344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

https://www.high-endrolex.com/26
Нажмите для увеличения. Афанасий Афанасьевич Фет. Фото с сайта mcenskoenasledie.ru
Афанасий Афанасьевич Фет. Фото с сайта mcenskoenasledie.ru

«Всё, всё моё, что есть и прежде было»

Афанасий в переводе с греческого означает «бессмертный». Родители оказались настоящими провидцами, сын жил долго, а творчество, поистине оказалось бессмертным.

Нажмите для увеличения. Афанасий Афанасьевич Фет. Фото с сайта mcenskoenasledie.ru
Афанасий Афанасьевич Фет. Фото с сайта mcenskoenasledie.ru

Афанасий Афанасьевич родился 5 декабря в имении Новосёлки Орловской губернии в год издания Пушкиным «Руслана и Людмилы» (1820), а умер в год, выхода в печать рассказ Максима Горького «Макар Чудра» (1892). Большая творческая жизнь Фета была наполнена взлётами и падениями.

С рожденья Афанасий носил родовую дворянскую фамилию отца – Шеншин. По словам самого Фета, жил как многие дети, хорошо и грустно. Под руководством матери мальчик выучился немецкой грамоте, а когда стал читать по-русски, горячо увлёкся поэзией Пушкина. Через год после начала обучения в пансионе города Веррло (расположен на территории Эстонии), он получил от отца письмо, в котором говорилось, что отныне должен носить фамилию матери – Фёт. Это означало полный переворот его жизни. Он всегда ощущал себя дворянином, коренным русским... И вот вдруг, он сделался не брат своим сёстрам, не наследник отца, не дворянин, не помещик… Кто он теперь? Разночинец, более того иностранец, со статусом «гессен-дармштадтского подданного» и в документах обязан ставить подпись: «К сему иностранец Афанасий Фёт руку приложил». Как это повлияло на жизнь мальчика? Безысходно трагические обстоятельства лишили его многого, но сделали более собранным и целеустремленным в проявлении себя как личности, как таланта.

Нажмите для увеличения.

Первые стихи поэта были одобрены Гоголем, который ознакомившись с ними, сделал свою пометку: «Это несомненное дарование». Затем была первая публикация стихов в журнале «Отечественные записки». В 1840 году вышел первый сборник «Лирический Пантеон», в 1856 году выходит собрание стихотворений Фета, подготовленное его близким другом – Иваном Сергеевичем Тургеневым. В 1863 году в издательстве К. Солдатенкова издаётся двухтомное собрание стихотворений.

Огромный успех лирические стихи Фета имели всё же преимущественно в литературных, и потому довольно узких, кругах. Широкая публика недоверчиво внимала похвалам издателей поэта, ей были непонятны достоинства поэзии Фета.

Давайте разберемся, в чём причина?

Нажмите для увеличения.

Первая причина в том, что большинство критиков и многие современники считали Фета несвоевременным поэтом. Дарский Д.С. объяснял это так: «Кругом шла страдная, чернорабочая общественная пора; ломались вековые устои, по новому плану перестраивалось государственное здание, ставились дотоле неслыханные национальные и личные проблемы. Весь ум и совесть страны были призваны к дружному напряжению. Публицисты и мыслители, художники и поэты — все одинаково подчинили свои дарования запросам общенародного дела. Но от всех в стороне, «забытый, кинутый в тени», оставался Фет — одинокий, безучастный сам к всеобщему одушевлению и всеми отвергнутый» Фет казался слишком далёким от кипучей, стремительной жизни страны» (Русская мысль, 1915, № 8, отд. XII, с. 18, 24) .

Фет действительно не касался социально-политических проблем, а придерживался позиций «чистого искусства», сознательно сокращал тематический диапазон своей поэзии, затрагивая лишь темы любви, состояния природы, мир переживаний и ощущений.

Нажмите для увеличения.

