Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать


Библиографическое пособие для лиц, профессионально занимающихся вопросами детского чтения,учителей и родителей.

Введение

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:
он лишь маленький беззащитный взрослый.
Ж. Сесборн

Дети - это наше будущее, не только каждой отдельной семьи, но и страны в целом, поэтому проблема защиты прав ребенка очень актуальна в современном обществе, в частности, и в России. Но, к сожалению, ежедневно мы сталкиваемся с самыми грубыми нарушениями в этой сфере. В чем же причина этого, кто виноват в первую очередь - государство или семья? Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев. Если традиционные защитные функции семьи исчезают или превращаются в свою противоположность, они могут нанести непоправимый ущерб еще не зрелой личности ребенка. Иными словами, сегодня есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

В каждой стране дети составляют около 20-25% населения. В России несовершеннолетних граждан более 30 млн. Среди самых опасных современных угроз, взрослые отмечают наркотики, насилие, компьютерные игры, влияние улицы, болезни. Но нередко и сами взрослые являются проводниками в этот мир неблагополучия, закрывая глаза на проблему и не уделяя детскому вопросу должного внимания. В процессе медленного и трудного преодоления кризиса находится российское образование. Поэтому чрезмерно важно здесь участие государства в решении накопившихся трудностей. Немалая часть ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина была посвящена проблемам детей. Среди них - невыплата алиментов более чем половине детей, проживающих в неполных семьях, кризис семьи и трудное положение детей в неблагополучных семьях, социальное обеспечение и «квартирный вопрос» детей-сирот, проблемы детей-инвалидов и др.

«Положение детей в нашей стране остается весьма сложным, - отмечается в докладе Уполномоченного, - их права рутинно нарушаются как родителями, так и должностными лицами». Объясняется это целым рядом явлений: отсутствует сводное федеральное законодательство по правам детей, подзаконные акты (внутриведомственные приказы и инструкции) объективно затрудняют государству и обществу контроль над соблюдением прав и интересов ребенка. Сказывается «укоренившаяся в обществе привычка воспринимать права ребенка как что-то искусственное, а самих детей как объект любви и заботы, а не как субъект права».

Существование другой, более страшной, проблемы - детского суицида, логически вытекает из всего вышесказанного. Если общество не может сделать детей объектом любви и заботы, то пытается сделать объектом права, но и это не всегда получается. В результате сам ребенок не ощущает защищенности ни с какой стороны, ни семья, ни государство не дают ему никаких гарантий. Он остается один на один с этим миром, далеко не всегда дружелюбным, и часто становится не на тот путь, но помочь ему некому. В этом и состоит весь ужас этой ситуации. Эксперты отмечают, что в России велики риски детского суицида. В последние 15 лет ежегодно совершается 2 тысячи детских самоубийств. Общество сегодня активно ищет адекватные способы защиты детей от нового вызова современности - агрессии в сетях Internet .

Воспитание детей и подростков постепенно становится одним из приоритетов государственной политики. Только при условии соблюдения установленных прав можно добиться положительных результатов в решении столь наболевшего детского вопроса. С момента рождения, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, маленький гражданин взят под охрану государства и обладает следующими правами:

  • Жить и воспитываться в семье
  • Общаться с родителями и другими родственниками
  • Защищать свои права
  • Выражать своё мнение
  • Право на имя, отчество и фамилию
  • Изменение фамилии и имени
  • Право на имущество
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на образование и другие.

Именно этим остро социальным проблемам посвящено представленное вашему вниманию пособие «Правовая защита детства», адресованное лицам, профессионально занимающимся вопросами детского чтения: учителям, родителям, воспитателям, библиотекарям.

Для удобства в использовании оно делится на 5 разделов, включающих законодательные акты, сценарии, книги и статьи (с 1994 г. по настоящее время), знакомящие взрослых с проблемами правовой защиты детей. В разделе «Твои права: взрослые рекомендуют детям» представлен список литературы, которая может быть рекомендована детям младшего и среднего школьного возраста. Источники интернет, собранные в специальном разделе, помогут ориентироваться в основных правовых вопросах в области защиты прав детства.

В данном пособии мы хотели отразить основные аспекты защиты прав ребенка и профилактики жестокого обращения с детьми. На наш взгляд, это лишь верхушка айсберга, т. к. многие вопросы по-прежнему остаются открытыми и мы лишь в начале пути их разрешения.

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г: вступила в силу для СССР 15.09.1990].

2. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998г.: опубликован 24 июля 1998г.: ред. 17 декабря 2009г.] .

3. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [утв. ВС 22.07.1993 N 5487-1: ред. от 27.12.2009г.].

4. Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон: [принят Гос. Думой 4 декабря 1996г: опубликован 21декабря 1996 N 159-ФЗ: ред. от 17.12.2009]

5. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон: [принят Гос. 20 ноября 2009г.: опубликован 2 декабря 2009г.: 1001300 Федер. целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы].

6. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 декабря 1995г.: опубликован 29 декабря 1995г.: ред. от 30.06.2008г: с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008].

7. Об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях Ростовской области: постановление Администрации РО от 31.12.2008 N 628

8. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 N 10 [ред. от 06.02.2007]

Проблемы правовой защиты детей

1. Всё о младшем школьнике: книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей/ под. ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф, 2004.- 398с., ил.

2. Диалектика прав человека и социальных общностей (взаимосвязь личных и коллективных прав человека, права человека и права народов, права человека и права меньшинств, защита прав женщин). Права ребенка как общечеловеческая ценность (международная защита детей, национальные механизмы прав ребенка)// Права человека: учеб. пособие.- М.: Тетра Системс, [Б.г.].- С. 142-190.

3. Права ребенка: сборник международных документов/ сост. и авт. вступ. статьи. Г.М. Мелков.- М.: Юридическая литература, 1998. - 607с.

4. Шнекендорф, З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: пособие для учителя/ З. К. Шнекендорф.- М.: Вита-Пресс, 1997. - 48 с.

5. Вскрывшаяся рана. Ювенальная юстиция: симптом или диагноз?// Фома.- 2010.- № 6.- С. 17.

6. Дети России на пороге 21 века//Дитя человеческое.- 2000.- № 4-6.- С. 64.

7. Дробот, О. Наша свобода - свобода наших детей/ О. Дробот// Семья и школа.- 2000.- № 1.- С. 2-5.

8. Жукова, М. Цветы без солнца / М. Жукова // Смена.- 2007.- № 11.- С. 22-29.

9. Ионова, Л. Букварь закона. Ростовские юристы создали правовой сайт для детей// Российская газета. - 2009. - 30 апр.- 6 мая. - С. 14.

10. Киракосян, А. Как нарушают права ребенка в Ростовской области/ Анита Киракосян //Молот. - 2008. - 25 нояб. - С. 6.

11. Колосков, С. Права ребенка в образовании/ С. Колосков// Народное образование.- 2001.- № 9.- С. 26-34.

12. Корен, М. Ребенок должен знать свои права/ М. Корен// Библиотека.- 2000.- № 6.- C. 45-47.

13. Пашин, С.А. Ювенальная юстиция: как должно, как можно и как есть/ С.А. Пашин// Семья и школа.- 2000.- № 12.- С. 13-15.

14. Пишкова, О. Права ребенка в Российской Федерации сегодня и перспективы на будущее/ О. Пишкова //Защити меня!- 2007.- № 1.- С. 6-8.

15. Сомервилл, М.-Р. Дети не могут ждать/ М.-Р. Сомервилл; пер. Р. Пановой, В. Чудиновой// Школьная библиотека.- 2000.- № 5.- С. 74-79.

16. Сомервилл, М.-Р. Дети не могут ждать/ М.-Р. Сомервилл; пер. Р. Пановой, В. Чудиновой// Школьная библиотека.- 2001.- № 1.- С. 39-43.

17. Силласте, Г. Дети - это наши маленькие граждане/ Г. Силласте// Основы безопасности жизнедеятельности.- 2001.- № 6.- С. 2-11.

18. Спесивцева, О.И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка/ О.И. Спесивцева// Вестник образования.- 2000.- № 16.- С. 65-74.

19. Чаплин, В.; протоиерей. Грани вмешательства. Ювенальная юстиция: позиция Церкви/ В. Чаплин; подготовила М. Ермаченко // Фома.- 2010.- № 6.- С. 25.

20. Шаг в пропасть или прыжок на месте?/ П. Астахов [и др.]// Фома.- 2010.- № 6.- С. 18-24.

21. Яковлева, Н.А. Первоочередные меры по защите прав детей и детства/ Н.А. Яковлева// Основы безопасности жизни.- 2002.- № 3.- С. 34-38.

Твои права: взрослые рекомендуют детям.

