344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 —1889)

https://www.high-endrolex.com/26
Нажмите для увеличения. Михаил Евграфович Салтыков. Фото с сайта culture.ru
Михаил Евграфович Салтыков. Фото с сайта culture.ru

Михаил Евграфович Салтыков родился 27 января 1826 года. Был шестым ребенком в семье потомственного дворянина и купеческой дочки. Усадьба семьи находилось в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Детство Мишеньки не было озарено родительской любовью и внимательностью, не случалось с ним и особенных, незабываемых происшествий. Хотя одно, пожалуй, было – путешествие в пятилетнем возрасте в Москву, к дедушке. Мальчика ошеломило ощущение дали и простора, размеренная, наполненная хозяйственными делами жизнь придорожных деревень, огромное количество нищих и калек, шедших к монастырю Троице-Сергиевой лавры.

Первые яркие впечатления от поездки в Москву и притчи из Библии легли в основу создания волшебного мира фантазии мальчика. Но этот мир не был интересен никому из его домашних… Став взрослым, Михаил Евграфович не любил вспоминать своего детства, но никого лично при этом не винил, а говорил, что тогда весь строй, весь порядок жизни и отношений был таким.

Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной художник, потом с ним занимались старшая сестра, священник из соседнего села, подруга сестры, студент Московской духовной академии. Многие предметы Миша изучал по тетрадям старших братьев и сестер, уже воспитывавшихся в Москве в учебных заведениях для дворянских детей. Русский язык он узнавал по учебникам грамматики, синтаксиса и риторики, но практически ничего не знал из Жуковского, Крылова, Пушкина…

В 1836 году мальчик из «пошехонского захолустья» попал в Москву – столицу обширной Российской империи. Домашнее обучение дало свои плоды – он был принят на пансион в третий класс шестиклассного Московского дворянского института. В этих стенах в разное время учились Грибоедов, братья Тургеневы, Лермонтов. Жизнь каждого ученика была подчинена учёбе. Подъём в пять утра, в семь – молитва и завтрак, до восьми – свободное время. От 8.00 до 12.00 – классы. Затем обед и досуг до 14.00. После – все снова собираются в классы, до шести. В 9 часов – глубокий сон. Учился Салтыков хорошо и в качестве «отличнейшего» ученика был переведен на казенное содержание в Царскосельский лицей – самое привилегированное учебное заведение того времени. Да, да, именно тот, в котором в юности учился Пушкин!

Нажмите для увеличения. Город Пушкин. Лицей. Худ. В. Ф. Алексеев. С сайта http://pushkinland.ru/
Город Пушкин. Лицей. Худ. В. Ф. Алексеев. С сайта http://pushkinland.ru/

Салтыков мечтал о Московском университете, а оказался в Лицее, который относился к военному ведомству. На первом курсе Салтыков ощутил, как обижает неравенство, особенно когда его высокомерно подчёркивают. Рядом с ним учились дети самых благородных дворянских фамилий, сыновья генералов и маршалов. Как ловко на них сидели мундиры и курточки, сколько было у них всяких гигиенических и канцелярских принадлежностей, как щедро они платили за сладости и пирожки! Миша учился за казенный счет, семья ежегодно экономила больше тысячи рублей на его содержание, а он тяготился своим особенным «почётным» положением: «У меня не было ни собственного мундира, ни собственной шинели. В казенной куртке, в холодной шинельке, влачил я жалкое существование, умываясь казённым мылом. Вид у меня был унылым и тусклым…». С Лицеем его примиряло только то, что в нем учился сам Пушкин. Уединенно и скрытно Салтыков сам стал предаваться сочинительству стихов. В ряде случаев он переводил стихи Байрона, Гейне, Гюго, в стихах собственного сочинения было сильно влияние Пушкина и Лермонтова.

