергей Александрович уезжает из Москвы в Петроград. «Славу надо брать за рога. Пойду к Блоку. Он меня поймет…». Сказано – сделано.

Нажмите для увеличения. Большевик. Худ. Борис Кустодиев . Фото с сайта: https://procanvas.ru/blog/Xydojniki/reprodykcii-kartin-levitana
Над вечным покоем. Худ. Исаак Левитан
Большевик. Худ. Борис Кустодиев . Фото с сайта: https://procanvas.ru/blog/Xydojniki/reprodykcii-kartin-levitana

Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.

С. Есенин, «Иорданская голубица», 20-23 июня 1918.Константиново


Летом 1918 года поэт перебрался обратно из Петрограда в Москву, которая теперь стала литературным центром страны. Настроен Есенин был революционно, записался в боевую дружину, когда ездил на родину в Константиново, участвовал в сельских сходках. В январе появилась его книга «Иисус-младенец», в мае – «Голубень» со стихами 1915-1916 годов, вышли в свет «Сельский часослов», «Преображение», второе издание «Радуницы».

Переход к Советской России поэт сравнивал с сотворением нового, справедливого мира. Своих соотечественников Есенин уподобляет апостолам, признанным нести новую веру всему миру, и называет «ловцами вселенной». Люди встречают «светлого гостя» – «революцию на земле и на небесах». Но чем яростнее интервенция, блокада, разруха обрушивали свои удары на Советы, тем сильнее охватывают ум и сердце поэта тревожные чувства и мысли, полные душевного смятения, которые в дальнейшем встретятся в таких произведениях, как «Пугачёв» и «Воспоминание». Уже в поэме «Кобыльи корабли», написанной в сентябре 1919 года, звучат ноты грусти, ощущается крушение надежд:

«Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье».

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. В творчестве поэта произошли большие перемены. Он завел новые знакомства, оказался в кафе «Стойле Пегаса», где собирались имажинисты. «Имажинизм был для Есенина своеобразным университетом. Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой. Это была его революция, его освобождение». Так думает Сергей Городецкий, и, возможно, что в чем-то существенном он прав.

Нажмите для увеличения. Сергей Есенин в кругу современников . Фото с сайта: diafilm.net
Сергей Есенин в кругу современников
Сергей Есенин в кругу современников. Фото с сайта: diafilm.net

Есенин подписывал имажинистские манифесты, увлекался стилистическими экспериментами. В квартире Мариенгофа на Петровке проходили творческие встречи – молодые люди ночи напролет обсуждали будущее русской литературы, спорили о силе образа, о путях развития поэзии. Выступления поэтов – имажинистов привлекали к себе внимание, эпатировали публику. Громкий, грубый голос Есенина было слышно даже на улице. Стихи звучали выразительно, эмоционально. Сергею Александровичу в то время всего 25 лет! Он красив, молод, у него есть слава, друзья, он любит собирать вокруг себя людей, петь и слушать песни, к нему приходят молодые поэты за советом. Как же здесь не быть шумным и заметным? Именно в этот период за поэтом начала закрепляться слава хулигана.

Но в словесных турнирах с А. Мариенгофом и А. Кусиковым он не жертвовал прежними завоеваниями, не отказывался от большой и постоянной любви к русскому крестьянству.

В начале февраля 1919 года Есенин вошел в состав литературной секции при литературном поезде им. А. В. Луначарского. «Секция ставит своей задачей, – сообщила одна из газет того времени, – широкое ознакомление масс с литературой, литературными течениями и школами. В каждом городе, в котором будет останавливаться поезд, будут устраиваться митинги искусства, лекции, диспуты. В литературную секцию вошли: Сергей Есенин, Григорий Колобов, Анатолий Мариенгоф, Петр Орешин, Александр Серафимович, Вадим Шершеневич, Борис Тимофеев и др.». В марте 1919 года Есенин подает заявление о зачислении в члены «Литературно-художественного клуба при советской секции писателей-художников и поэтов».

Москва дарила Есенину щедрые подарки: трепетные чувства к женщине, новые знакомства, творческие находки, поэтические озарения. Но и платить за это приходилось зачастую бытовой неустроенностью, разочарованиями, потерями.

Подробнее о цикле стихов «Москва кабацкая».




28 Октября

Международный день без бумаги. «Научимся использовать бумагу рационально!» – таков основной тезис международной «безбумажной» кампании, которая проходит каждый четвертый четверг октября по всему миру.


Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

Мы в Instagram

Мы в ВКонтакте

Мы в YouTube

контакты


ЛитРес: один клик до книги

Сайт Занимательная Ростовология

Министерство культуры Ростовской области

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

«Интернет-портал «Культура. Гранты России»

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

ПроДетЛит

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Летопись мужества. 1941-1945. Просветительский проект Российской государственной детской библиотеки.

Президент России - гражданам школьного возраста

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области

Культура.РФ. Единый портал популяризации культурного наследия России

Национальные проекты «Культура»

Государственная программа РФ «Доступная среда»

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Мобильное приложение «НЭБ Свет»

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 20.04.2020. Подготовлено Правительством РФ

Ростовская область: меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 29.04.2020. Подготовлено Министерством экономического развития Ростовской области

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

Финансовая культура

Приложение «Мой налог»

Платформа самореализации «Донмолодой.рф»

«Портал Живунадону.рф»

«3D-тур Самбекские высоты»

Отцовство – твой главный жизненный проект

Подростковая агрессия




Наверх