Второе, Фета считали несостоятельным поэтом, укоряли в узости поэтического репертуара и однообразии поэтических приёмов. Это несправедливо. В своих стихах, в том числе ранних он был разным. Одно из главных его убеждений заключалось в том, что для поэзии нет ничего убийственнее повторения, тем более повторения самого себя. Фет хотел для каждого нового стихотворения найти свой индивидуальный рисунок, свой особый музыкальный лад. Сравните его стихотворения разных лет о ночном небе: «Я долго стоял неподвижно…» (1843), «На стоге сена…» (1857), «Среди звёзд» (1876) и «Сегодня все звёзды так пышно…» (1888) и вы почувствуете, как по-разному он смотрит на звёзды в разные моменты своей жизни и творчества. Прекрасному Фет поклонялся всегда. Он считал, что красота всесильна, целебна, спасительна для души, возвышает человека и уводит его от всего мелкого и суетного. А суетного у Фета в жизни было много.

Нажмите для увеличения.

Третье, критики обвиняли Фета в неточности поэтического слова, простоте речи, в употреблении неправильных конструкций в предложении. Фет же сознательно не придерживался норм поэзии своего времени, тому подтверждение одно из первых его стихотворений «Я пришёл к тебе с приветом…». По тем временам оно было очень дерзким. Создавалось впечатление, что поэт вроде бы и не задумывался над словами, а записал первые, которые к нему пришли. «Строгая художественная обработка слова не свойственна таланту господина Фета…» говорили о его стихах. Афанасий Фет в стихах искал не последовательной, синтаксически расчленённой речи, словарного значения слова, а «музыкального каскада», способного передать всё богатство красок переживаний и движений человеческой души.

В представлении читателей и критиков «самое Фетовское» – это «Шёпот, робкое дыханье…». В стихотворении нет ни одного глагола, только предметы и явления. Всё в этом лирическом произведении для современников Фета было внове, и всё бросалось в глаза своей неожиданностью. Предметы у поэта не предметны, они существуют как знаки чувств и состояний. Так о любви до Фета никто не писал. Стихи были поняты публикой как романс. Действительно, произведения поэта часто становились романсами, которые исполнялись на вечерах в сопровождении фортепиано или гитары.

Нажмите для увеличения. Худ. О. Бердслей . Источник https://www.livemaster.ru/topic/2974943-aubrey-vincent-beardsley-chernyj-almaz-epohi-modern?

Интересно, что Фет в первое путешествие за границу услышал исполнение романса «На заре ты её не буди» на музыку А.Е. Варламова. Слова романса были объявлены как народные, но Фет то знал, что это его слова. То, что стихотворение стало восприниматься как народное, доставило ему истинную радость.

В другой раз, Фет получил весточку от Тургенева, что г-жа Виардо положила его стихи «Шёпот, робкое дыханье», «Тихая звёздная ночь» и «Я долго стоял неподвижно» на музыку. Фет был польщён. Всё это доказывает музыкальность поэзии Фета. Великий Чайковский писал о нём: «Фет есть явление совершенно исключительное… Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам хотя бы и сильным, но ограниченным пределом слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого также его часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним…».

Предметных и «конкретных» стихов у Фета немного, одно из них «Е.С. Хомутовой» (Соизмеряя дар с приветом). Оно шуточное и написано при получении от госпожи Хомутовой пышного букета цветной капусты. Это же стихотворение опровергает обвинения современников в отсутствии чувства юмора и следов биографии в поэзии Фета. Действительно, стихи Афанасия Афанасиевича не рассказывают о конкретных людях, не называют их имена, но описывают его личные конкретные ощущения и страсти, размышления. Таковы: «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (о дубе и берёзе в Ясной Поляне), «Севастопольское братское кладбище» («Какой тут дышит мир!»), многочисленны посвящения Тургеневу И.С., графине С.А. Толстой (жене Л. Толстого), П.И. Чайковскому, Л.Н. Толстому, Ф. И. Тютчеву. Все они были ему близки и своей дружбой помогали Фету жить и ощущать себя поэтом.