Лишённый дружеского плеча, предоставленный сам себе, Миша рос молчаливым, замкнутым. В нем формировался трезвый, критический взгляд на жизнь. В характере появлялись черты, унаследованные от матери: решительность, воля, иногда резкость. Мягкость, присущая отцу, проявлялась в письмах к старшей сестре и брату, вкус к слову, литературе, также унаследованный от отца, даст свои плоды позже.

В пору лицейского «затворничества» Салтыкова в свет вышли следующие книги: первое посмертное издание Пушкина, второе издание «Горе от ума», «Герой нашего времени» и стихотворения Лермонтова, первый том «Мертвых душ» и «Шинель» Гоголя, романы Жорж Санд. В литературе начиналась эпоха смелой мысли, яркого и ясного слова и это влекло к себе всех тех, кто был полон жизненных сил и жаждал получить ответы на вопросы, задаваемые самой жизнью. «Мрачный лицеист» Салтыков много читал и о многом думал.

9 сентября 1844 года Салтыков поступил на службу в канцелярию Военного министерства (г. Санкт-Петербург), где обязан был прослужить, как воспитанник Лицея, целых шесть лет. От служебного однообразия молодого чиновника отвлекал театр, занятия литературой и философией. По пятницам он посещал кружок М.В. Петрашевского.


Нажмите для увеличения. М. Е. Салтыков. Худ. А. Потехин. С сайта: https://kirov.aif.ru/
М. Е. Салтыков. Худ. А. Потехин. С сайта: https://kirov.aif.ru/

Михаил Евграфович больше не писал стихов, но начал писать рецензии на книги для детей и юношества. Молодой критик выступал против образования, оторванного от действительности. Уже в первых печатных выступлениях он безбоязненно высказывал своё мнение, иронично давал оценку общественным вопросам. У Салтыкова отсутствовало самолюбование, он не стремился к оригинальности, юмор и остроумие вырывались невольно, были его прирождёнными качествами. Однако рамки литературной критики не могли вместить всех впечатлений и противоречий «взрослой» жизни. Молодой критик начинает писать прозу. В свет вышли его повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). Продолжая традиции гоголевской «Шинели», Салтыков предложил читателю истории униженных и оскорблённых, при этом он ввёл новую характеристику в уже знакомый образ «маленьких людей», его герои не смиряются, а чувствуют жизненную несправедливость и возмущены сложившимся положением дел. В «Запутанном деле» цензоры усмотрели «некоторое увлечение западными революционными идеями». Салтыкова уволили из канцелярии, арестовали на семь суток, а затем перевели служить в Вятку. Ссылка? Ссылка!

Нажмите для увеличения. Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина. Худ. А. Потехин. С сайта https://kirov-portal.ru
Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина. Худ. А. Потехин. С сайта https://kirov-portal.ru

Сразу по прибытии в Вятку Салтыков писал довольно шутливые письма с нотками искреннего непонимания того, куда он попал и что его ждёт. В столице его ждала блестящая карьера, а здесь? Здесь, в Вятке, Салтыков узнал провинциальную жизнь в самых тёмных её проявлениях, благодаря служебному окружению, командировкам и следствиям, которые на него возлагались. Михаил Евграфович искал отдушину в работе, пообещав себе, что будет работать честно и преследовать нерадивость и равнодушие своих подчиненных и коллег. Он стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

Нажмите для увеличения. Провинция. Худ. Добужинский М. В. С сайта https://lib.kostromka.ru/saltykov/city.php
Провинция. Худ. Добужинский М. В. С сайта https://lib.kostromka.ru/saltykov/city.php

Он забывался в деле, но настроение «мещанской» скуки, одолевало, угнетало и подчиняло. Наконец, 6 ноября 1855 года в Вятку пришло высочайшее повеление нового императора Александра II: «Дозволить Салтыкову проживать и служить где пожелает».

Салтыков уезжал в Вятку 22-летним молодым человеком, вернулся в Петербург 30-летним, много пережившим и передумавшим, изголодавшимся по литературному труду взрослым мужчиной. Первое к чему обратился Михаил Евграфович – это было чтение. С упоением и радостью он читал журнал «Современник», в котором были опубликованы: «Севастопольские рассказы» и «Детство» Л. Толстого, «Рудин» И. С. Тургенева, «Семейная хроника» С. Т. Аксакова, стихотворения Н. Некрасова, статьи Чернышевского. Салтыков активно впитывал яркий и мощный поток свежих литературных впечатлений, его окрыляла любовь к молодой жене, Елизавете Аполлоновне Болтиной, ему хотелось служить и писать для России

Летом 1856 года был опубликован цикл «Губернские очерки», автор – некто «надворный советник Н. Щедрин». Читающая публика заговорила о новом наследнике Гоголя. Вышли статьи Чернышевского и Добролюбова с разбором и высокой оценкой щедринских очерков. Щедрина читали вслух и перечитывали, мгновенно раскупали новые выпуски «Русского вестника», где печатались рассказы. Мало кто знал, что настоящий автор «Губернских очерков» Михаил Евграфович Салтыков. Скрываясь за псевдонимом, он мог оставаться на службе, содержать семью. В 1856 — 1858 годах он являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел. В марте 1858 года Михаил Салтыков был назначен вице-губернатором в Рязань, в апреле 1860 года переведён на ту же должность в Тверь. Салтыков активно содействовал претворению в жизнь крестьянской реформы. На посту вице-губернатора Салтыков много внимания уделял также вопросам культуры и просвещения. Он стремился улучшить материальное положение учителей, многое сделал для того, чтобы в городе появилась библиотека. В 1865 — 1868 годах он возглавлял Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани.

Нажмите для увеличения. Салтыков-Щедрин в Твери (фрагмент) Худ. Дулько Н. С сайта: https://artnow.ru
Салтыков-Щедрин в Твери (фрагмент) Худ. Дулько Н. С сайта: https://artnow.ru

Занимая высокие должности, Салтыков честно выполнял свою работу: не вступал в сговоры, не дружил за компанию, никогда не давал себя унизить, не позволял собой пользоваться. Он часто был грубоват, резок, раздражителен, несдержан в выражениях. Результат – недовольство, наговоры, доносы, поэтому на самых ответственных постах, он не удерживался более двух лет. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник». Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Салтыков видел в литературе возможность оживлять мысль и учить думать читателя. Чтобы не впадать в морализаторство, писатель выбрал для разговора с читателем своеобразную манеру повествования. Он широко и смело обратился к гротеску, фантастике, гиперболе, к разным формам художественного иносказания. Сатирик говорил, что его манера видна в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Так называемая эзоповская речь имела и вынужденный характер, в первую очередь связанный с цензурой. Также Щедрин широко ввел и утвердил в литературе собирательную характеристику, групповой портрет. Лучший тому пример – бессмертные градоначальники и глуповцы из сатирического романа «Истории одного города», написанный в 1869—1870 годах. По своему типу «История одного города» Щедрина стоит в одном ряду с «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и «Путешествием Гулливера» Свифта. Тургенев говорил: «Целиком перевести ее («Историю одного города») невозможно, и западная публика, я думаю, не поняла бы и не оценила бы ее. Местный колорит здесь слишком силен…» (Иван Тургенев «История одного города » ).

Творчество Салтыкова воплощалась в разных литературных формах: рецензия, статья, рассказ, повесть, сказка, роман. Но во всем была простота – и одновременно сложность идеи: говорить, что чёрное — это чёрное и писать черным по белому: метко и едко. В произведениях Салтыков-Щедрин пытался раскрыть общественные проблемы своего времени. Он показывал воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков и прочие проблемы.

Однако, Салтыков был не только писателем. Как только под редакцию Н. Некрасова перешёл журнал «Отечественные записки» (с 1 января 1868 года), Михаил Салтыков стал самым усердным его сотрудником.