1. Астахов, П.А. Я и дорога : [для среднего школьного возраста] / Павел Астахов ; [худож.: В.В. Лесников, М.М. Герасимов]. - Москва : Эксмо, 2009. -126 с. : ил.

2. Астахов, П.А. Я и магазин: [для среднего школьного возраста] / Павел Астахов ; [худож. М.М. Герасимов]. - Москва: Эксмо, 2009. - 75, [3] с. :ил.

3. Астахов, П.А. Я и семья: [для среднего школьного возраста]/ Павел Астахов; [худож.: Л.П. Лазарева, М.М. Герасимов].- М.: Эксмо, 2009.- 78, [1] с.: ил.

4. Астахов, П.А. Я и улица: [для среднего школьного возраста]/ Павел Астахов; [худож.: В.В. Лесников, М.М. Герасимов].- М.: Эксмо, 2009.- 95, [1] с.: ил

5. Астахов, П.А. Я и школа: [для среднего школьного возраста]/ Павел Астахов; [худож.: Л.П. Лазарева, М.М. Герасимов].- Москва: Эксмо, 2009.- 92, [2] с.: ил

6. Астахов, П.А. Я отдыхаю: [для среднего школьного возраста]/ Павел Астахов; [худож.: Е.А. Полковникова, М.М. Герасимов].- М.: Эксмо, 2009.- 93, [1] с.: ил.

7. Ваши права!/ худож. Е.С.Шабельник.- М.: Вита-Пресс.- 1997. - 64 с. : ил.

8. Мои права: справочник для учащихся начальной школы/ [О.В. Манихин, Л.И. Саитова, Е.А. Певцова, В.Л. Терёхин.; под общ. ред. Е.А. Певцовой].- М.: Новый учебник, 2008.- 77 с.: ил.

9. Права человека: кн. для чтения. 5-9 кл. Ч. 2.- М.:[Б.и], 1999.- 358 с.

10. Словарь по правам человека. 5-9 классы/ сост. А.Д. Лонгман, А.П. Шмидт; пер. Н. Смаглова.- М.: [Б.и], 1998.- 47с.

11. Усачев, А.А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых /Андрей Усачев; ил. Татьяна Кормер. - М.: Эксмо, 2008. - 70, [1] с. :цв. ил.

Сценарии

1. Богданец, И.И. Права ребенка / И.И. Богданец// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 29-33.

2. Дайнеко, Е. 7хЯ=Семья/ Е. Дайнеко// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 60-65.

3. Детству солнце подарите// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 4-14.

4. Конвенция, закон, права// Ты имеешь право/ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 99-113.

5. Кто я такой и что мне нравится?// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 50-51.

6. Права ребенка на неприкосновенность личности// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 51-54.

7. Право на жизнь// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 122-125.

8. Счастье твое закон бережет// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 48-51.

9. Турнир знатоков по правам ребенка // Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 51-56.

10. Чтобы достойно жить// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 14-25.

11. Я - ребенок, я - человек// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 25-28.

12. Я уважаю твое право// Ты имеешь право/ ред.-сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2003.- С. 57-60.

13. Александрова, Ю. Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь/ Ю. Александрова// ПедСовет.- 2005.- № 8.- С. 15-16.

14. Аминов, А. Деловая игра по правам ребенка/ А. Аминов// Защити меня.- 2001.- № 4.- С. 14.

15. Кострыкина, Т. Азбука прав ребенка/ Т. Кострыкина// Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 3.- С. 44-49.

16. Ляпустина, М. Я-ребенок, Я-человек/ М. Ляпустина // Читаем, учимся, играем.- 2002.- № 3.- С. 15-17.

17. Макаренко, Ю. Игра-путешествие "Права детей"/ Ю. Макаренко// Воспитание школьника.- 2004.- № 3.- С. 71-73.

18. Первушина, И. "Каждый ребенок имеет право"/ И. Первушина// Последний звонок.- 2002.- № 12.- С. 13-15.

19. Седых, Т. Познание азов правовой культуры/ Т. Седых// Школьная библиотека.- 2002.- № 7.- С. 42-44.

20. Туловьева, А. Почему растаяло ледяное королевство?/ А. Туловьева// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2005.- № 9.- С. 22-24.

Источники Интернет

1. http://www.usynovite.ru/consult/law/nechaeva

2. http://www.pravadetey.ru

3. http://school-sector.relarn.ru/prava/

4. http://doroga.karelia.ru/shkola/kogda_natshat



Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans