Версия для слабовидящих

Песни военных лет в судьбе Елены Георгиевны Джичоевой



«Темная ночь»

Каждый раз, когда я слышу песню «Темная ночь», передо мной встает такая картина.

Джичоева Лена с мамой. Весна 1945 г.

Джичоева Лена с мамой. Весна 1945 г.

1944 год. Я с бабушкой стою на Старом базаре, возле собора. Мне пять лет, я в короткой облезлой шубейке, из рукавов которой едва ли не по локоть высовываются руки. Как и все там, мы тоже что-то продаем. Это «что-то» лежит прямо на земле, на тряпке, прихваченной по углам четырьмя камушками. Покупателей почти нет, хотя сквозь ряды не пробиться - все продавцы. Продают, у кого что есть: какие-то старые вещи, непонятные мне железки. Спросом пользуются разве что камни для зажигалки и махорка.

Устав стоять возле бабушки, я обхожу ряды. Солдат без ноги, в грубо обструганной деревяшке, растягивая меха гармони, поет – на земле возле него лежат использованные, надписанные открытки - и такое, оказывается, можно продавать. Я пытаюсь рассмотреть картинки, но не могу - внимание отвлекают слова песни:

«В темную ночь ты, любимая,

знаю – не спишь

И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь...»

Я не понимаю, что такое «тайком». Я еще не знаю про существование наречий, не понимаю, что «тайком» - значит, тайно, украдкой.

Мне кажется, что «Тайком» - это какой-то таинственный Он, кто утирает кому-то слезу. Ночью, у детской кроватки. Ночь и детская кроватка - это мне понятно.

А солдат надрывно поет:

«Верю в тебя, в дорогую подругу мою», - и вдруг захлебывается слезами. Плачет он страшно, горлом. Мне и боязно, и жгуче-интересно: отчего так плачет солдат?

- Кипятку! Кому кипятку? - слышу я голос знакомой мне бабки «крикухи», как ее тут называют.

Расталкивая толпу, она подходит к солдату:

Опять! Ну, не надо! Хватит! Ты на вот лучше кипяточку попей, согрей душу!

И она наливает из большого медного чайника в жестяную кружку дымящийся на морозе кипяток. Он отстраняет кружку, отворачивается, шумно втягивает в себя воздух носом - «шморгает» и, сбившись с куплета, продолжает петь:

«Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная черная степь пролегла между нами…»

Солдат уже успокоился, голос его окреп, он словно решился на что-то или под чем-то подвел черту...

А я, вдруг потеряв к нему интерес, пробираюсь сквозь толпу к бабушке - та (я вижу издали) уже тревожно ищет меня глазами.

«Огонек»

Джичоева Елена Георгиевна

Джичоева Елена Георгиевна

В начале 90-х годов меня познакомили с Прасковьей Степановной Гришиной - в годы войны она была медсестрой в полевом передвижном госпитале. Вернее, сначала не познакомили, а попросили прочитать ее записи военных лет.

Среди ее записей, похожих на суховатый отчет о пережитом, меня неожиданно привлекла одна деталь.

«Есть у меня гитара, - писала Прасковья Степановна, - она и сейчас висит на стене, как дорогая реликвия. Эта гитара прошла со мной всю войну - от первых дней до последних».

Дальше я буду пересказывать то, что услышала от нее.

Откуда гитара? Оказалось, отец Прасковьи Степановны был военным музыкантом. Гитара была семейная, и когда началась война, Прасковья Степановна решила взять ее с собой.

Было ли время для гитары? Оказывается, было. В госпитале организовали небольшую художественную самодеятельность - раненых ведь лечили не только врачи и медикаменты, но и песни, стихи.

А уж как любили они эти концерты! Особенно часто просили Прасковью Степановну спеть. Это уже значительно позже она стала Прасковьей Степановной, а тогда была просто Паня, Панечка. И она пела - «Маленький домик на Юге», «Закури, дорогой», «Землянку», «Огонек» - песни военных лет.

Но коротки были те концерты - снова привозили раненых, и Паня, маленькая‚ подвижная девушка, Огоньком ее называли, снова становилась сестрой милосердия.

В первые месяцы войны погиб муж - Паня-то и замужем толком не побывала: поженились перед самой войной. Известие о смерти пришло, когда Пане надо было вести концерт. «Я же не сумею ни спеть, ни объявить», - помертвевшим голосом прошептала она врачу. Но тот твердо взял ее за плечо: «Надо их поддержать», - кивнул он в сторону раненых.

Это потом уже она поняла, что мудрым был врач - знал, что нельзя ей было в тот момент предаваться горю. И она объявляла и пела. Дрожащим, прерывающимся голосом…

Прасковьи Степановны уже нет на свете, и неизвестно, куда делась гитара, но и сегодня, когда я слышу песни военных лет, мне кажется, что сейчас их подпоет молоденькая Паня Гришина.



1 Мая

 Владимир Алексеевич Потапов

85 лет со дня рождения писателя Владимира Алексеевича Потапова (1932-2004). «Пылающие алтари», «Факел гонца», «Песня странника». Жил и работал в посёлке Весёлом Весёловского района Ростовской области.

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная  детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Наверх