В июне 1868 года он окончательно покинул государственную службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова.

Нажмите для увеличения. Салтыков –Щедрин и его литературные герои. Рисунок с сайта https://www.eg.ru/society/61175/
Салтыков –Щедрин и его литературные герои Рисунок с сайта https://www.eg.ru/society/61175/

Сострадание и ненависть – два состояния Салтыкова, сатира и типическое обобщение – два литературных орудия Щедрина. Большая часть написанного им в это время, вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции», «История одного города», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлёвы», «Сборник», «Убежище Монрепо», «Круглый год», «Современная идиллия», «За рубежом», «Письма к тётеньке», «Недоконченные беседы», «Пошехонские рассказы».

В последние годы жизни писатель освоил новую манеру, а по существу создал новый жанр — политическую сказку. «Сказки для детей изрядного возраста» (1882 — 1886) — это сборник, в котором отразилось негодование автора по поводу произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Изданные в 1887 году, сказки печатались в журнале «Отечественные записки», газетах «Неделя», «Русские ведомости» и «Сборнике литературного фонда». При жизни писателя в сборник вошли 23 сказки. Их героями были люди, звери, рыбы, птицы. Сегодня многие сказки входят в круг детского чтения.

В суровом облике писателя внимательные современники: Чернышевский, Некрасов, Тургенев, Толстой, Гончаров, Островский, Достоевский видели человека щедрой души, ведущего титаническую борьбу с царизмом. В гениальном сатирике справедливо видели совесть честной, думающей, передовой России. «Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и горько пророчески хохотал над всеми и всем», — говорил М. Горький.

Осенью 1887 года Салтыков-Щедрин сказал о себе: «В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг. В настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю смерти».

Со времен службы в Вятке писатель страдал жестоким ревматизмом. Мышцы сковывали судороги, возникали непроизвольные подергивания - «пляска святого Витта». 26 апреля 1889 года у него произошел «мозговой удар», он впал в кому и через два дня скончался. Ему было 63 года.

Чем может быть интересен читателю 21 века писатель-борец с царизмом и крепостным правом? В первую очередь тем, что он являл собой образец следующего своим жизненным принципам человека. Главным достоинствами и бедой Салтыкова были самостоятельность мышления и прямота высказывания. Да, его жизнь была не легка, его не принимали и отталкивали, но он прожил свою жизнь честно и достойно. Второе - Салтыков один из первых осознал, что зло не в России, а в самой человеческой природе. Приходится признать, что принятие самых лучших законов не отменят глупость и лень, не воспитают ответственность, не пробудят разум и сердце. На извечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» - он дал ответ своим творчеством: виноваты – сами, что делать – воспитывать и образовывать себя. Какой бы не была Россия, ей требуются люди твердых нравственных принципов, несгибаемой воли и созидательной энергии.

Узнать больше о творчестве и судьбе М.Е. Салтыкова-Щедрина вам помогут книги из фонда нашей библиотеки:

1. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина : материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – Москва : Детская литература, 1977. – 37 с. : ил.

2. Николаев, Д. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Очерк / Д. Николаев. – Москва : Детская литература, 1985. – 222 с. : ил.

3. Покусаев, Е. И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография автора : пособие для учащихся / Е. И. Покусаев, В. В. Прозоров. – Изд. второе. – Ленинград : Просвещение, 1977. – 158 с. : ил.

4. Турков, А. Салтыков-Щедрин / А. Турков. – Москва : Молодая гвардия, 1964. – 366 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

5. Тюнькин, К. Салтыков-Щедрин / К. Тюнькин. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 622 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

6. Салтыков-Щедрин, М. Е. История одного города : справочные материалы : 10 класс / автор-составитель Е. Ю. Липина. – Москва : Дрофа, 1998. – 92 с. – (Школьная программа).

 
https://www.high-endrolex.com/26