Личные, любовные переживания поэта также запечатлены в творчестве. Его жизнь была окрашена светлым, но трагическим чувством к Марии Лазич, которая не могла стать ему женой (это было их совместное решение). Ей посвящены многие стихи Фета «Старые письма» (1859), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» (1878), «Аlter ego» (1879), «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» (1887).

Бесценна переписка А.А. Фета с И. Тургеневым и Л. Толстым. Писать же о своей семье, родителях, учёбе, жизненных перипетиях, службе в армии ради восстановления дворянства, российского гражданства и доброго имени, Фет решит в своих мемуарах «Мои воспоминания» и «Ранние годы моей жизни».

Нажмите для увеличения.

В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина. В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. В 1860 году на средства приданого жены купил имение Степановка в родной Орловской губернии. В последующие годы выращивал рожь, запустил проект конного завода, строил больницу для крестьян. Во время голода помогал крестьянам деньгами и другими средствами. В 1867 году вошёл в должность мирового судьи. В 1873 году ему были возвращены родовая фамилия и дворянство: «По высочайшему указу 26 декабря 1873 года была, наконец утверждена за Афанасием Афанасьевичем отцовская фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами».

В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьёвку в Курской губернии. П.И. Чайковский, побывав у поэта писал: «Что за очаровательный уголок эта Воробьёвка. Настоящее жилище для поэта». Новое имение своими природными красотами призывало к поэтическому творчеству. И главным и постоянным делом Фета становятся переводы. Он переводит римского поэта Овидия, затем Горация, делает перевод «Фауста» Гёте, «Мир как воля и представление» Шопенгауэра.

В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

За год до этого, после 20-летнего перерыва, в 1883 году, вышла новая поэтическая книга его личных стихотворений — «Вечерние огни». Заглавие, несомненно, говорило о вечере жизни, её закате. Время для новых песнопений было не менее благоприятным, чем в 60-е годы, когда он вовсе ушёл из поэзии. Общественному вкусу была более понятна гражданская поэзия Н.А. Некрасова и С.Я. Надсона. Но «вечерний день» Фета оказался необычным, в своём роде единственным. К финалу своего творческого пути поэт пришёл на высшем пределе выражения таланта. Основные темы позднего периода творчеств Фета – природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Фет достиг высоты в поэзии. Это можно назвать чудом не только фетовской поэзии, но и личности Фета вообще. Полонский писал ему: «Жду и буду ждать твоих «Вечерних огней». Хотелось бы сказать: все ждут… весь наш интеллигентный мир ждёт огней твоих, — но, увы! этого никто не скажет». Известность фетовских «Вечерних огней ограничилась кругом друзей и давних поклонников его ранних стихов…

Критик Николай Страхов однажды написал: «Не всякому времени даётся чувство поэзии. Фет точно чужой среди нас и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпою божеству». Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих». «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», — говорил он. Друзья организовали торжественный 50-летний юбилей поэтической деятельности Фета. Однако немногочисленные гости вызвали у Фета, как чувство благодарности, так и горечи и печали.

И всё же читатели оценили ключевые мысли и мотивы, внутреннюю стройность и цельность «Вечерних огней». В стихотворениях поэта они ощущали чистоту, молодость и свежесть. Как это получалось у 65-летнего Фета? Его спросили об этом. Афанасий Афанасьевич ответил, что пишет о любви по памяти. Фет потому и был поэтом, что способен был живо помнить и словом оживлять свои воспоминания, возрождать к жизни дорогих ему людей. «Полуразрушенный, полужилец могилы» (из стихотворения Фета) он продолжал петь о таинствах любви, отзываться на созвучный ему трепет природы, молодости, красоты:

Ещё люблю, ещё томлюсь
Перед всемирной красотою
И ни за что не отрекусь
От ласк, ниспосланных тобою.
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
Покорны солнечным лучам,
Там сходят корни в глубь могилы
И там у смерти ищут силы
Бежать навстречу вешним дням.

