Концепция библиотечного обслуживания детей: подходы и размышления
18-24 апреля 2011г. в Российской государственной детской библиотеке состоялось Всероссийское совещание директоров детских библиотек. Обсуждалась тема «PR и внешние связи детских библиотек. Стратегическое партнерство и PR детских библиотек как технология создания толерантного общества».
Участникам совещания была представлена Концепция развития библиотечного обслуживания детей, разработанная заведующей научно-методическим отделом РГДБ Н.В. Бубекиной. Основу Концепции составляет применение библиотеками сервисов Веб 2.0, что позволяет им выйти на новый современный уровень работы с пользователями.
В дополнение к материалу Н.В. Бубекиной рекомендуем познакомиться со статьей канд. пед. наук Е.В. Ивановой, преподавателя Волго-Вятской академии госслужбы (Нижний Новгород), опубликованной в газете «Библиотека в школе», 2010г., №№21,23.
Концепция библиотечного обслуживания детей: подходы и размышления
Бубекина Н.В.,
заведующая научно-методическим отделом РГДБ
Библиотечное обслуживание детей - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития личности ребенка.
Библиотечная услуга - конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки.
Этапы развития личности и приобщения ее к культуре:
I этап – пренатальный и первые годы жизни (примерно до 3-х лет). Характеризуется интуитивным (на бессознательном уровне) осваиванием среды обитания.
II этап– (примерно до 6-7 лет) – это осознание своей особенности и неповторимости, сопровождаемое интуитивным и доброжелательным принятием всей внешней культуры.
III этап– (примерно до 12 лет) - образное схватывание культурных норм и ценностей оттесняется развитием рационального и критического отношения к среде.
IV этап – (примерно до 15 лет) – углубление автономности культурного саморазвития. Культурное самоопределение подростка осуществляется в рамках молодежной субкультуры, которая развивается в оппозиции к субкультуре взрослых. Это этап кризиса отношения к культуре.
V этап – (примерно до 18 лет) – этап выбора личности, ее культурного самоопределения.
В чем нуждаются дети?
1. В безопасности как собственной жизнедеятельности, так и окружающего мира;
2. В любви, уважении и принятии близкими как уникальной личности, независимой, обладающей собственной волей, целью и желаниями;
3. В достижение успеха, одобрения, признания;
4. В своевременном развитии интеллекта (познавательные потребности: знать, уметь, исследовать);
5. В самоактуализации (реализация своих целей, способностей);
6. В развитии эмоциональной сферы, чувств, способности к эмпатии;
7. В развитии творческих способностей;
8. В гармоничности окружающего мира как единства прекрасного и доброго (красоты и добра);
9. В развитии поликультурности (понимание и уважение различных культур);
10. В вере в достойное будущее и в понимании своей ответственности и возможного вклада в это будущее;
11. В устойчивой связи с окружающими, развитии коммуникативных способностей, как в реальной, так и в виртуальной среде.
Проблемы в сфере библиотечного обслуживания детей:
1. Отсутствие государственной поддержки библиотечного обслуживания детей в силу отсутствия продуманной стратегии развития детства.
2. Усиление конкуренции в борьбе за читателя, размывание типологических и видовых особенностей библиотек.
3. Сокращение сети детских библиотек, перевод в части школ библиотечных работников на ½ и ¼ ставки.
4. Слабые фонды (моральное устаревание, недостаточное финансирование новых поступлений, снижение тиражей и, как следствие, не поступление их в детские и школьные библиотеки).
5. Слабая информированность населения о деятельности современных детских и школьных библиотек.
6. Отставание в развитии от общества и требований общества.
7. Параллелизм и дублирование многих библиотечных процессов в библиотеках разных ведомств.
8. Отсутствие координации и кооперации ресурсов детских и школьных библиотек.
9. Влияние Интернета и современных информационных технологий на уровень пользования библиотеками.
Детская библиотека - специализированное библиотечное учреждение или структурное подразделение библиотечных систем, обладающее организованным универсальным фондом и справочно-информационными ресурсами, выполняющие информационные, образовательные, культурно-просветительские функции и функции организации досуга детей, предоставляющие библиотечные услуги своим пользователям.
Миссия детских библиотек: создание комфортных условий для приобщения детей к ценностям мировой и отечественной культуры, самообразованию и осмысленному досугу, выполнение просветительской функции.
Школьная библиотека - структурное подразделение образовательного учреждения, обладающее организованным фондом и справочно-информационными ресурсами, выполняющее функции обеспечения учебно-воспитательного процесса данного учреждения, а также информационную и культурно-просветительскую функции и предоставляющее библиотечные услуги своим пользователям.
Миссия школьных библиотек: наиболее полное информационно-библиотечное обеспечение целей, задач и содержания образовательного и воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.
Международный вектор:
Приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей
Дания, Норвегия, Япония, Южная Корея
Появились национальные центры детского чтения и литературы для детей
Франция, Япония, Южная Корея и др.
Открываются самостоятельные детские библиотеки
(специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании)
Франция, Италия, Нидерланды
Открываются небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона
Германия, Нидерланды, Аргентина, Куба, Индонезия, Китай, Бенин