Фет А.А. «Еще люблю, еще томлюсь перед всемирной красотой» (1890)

Фет умер 21 ноября 1892 года, не дожив двух дней до 72-х лет. Он попросил жену позвать доктора, а тем временем продиктовал секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному» и подписал «Фет (Шеншин)». Писатель скончался от сердечного приступа.

«Обидно мне было видеть, как равнодушно встретили печальное известие даже те, кого оно больше всего должно было тронуть. Какие мы все эгоисты! <…> Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Всё это он ценил и всем наслаждался, но я уверен, что всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал — их прелесть несравненна. Чем дальше, тем больше будут это понимать и другие». (Из письма Николая Страхова Софье Толстой, 1892 год).

Нажмите для увеличения.

Первыми кто высоко поднял престиж поэзии Фета, были символисты. О близости и большой для себя значимости творчества Фета писали Валерий Брюсов, Константин Бальмонт. Несомненное влияние Фета испытали Андрей Белый, Александр Блок. (Сравните блоковское «Девушка пела в церковном хоре…» и фетовское «Офелия гибла и пела». Фет близок Блоку не одной только музыкой, но и несомненной глубиной и чистотой стиха. Прослеживается интерес к Фету у Бунина, Есенина, Пастернака. Массовый интерес литературоведов и читателей к жизнеутверждающей поэзии Фета, относится ко времени после Великой Отечественной войны. Творчество Фета высоко ценили А. Т. Твардовский и С. Я. Маршак.

Можно говорить и о вспышке интереса к Фету в 60-е года 20 века. Он стал знаменем так называемой «тихой лирики». Когда в противовес «громкой, стадионной» поэзии «шестидесятников» (Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский) появились поэты (Николай Рубцов, Владимир Соколов и проч.) стихи которых о пути, памяти, звёздах, любви часто становились песнями, исполняемыми под гитару в кругу друзей, в походах у костра.

Афанасий Фет верил, что «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами». Новаторство идей, поэтический импрессионизм, отказ от злободневности, поиск новых поэтических форм – это то, за что любят Фета читатели, за что следует его уважать.

Нажмите для увеличения.

Интересные ссылки:

Афанасий Фет отвечает на вопросы анкеты : Ответы А. А. Фета на вопросы «Альбома признаний» дочери Л. Н. Толстого Татьяны Львовны // Избранное. – URL : http://www.izbrannoe.com/news/mysli/afanasiy-fet-otvechaet-na-voprosy-ankety/ (Дата обращение : 3.12.2020).

Вайдман, В. П. Фет Афанасий Афанасьевич / В.П. Вайдман // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. – URL : http://www.tchaikov.ru/fet.html (дата обращения : 03.12.2020).

Книги из фонда нашей библиотеки о жизни и творчестве Фета:

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич: к 200 летию со дня рождения : выставка в школьной библиотеке / авторы-составители Н. И. Бобкова, Л. Е. Коршунова. – Москва : РШБА, 2020. – 8 листов ил. + 24 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2.; Вып. 9, 2020). – Приложение к журналу «Школьная библиотека».

Корф, О. Б. Детям о писателях. XIX век : книга для учителей, воспитателей / О. Б. Корф – Москва : Издательство Стрелец, 2015 – С. 46.

Маймин, Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет : книга для учащихся / Е. А. Маймин. – Москва : Просвещение, 1989. – 157 с. – (Биографии писателя).

Произведения А. А. Фета из фонда нашей библиотеки:

Фет, А. Воспоминания / предисловие Д. Благого; составитель А. Тархова. – Москва: Правда, 1983. – 496 с.

Фет, А. Трепет жизни... : стихотворения / А. Фет ; составитель Е. Полтавец. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 1998. – 446 с. – (Домашняя библиотека поэзии).

Фет, А. Улыбка красоты : стихотворения. 1840-1892 / А. А. Фет ; составитель Л. А. Озерова. – Москва : Школа-Пресс, 1995. – 734 с.



https://www.high-endrolex.com/26